Часть 3. Анализ модели задачи




 

3.1. Выбрать изменяемый элемент. Для этого проверить, хорошо ли поддается изменениям инструмент, входящий в конфликтующую пару. Если этот инструмент плохо поддается изменениям, следует заменить его в модели задачи икс-элементом.

Правило 3. Изменяемым элементом следует брать инструмент (или один из инструментов), а не изделие.

Правило 4. Если на 2.2. в конфликтующую пару вошел инстру­мент, а на 3.1. произведена замена инструмента на икс-элемент, необходимо заново записать формулировку шага 2.6., поскольку изменяется модель задачи. Типичная формулировка модели задачи при икс-элементе: необходимо ввести икс-элемент, который обеспе­чивал бы устранение (указать вредное действие) или получение (указать полезное действие) при имеющемся инструменте. Напри­мер: «Необходимо найти икс-элемент, который обеспечивал бы при­ем молнии при отсутствующем проводящем стержне».

Правило 5. Если в модели задачи указан отсутствующий ин­струмент, надо обязательно ввести икс-элемент.

Правило 6. Икс-элемент всегда хорошо поддается изменениям.

Правило 7. Если конфликтующие действия исходили из разных элементов пары (схема 2 в таблице 1), то при переходе от пары к одному элементу (шаг 3.1.) может измениться формулировка конфликта. Например, конфликт в паре состоит в том, что изделие вредно действует на полезно действующий инструмент. При переходе к одному элементу формулировка конфликта должна быть «привя­зана» к этому элементу: полезно действующий инструмент не обла­дает способностью противостоять вредному действию.

Примечания: 9) Хорошо поддаваться изменениям — значит лег­ко и управляемо изменять положение в пространстве и (или) фи­зические параметры (размеры, форму, скорость, силу и т. д.), и (или) допускать введение добавок. В частности, электромагнитные н тепловые поля относятся к элементам, хорошо поддающимся изменениям (если условиями задачи специально не оговорено об­ратное).

10) Икс-элемент не обязательно должен оказаться какой-то новой вещественной частью системы. Икс-элемент — это некое изме­нение в системе, некий икс вообще. Он может быть равен, напри­мер, изменению температуры или агрегатного состояния какой-то части системы или внешней среды.

11) В некоторых задачах встречаются многозвенные схемы конфликтов, например:

 

В (молоток) (пробойник) (стена)

Такие схемы сводятся к однозвенным:

 

 

или

 

если считать Б изменяемым изделием или перенести на Б основной признак А.

12) Иногда условия задачи содержат дополнительное ограничение: инструмент должен быть неизменяемым. Такие задачи решают введением икс-элемента, выполняющего функции второго инструмента:

 

 

3.2. Записать формулировку идеального конечного результата ИКР-1:

если на 3.1. выбран инструмент:

(указать инструмент) сам устраняет (указать вредное дейст­вие), сохраняя способность совершать (указать полезное действие);

если на 3.1. выбран икс-элемент:

икс-элемент, абсолютно не усложняя систему и не вызывая вредных явлений, устраняет (указать вредное действие), сохраняя способность инструмента совершать (указать полезное действие).

Пример. Икс-элемент, абсолютно не усложняя систему и не вызывая вредных явлений, обеспечивает прием молнии при отсут­ствующем проводящем стержне (то есть при гарантированном не­поглощении радиоволн).

Примечания: 13) Кроме конфликта «вредное действие связано с полезным действием», возможны и другие конфликты, например «введение нового полезного действия вызывает усложнение систе­мы» или «одно полезное действие несовместимо с другим». Поэтому приведенные в 3.2. формулировки ИКР следует считать только об­разцами, по типу которых необходимо записывать ИКР. Общий смысл этих формулировок: приобретение полезного качества (или устранение вредного) не должно сопровождаться ухудшением дру­гих качеств (или появлением вредного качества).

14) Если из условий задачи известно, каким должно быть го­товое изделие, и задача сводится к определению способа получения этого изделия, может быть использован метод «шаг назад от ИКР». Изображают готовое изделие, а затем вносят в рисунок минималь­ное демонтирующее изменение. Например, если в ИКР две детали соприкасаются, то при минимальном отступлении от ИКР между деталями надо показать зазор. Возникает новая задача (микро-за­дача): как устранить дефект? Решение такой микро-задачи обычно не вызывает затруднений и часто подсказывает способ решения об­щей задачи.

3.3. Определить оперативную зону (03).

Примечания: 15) В простейшем случае оперативная зона — эточасть изменяемого элемента, в пределах которой необходимо обес­печить сочетание требований, указанных в формулировке ИКР. Опе­ративная зона может включать и пространство между инструмен­том и изделием. Если инструмент сдвоенный, в оперативную зону может входить пространство между инструментами.

16) Если инструмент — поле, то оперативная зона может час­тично или полностью проникать в изделие. Это необходимо учиты­вать и в том случае, если изменяемым элементом взят икс-элемент, поскольку неизвестный элемент может оказаться полем.

Оперативная зона может проникать в изделие и в тех слу­чаях, когда инструментом является вещество (в частности, мелко - дисперсное). Но такое проникновение возможно лишь при условии, что оно не нарушает условий задачи.

17) Оперативная зона может геометрически включать и весь изменяемый элемент. В этом случае слова «часть элемента» озна­чают «составная часть, распределенная во всем пространстве» (на­пример, «кислород - часть воздуха...»).

18) Силы, действие которых проявляется в оперативной зоне (например, сила давления), могут создаваться устройствами, нахо­дящимися вне этой зоны.

3.4. Определить оперативное время (0В).

Примечание. 19) Оперативное время - это время, в течение ко­торого необходимо обеспечить сочетание требований, указанных в формулировке ИКР-1.

3.5. Усилить формулировку ИКР-1 дополнительным требовани­ем: в систему нельзя вводить новые вещества и поля, необходимо использовать измененные вещества и поля, уже имеющиеся в сис­теме, прежде всего, в оперативной зоне.

Пример. Усиленная формулировка ИКР-1: измененный столб (стержень) воздуха (на месте отсутствующего молниеотвода) сам поглощает молнию, не поглощая радиоволн.

Примечание: 20) На шаге 3.5. полезно составить также вспо­могательную формулировку предельного ИКР: изделие само себя обрабатывает — без всяких инструментов.

Пример. Предельная формулировка ИКР-1: молния сама се­бя отводит в заданное нами место.

ВНИМАНИЕ: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ВОЗНИКАЕТ В ВИДЕ «РАЗРЫВА» В ЛОГИКЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА. «РАЗРЫВ» ПОДОБЕН МАЛОЗАМЕТНОЙ ТРЕЩИНЕ В СТЕ­НЕ; ВАЖНО НЕ ПРОСКОЧИТЬ МИМО. НЕ СПЕШИТЕ! ОБ­РАЩАЙТЕ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА ВСЕ АНОМАЛИИ И НЕСООТВЕТСТВИЯ В ХОДЕ АНАЛИЗА.

 

Пример. В задаче о молниеотводе 0В включает время Т1разряда молнии и время Т2 до следующего разряда. В течение Т1 ОЗ должна быть проводником, в течение Т2 - непроводником. То есть молниеотвод должен появляться при разряде и исчезать по окончании разряда. Быстрое появление—исчезновение молниеот­вода возможно лишь в том случае, если появлением управляет сама молния (это соответствует «предельному ИКР»). Здесь уже есть почти все слагаемые ответа. Столб воздуха, «установленный» вмес­то «отсутствующего молниеотвода», должен под действием самой молнии становиться проводящим, а потом возвращаться в началь­ное состояние. Остается уточнить один вопрос: как сделать, чтобы столб воздуха «охотнее», чем обычный воздух, превращался бы в проводник при появлении молнии. Это — физика 9 класса. Про­стейший способ — уменьшение давления воздуха в столбе. Авт. свид. 177497: «Молниеотвод, отличающийся тем, что с целью при­дания ему свойства радиопрозрачности он выполнен в виде изго­товленной из диэлектрического материала герметически закрытой трубы, давление воздуха которой выбрано из условия наименьших газоразрядных градиентов, вызываемых электрическим полем разви­вающейся молнии».

3.6. Записать формулировку физического противоречия на мак­роуровне: часть элемента в оперативной зоне в течение 0В должна (указать физическое макросостояние, например, «быть электропро­водной»), чтобы выполнять (указать одно из конфликтующих дей­ствий или требований), и должна (указать противоположное физи­ческое макросостояние, например, «быть неэлектропроводной»), чтобы выполнять (указать другое конфликтующее действие или тре­бование).

Пример. Столб воздуха должен быть электропроводным при разряде молнии, чтобы отводить молнию, и не должен быть элек­тропроводным в остальное время, чтобы не отводить радиоволны.

Примечания: 21) Физическим противоречием (ФП) называют противоположные требования к физическому состоянию оператив­ной зоны.

22) Если составление формулировки ФП вызывает затруднения, можно составить краткую формулировку: «Элемент (или часть эле­мента в оперативной зоне) должен быть, чтобы (указать), и не должен быть, чтобы (указать)».

3.7. Записать формулировку физического противоречия на мик­роуровне: в оперативной зоне должны быть частицы вещества (ука­зать их физическое состояние или действие), чтобы обеспечить (указать требуемое по 3.6. макросостояние), и не должны быть такие частицы (или должны быть частицы с противоположным со­стоянием или действием), чтобы обеспечить (указать требуемое по 3.6. другое макросостояние).

Пример. В столбе воздуха (при разряде молнии) должны быть свободные заряды, чтобы обеспечить электропроводность (для отвода молнии), и не должны (в остальное время) свободные за­ряды, чтобы не было электропроводности (из-за которой погло­щаются радиоволны).

Примечания: 23) При выполнении шага 3.7. еще нет необходи­мости конкретизировать понятие «частицы». Это могут быть, на­пример, домены, молекулы, ионы и т. д.

24) Частицы могут оказаться: а) просто частицами вещества, б) частицами вещества в сочетании с каким-то полем и (реже), в) частицами поля.

25) Если задача имеет решение только на макроуровне, 3.7. мо­жет не получиться. Но и в этом случае попытка составления микро ФП полезна, потому что дает дополнительную информацию: за­дача решается на макроуровне.

3.8. Записать формулировку идеального конечного результата ИКР-2: оперативная зона в течение оперативного времени сама обеспечивает (указать противоположные физические макро- или микросостояния).

Пример. Нейтральные молекулы в столбе воздуха сами превращаются в свободные заряды при разряде молнии и снова ста­новятся нейтральными после разряда.

Правило 8. В ходе анализа могут возникнуть ответы на зада­чу. Ни в коем случае нельзя прерывать анализ из-за этих ответов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: