Задание 2. Познакомьтесь с отрывком из книги К.И. Чуковского «Живой, как жизнь. Разговор о русском языке». О каких тенденциях развития языка говорится в нем?




Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов 2-го курса (1-й МК)

Задание 1

Ответить на вопросы:

1.Почему в языке образовались разные стили речи, в чем основное различие между ними?

2.Тексты каких стилей воспринимаются на слух легче, каких – труднее?

3.Где находит употребление разговорный стиль языка?

4.Что входит в состав разговорного функционального стиля (цель, набор языковых средств, формы (жанры), в которых существует)?

5.Как можно доказать тезис о системном характере разговорного стиля?

6.Что объединяет все книжные стили языка?

7.Какова сфера употребления официально-делового стиля?

8.В чем состоят особенности написания деловых бумаг?

9.Чем различаются между собой жанрово-ситуативные стили официально-деловой речи?

10.Правомерно ли ставить вопрос о наличии речевых штампов в официально-деловой речи? Почему?

11.Каковы наиболее продуктивные способы пополнения состава научной терминологии?

12.В каких жанрах реализуется научный стиль?

13.Какое положение занимает публицистический стиль в системе функциональных стилей современного русского литературного языка? Чем объясняется его особое положение?

14.Каков состав публицистически окрашенной лексики?

15.На что следует обращать особое внимание, когда мы воспринимаем тексты публицистического стиля?

16.В чем состоит сходство и различие между публицистической речью и языком художественной литературы?

17.Какова задача художественного стиля?

18.В чем заключаются особенности характерных языковых средств художественных произведений?

Задание 2. Познакомьтесь с отрывком из книги К.И. Чуковского «Живой, как жизнь. Разговор о русском языке». О каких тенденциях развития языка говорится в нем?

Лексика каждой эпохи изменчива, и ее невозможно навязывать позднейшим поколениям. (И кто же станет требовать, чтобы слово кавардак воспринималось в настоящее время как «лакомое блюдо» или как «боль в животе».) Прежние смысловые значения слов исчезают бесследно, язык движется вперед без оглядки – в зависимости от изменения социального строя, от завоеваний науки и техники и других чрезвычайно разнообразных причин. Каждый живой язык, если он и вправду живой, вечно движется, вечно растет.

Но одновременно с этим в жизни языка чрезвычайно могущественна и другая тенденция прямо противоположного свойства, столь же полезная. Она заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи… Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы, превратился бы в хаос, утратил бы свой целостный, монолитный характер. Только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется то, что, как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны, незыблемы.

Задание 3. Прочитайте текст. Какой план работы над рукописью предлагает Н.В. Гоголь? Составьте его, назовите этапы обработки текста.

Сначала нужно набросать всё как придется, хотя бы плохо, водянисто, но решительно всё, и забыть об этой тетради. Потом, через месяц, через два, иногда более (это скажется само собою), достать написанное и перечитать; вы увидите, что многое не так, много лишнего, а кое-чего и не достает. Сделайте поправки и заметки на полях – и снова забросьте тетрадь. При новом пересмотре ее – новые заметки на полях, и где не хватит места - взять отдельный клочок и приклеить сбоку. Когда будет все таким образом исписано, возьмите и перепишите тетрадь собственноручно. Тут сами собой явятся новые озарения, урезы, добавки, очищения слога. Между прежних вскочат слова, которые необходимо там должны быть, но которые почему-то никак не являются сразу. И опять положите тетрадку. Путешествуйте, развлекайтесь, не делайте ничего или хоть пишите другое. Придет час – вспомнится заброшенная тетрадь; возьмите, перечитайте, поправьте тем же способом, и когда снова она будет измарана, перепишите ее собственноручно. Вы заметите при этом, что вместе с крепчанием слога, с отделкой, очисткой фраз как бы крепчает и ваша рука; буквы ставятся тверже и решительнее. Так надо делать, по-моему, восемь раз. Для иного, может быть, нужно меньше, а для иного и еще больше. Я делаю восемь раз. Только после восьмой переписки, непременно собственною рукою, труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания. Дальнейшие поправки и пересматриванье, пожалуй, испортят дело; что называется у живописцев: зарисуешься. Конечно, следовать постоянно таким правилам нельзя, трудно. Я говорю об идеале. Иное пустишь и скорее. Человек все-таки человек, а не машина.

Задание 4. Как вы полагаете, изменилось соотношение между устной и письменной речью с появлением компьютера, интернета, сотового телефона, видеотелефона, аудиокассает? Изложите свое мнение в форме письма к другу.

Задание 5. Конкретизируйте, если необходимо, ситуацию (когда, где с кем, о чем) перечисленных ниже видов коммуникаций. Напишите, в каких случаях уместна только книжная речь, только разговорная, а в каких и та и другая.

Публичное выступление, лекция, сообщение, разговор пациент с врачом, разговор ученика с учителем, интервьюирование, разговор пассажиров в автобусе, разговор покупателя с продавцом, беседа между друзьями, разговор за обеденным столом.

Задание 6. Напишите несколько названий телепередач, для которых характерна в основном книжная речь,и передач, в которых преобладает разговорная речь. От чего это зависит?

Для справок: «Новости», «Доброе утро», «Клуб путешественников», «Сегоднячко», «До шестнадцати и старше», «Однако», «Сегодня», «У всех на устах», «Подробности», «Парламентский час», «В мире животных», «Человек в маске», «Слушается дело», «Зеркало», «Герой без галстука», «Гомеопатия и здоровье», «Герой дня».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: