т.п) – узаконено единогласно.




КНИГА ОЧИЩЕНИЯ (ТАХАРА)

Список правильных мнений по вопросам,

Рассмотренным в процессе изучения книги «Булуг уль-Марам».

"Фатх уль-'Аллям фи дирасат ахадис булуг иль-марам хадисиян уа фикхиян ма'а зикри ба'диль масаиль аль-мульхака"

(Помощь от Знающего в изучении хадисов "Булуг уль-Марам" с точки зрения хадисоведения и фикха, а также упоминание некоторых дополнительных вопросов).

Автор: Абу 'Абдилля Мухаммад ибн 'Али ибн Хизам аль-Фудали аль-Ба'дани.

Уроки провел и перевел: Руслан Абу Ибрахим

ٱلرَّحِيمِ ٱلرَّحۡمَـٰنِ ٱللهِ بِسۡمِ ‎

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Глава о водах

1 Вступление. Слушать: https://www.youtube.com/watch?v=N1x0GuxrrZY

2 Виды воды - 2 вида: чистая, очищающая (тахур) и нечистая (наджас).

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=zkeKwhCWwgM

3 Омовение тем, что выжато из чистых веществ (например, из корней деревьев) – не узаконено, но если то, что выжато полностью соответствует свойствам воды и называется водой, то омовение этим узаконено.

/Омовение водой, которая смешалась с чистым веществом, поменяла свойства и название/ – не узаконено, т.к. это уже не вода, а например, чернила или бульон и т.п.

/Омовение водой, в которой сварили что-то чистое (не наджас), и вода изменила свойства и название/ – не узаконено.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=wl-t1kzWG-c

Омовение водой, в составе которой то, от чего невозможно избавиться (минералы, соль и

т.п) – узаконено единогласно.

/Вода, к которой добавлена земля или песок/ – омовение ею узаконено, если вода течет по

органам тела и не сильно загустела от песка. А если сильно загустела, то это уже не вода, а грязь.

/Вода, изменившаяся из-за нахождения рядом с чем-либо чистым, и из-за этого поменяла запах (вода рядом с благовоньями и т.п)/ - омовение ею узаконено.

/Вода, поменявшая одно из ее свойств (цвет или запах или вкус) из-за смешения с чем-либо чистым/– омовение ею узаконено.

Слушать разбор этого вопроса:

4. https://www.youtube.com/watch?v=srcVRJ7LvrM

5. https://www.youtube.com/watch?v=yFxal3FcxSI

6 Омовение набизом – не узаконено, т.к. это не вода.

(Набиз – настойка из фиников. Берут воду и кладут в нее финики, затем оставляют их в ней на определенное время, и эта вода превращается в настойку (гуще воды). Затем, убирают финики до того, как он начнет опьянять и пьют этот набиз)

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=wNzsvuTRF-I

7 Вода с измененными свойствами из-за застаивания, а не перемешивания с чем-либо – узаконено.

(Основа в воде – чистота. Довод на 3-7 вопросы - Слова Аллаха: «وَأَنزَلْنَا مِنَ السَّمَاءِ مَاءً طَهُورا».

«Мы ниспосылаем с неба чистую и очищающую воду» или: «فَلَمْ تَجِدُواْ مَاء فَتَيَمَّمُواْ صَعِيداً طَيِّباً».

«И вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле» и др. Пока вода называется водой и не изменила одно из свойств из-за попадания в нее нечистоты, то омовение ею узаконено)

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=RGIrDZThvvs

 

8 Мертвечина моря, которая разрешена к употреблению – мертвечина тех животных, которые не способны жить, кроме как в воде (моря, реки и т.п).

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=nWBL5dzlIZs

 

9 Омовение водой моря – узаконено.

(Довод на 8-9 вопросы - хадис со слов Абу Хурейры о том, что сподвижники спросили о воде моря и пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Его вода чистая и его мертвечина дозволенная» (Четверо). Достоверный. «هو الطَّهُور ماؤه الحِلُّ ميتته»)

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=8Ru5MlLQkXs

 

10 Что такое «куллятейн» и каков его объем – бочки местности Хаджар (рядом с Мединой). Объем двух таких бочек примерно 220-250 литров. 1 кирба около 45 литров. Одна кулля около 2,5 кирбы.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=oReAr94EF88

 

11 Большое или малое количество воды, смешанное с нечистотой (наджас) – если вода изменила одно из своих свойств, тогда нечистота (наджас), а иначе чистая, очищающая (тахур)

(Основа в воде – чистота. Довод Слова Аллаха: «وَأَنزَلْنَا مِنَ السَّمَاءِ مَاءً طَهُورا». «Мы ниспосылаем с неба чистую и очищающую воду» или: «فَلَمْ تَجِدُواْ مَاء فَتَيَمَّمُواْ صَعِيداً طَيِّباً». «и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле» и др. Пока вода называется водой и не изменила одно из свойств из-за попадания в нее нечистоты, то омовение ею узаконено)

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=5FldxKhSzAc

12 Мало воды смешалось с нечистотой (наджас), но не поменяла свойств – чистая, не наджас.

(Основа в воде – чистота. Довод Слова Аллаха: «وَأَنزَلْنَا مِنَ السَّمَاءِ مَاءً طَهُورا». «Мы ниспосылаем с неба чистую и очищающую воду» или: «فَلَمْ تَجِدُواْ مَاء فَتَيَمَّمُواْ صَعِيداً طَيِّباً». «и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле» и др. Пока вода называется водой и не изменила одно из свойств из-за попадания в нее нечистоты, то омовение ею узаконено)

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=gCiqkuwaBZk

 

13 Становятся ли нечистотой жидкости (кроме воды) при смешении с нечистотой (наджас) – если поменяют одно из своих свойств, то превращаются в нечистоту (наджас), а иначе нет (как вода). (Примечание: хадис – «если жир жидкий, то не приближайтесь к нему» недостоверный. Ошибся передатчик по имени Ма’мар ибн Рашид. «إن كان مائعا فلا تقربوه»)

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=9V70QoUiRaQ

 

 

14 Омовение водой, нагретой на солнце – узаконено.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=3g2UgpP9NJY

 

15 Омовение водой, нагретой на огне - узаконено.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=t3LwhVyGle8

 

16 Омовение водой «Зам-зама», а также водой из колодцев Хиджра (в районе Табука) – водой «Зам-зама» узаконено без всякой нежелательности,

(Довод на вопросы 14-15, а также о воде «Зам-зама» – отсутствие довода на запрет. А если вода нагрета так сильно, что невозможно совершать омовение совершенным образом, тогда нежелательно), а водой из колодцев Хиджра – не узаконено и недействительно. (Довод – хадис от Ибн ‘Умара о том, что им было приказано вылить то, что они набрали из колодцев, и скормить верблюдам то тесто, которое замесили, используя эту воду (согласованный). Это – явный хадис на запрет. "أن الناس نزلوا مع النبي ﷺ على الحِجْر أرض ثمود فاستقوا من آبارهم و عجنوا به العجين فأمرهم النبي ﷺ أن يهريقوا ما استقوا و يعلفوا الإبل العجين و أمرهم أن يستقوا من البئر التي كانت تَرِدها الناقة"))

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=svui5cO5188

 

17 Купание (гусль) от полового осквернения (джанаба) в стоячей воде – запрещено (харам) (Довод – хадис со слов Абу Хурейры марфу’ан: «Пусть никто из вас не купается (гусль) в стоячей воде тогда, как он находится в половом осквернении (джунуб)» (Муслим). «لا يغتسلْ أحدكم قي الماءِ الدائمِ و هو جُنُبٌ»)

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=DFVCRYPDHBM

18 Действительно ли очищение (гусль) оскверненного (джунуб) в стоячей воде – нет.

(Довод – хадис со слов Абу Хурейры марфу’ан: «Пусть никто из вас не купается (гусль) в стоячей воде тогда, как он находится в половом осквернении (джунуб)» (Муслим). «لا يغتسلْ أحدكم قي الماء الدائمِ و هو جُنُبٌ»). В нем запрет на саму сущность действия. Правило фикха - «Запрет влечет за собой недействительность». Доводы на это правило – см. уроки по «Правилам фикха»)

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=TdIgra7AGvo

19 Мочиться в стоячую воду – запрещено (харам).

(Довод – хадис со слов Абу Хурейры марфу’ан: «Пусть никто из вас не мочится в стоячую воду, которая не бежит, так как затем ему понадобится купаться в ней (гусль)» (аль-Бухари).

«لا يبولَنَّ أحدكم في الماءِ الدائمِ الذي لا يجري ثم يغتسلُ فيه »)

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=TG34oJqKanM

 

20 Испражняться в стоячую воду – запрещено и хуже, чем мочится в нее.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=y1HtLSoKFOU

 

21 Мочиться в текучую воду – нежелательно (макрух).

( Довод – слова в хадисе «которая не бежит».

Нежелательно из-за того, что может привести к загрязнению).

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=oD6iXaPKkM8

22 Очищение мужчины водой, оставшейся в сосуде после омовения женщины – нежелательно.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=3-Lz4Oa07xk

 

23 Очищение женщины водой, оставшейся в сосуде после омовения мужчины – нежелательно.

Довод на 22-23 вопросы – собирание между хадисами. Запрет – со слов мубхама: «Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) запретил брать гусль женщине той водой, которая осталась от мужчины…» и наоборот («ас-Сахих аль-Муснад»).

Дозволено – со слов Ибн ‘Аббас: «После того, как он (Да благословит его Аллах и приветствует) хотел взять гусль этой водой, одна из его жен сказала: «Я была в состоянии большого осквернения». Ответил: «Поистине, вода не становится от этого нечистотой» (Хороший хадис – Четверо, кроме ан-Насаи).

Примечание: хадис Ибн ‘Аббаса: «Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) брал гусль той водой, которая осталась после Меймуны (Муслим) – отклоненный (шазз).

В нем: сомнения ‘Амра ибн Динара в том, кто ему передал. А в другом месте приходит без сомнений, но в иснаде слабые передатчики. «كان يغتسلُ بفضل ميمونةَ». К тому же, этот хадис противоречит хадису Меймуны (то, что он (Да благословит его Аллах и приветствует) брал гусль вместе с Меймуной (согласованный – от нее). А также с ‘Айшей (хадис ‘Айши: «Я и посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует)брали гусль от полового осквернения из одного сосуда, и наши руки соприкасались (согласованный). «كنت أغتسل أنا و رسول الله ﷺ من إناء واحد تختلف أيدينا». Добавка: «и встречались» «و تلتقي» (Ибн Хиббан) - введенная в хадис (мудрадж)). «إن النبي ﷺ و ميمونة كانا يغتسلان من إناء واحد»))

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=x_op3s3JRss

24 Очищение мужчины и женщины из одного сосуда одновременно – разрешено.

Довод – то, что он (Да благословит его Аллах и приветствует) брал гусль вместе с Меймуной (согласованный – от нее).

А также с ‘Айшей (хадис ‘Айши: «Я и посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует)брали гусль от полового осквернения из одного сосуда, и наши руки соприкасались (согласованный). «كنت أغتسل أنا و رسول الله ﷺ من إناء واحد تختلف أيدينا». Добавка: «и встречались» «و تلتقي» (Ибн Хиббан) - введенная в хадис (мудрадж)).«إن النبي ﷺ و ميمونة كانا يغتسلان من إناء واحد».

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=7wHDqeLH638

25 Омовение водой, однажды использованной при омовении или гусле – узаконено.

(Довод – отсутствие довода на запрет. Вода остается на своей основе чистоты и очищения)

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=sAhqK1ybzSI

26 Собака и ее слюна – собака не наджас, а ее слюна - нечистота (наджас).

(Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Очищение посуды одного из вас, если в нем полакала собака – чтобы он помыл ее 7 раз, в первый раз песком» (Муслим). «طُهُورُ إناءِ أحدكم إذا ولغ فيه الكلب أن يغسلَه سبع مراتٍ أُولهنَّ بالتراب». Слово «Очищение» указывает на то, что ее слюна – нечистота (наджас). Примечание: добавка: «и пусть выльет воду» - шазз (отклоненная) ‘Али ибн Мусхира)

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=9YupPIk-xHg

27 Все ли собаки равны в постановлении о нечистоте – да.

Довод: слово хадиса общее, объемлет всех собак.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=7N0Hwc67_hM

28 Мытье посуды после собаки семь раз – обязательно (уаджиб).

(Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Очищение посуды одного из вас, если в нем полакала собака – чтобы он помыл ее 7 раз, в первый раз песком» (Муслим). «طُهُورُ إناءِ أحدكم إذا ولغ فيه الكلب أن يغسلَه سبع مراتٍ أُولهنَّ بالتراب». Слово «Очищение» указывает на то, что ее слюна – нечистота (наджас). Примечание: добавка: «и пусть выльет воду» - шазз (отклоненная) ‘Али ибн Мусхира)

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=9i3p3InMVcI

29 Обтирание землей посуды, в которую полакала собака – обязательно.

(Довод – хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Очищение посуды одного из вас, если в нем полакала собака – чтобы он помыл ее 7 раз, в первый раз песком» (Муслим). «طُهُورُ إناءِ أحدكم إذا ولغ فيه الكلب أن يغسلَه سبع مراتٍ أُولهنَّ بالتراب». Слово «Очищение» указывает на то, что ее слюна – нечистота (наджас). Примечание: добавка: «и пусть выльет воду» - шазз (отклоненная) ‘Али ибн Мусхира)

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=9g2_K8MwsZo

30 Когда необходимо обтирать посуду землей после лакания собаки – лучше всего в 1-ый раз (не условие), но можно в один из семи раз. И можно в 8-ой раз, опираясь на хадис ‘Абдуллаха ибн Мугаффаля.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=q1yRQINM7rw

31 Как необходимо обтирать посуду землей – сначала смешиваешь землю с водой, а затем обтираешь сосуд полученной смесью.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=h6-ph3SQs8w

32 Можно ли использовать мыло или порошок вместо земли – нет.

(Довод – шариат повелел использовать землю. И причина этого – «только из-за поклонения» (та’аббудия). И эти вещи были во времена пророка (Да благословит его Аллах и приветствует). А Аллах сказал: «وَمَا كَانَ رَبُّكَ نَسِيّا» «Твой Господь не забывчив» (19: 64))

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=yIwbu04hEmU

33 Если собака полакала воду в посуде несколько раз – достаточно помыть 7 раз.

(Также если несколько собак полакали в одной посуде. Это как если бы одна собака полакала в ней долго)

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=YZrgY4Z35o8

 

 

34 Если собака полакала воду не из сосуда – эту воду нельзя назвать наджасом с уверенностью, но возможность этого допускается, т.к. слюна собаки - нечистота (наджас) и не имеет вкуса, цвета или запаха, а, значит, не может изменить свойств воды.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=Vx8QrNxC1Do

35 Собака облизала что-либо твердое, не жидкое – необходимо отбросить это место и то, что вокруг него, а остальное считается чистым.

(Довод – хадис Меймуны о том, что люди спросили о мышке, попавшей в жир и умершей в нем. Ответил (Да благословит его Аллах и приветствует): «Выбросьте то, что вокруг нее, и ешьте остальное» (аль-Бухари). «ألقوها و ما حولها و كلوه»)

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=O5TxZ43N480

36 Вода, которая была в посуде, в которую полакала собака - эту воду нельзя назвать наджасом с уверенностью, но возможность этого допускается, так как слюна собаки - нечистота и не имеет вкуса, цвета или запаха, а, значит, не может изменить свойств воды.

(Поэтому лучше избегать этой воды для малого омовения и т.п., но если нет другой воды, то ин шаа Аллах можно ее использовать, ведь мы не можем с уверенностью заявить, что эта вода – наджас. Это касается также вопроса 34)

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=VvGA61ro4Ko

 

 

37 Можно ли мыть посуду после собаки той водой, которая была в посуде при лакании – нет. (Слово хадиса: «пусть выльет ее» - слабое, но достоверно пришло, что Абу Хурейра приказывал выливать эту воду, если хочешь помыть посуду (ад-Даракутни). А он - передатчик хадиса про лакание собаки. К тому же, в этой воде есть сомнение)

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=ZAzyZXZxXXE

38 Остальные части тела собаки, чистые (тахир) или нечистые (наджас) - чистые (тахир).

(И если она засунет свою лапу и т.п. в сосуд с водой, то не обязательно мыть этот сосуд от нечистоты. Но если из-за чистоты, то ничего страшного. К тому же, есть вероятность того, что ее слюна попала на части тела)

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=-ZJ6BSzJ9Pk

 

 

39 Моются ли семь раз нечистоты, кроме слюны собаки – нет.

Главное удалить нечистоту. Можно использовать землю, но не как поклонение, а то будет нововведением (бид’а).

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=wU85yKWG2y0

 

40 Нужно ли мыть посуду после собаки незамедлительно – нет.

(Потому что нет вреда посуде от того, что на ней есть нечистота. Слова: «Очищение посуды одного из вас» указывают на то, что нужно мыть ту посуду, которую мы используем. И этим исключается посуда животных (кошки, собаки и т.д)), но если есть вероятностьтого, что кто-то может эту посуду использовать, то нужно помыть ее сразу.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=luVgvK0pe-U

 

41 Обязательно ли вылить воду из посуды, в которую полакала собака – да.

(Слово хадиса: «пусть выльет ее» - слабое, но достоверно пришло, что Абу Хурейра, приказывал выливать эту воду, если хочешь помыть посуду (ад-Даракутни), а он - передатчик хадиса про лакание собаки. К тому же, в этой воде есть сомнение)

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=AuQe-bdGA2k

42 Слюна свиньи – чистая, не наджас.

Это - мазхаб Малика, который противоречит мазхабу большинства. Довод - отсутствие довода на нечистоту ее слюны. Кроме как если она поела что-то из нечистоты, а затем полакала воду в посуде, то она может измениться из-за наджасы. А что касается аята (смысл): «Скажи: «Из того, что дано мне в откровении, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое является скверной» (6: 145), то он не является явным доводом на то, что сама свинья (а не мясо) является нечистотой.

А основа относительно животных, в том числе и свиньи – чистота (не наджас).

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=0NHRoOxCVFg

43 Вода, оставшаяся в посуде после лакания кошки – чистая.

[ Довод:

1) Хадис Абу Катады о кошке марфу’ан: «Она не является нечистотой, но она из тех, кто кружит вокруг вас» (Четверо). Достоверный. «إنها ليستْ بنجس إنما هي من الطوَّافين عليكم».

2) Основа – чистота. Если она поела нечистоту, то: Это - мазхаб Малика, который противоречит мазхабу большинства.

Довод – Отсутствие довода на нечистоту ее слюны. Кроме как если она поела что-то из нечистоты, а затем полакала воду в посуде, то она может измениться из-за наджасы].

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=-Z-N4hfVqlk

44 Вода, оставшаяся в посуде после лакания хищников – чистая.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=nT7hz-n2Bxw

 

 

45 Вода, оставшаяся в посуде после питья осла или мула – чистая.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=_NUlXVP1TYg

 

46 Вода, оставшаяся в посуде после лакания животных, мясо которых употребляется в пищу – чистая.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=eAN3K2kdNvw

 

 

47 Вода, оставшаяся в посуде после питья лошади – чистая.

[ Довод на 44 – 47 вопросы: отсутствие довода на то, что она становится нечистотой. Примечание: приведение хадиса Ибн ‘Умара (куллятейн) о том, что спросили о хищниках, на что ответил: «Если воды больше, чем куллятейн, то она переносит нечистоту», то этот довод на загрязнение воды путем питья хищников не явный. «إذا كان الماءُ قُلَّتَيْنِ لمْ يحمِلِ الخَبَثَ» ]

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=OlxDw9m5_-Q

48 Кал человека – нечистота единогласно.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=N7sewonbDt4

49 Моча человека: 1) Взрослого – нечистота единогласно. 2) Грудного мальчика – нечистота с разногласием (Дауд аз-Захири). Этот вопрос придет ниже (104) с доводами.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=ScV_jEoCLI0

 

50 Обязательно ли очищать землю именно водой – нет.

Если нечистота была удалена любым способом (солнце, песок и т.п.), то земля чистая. Примечание: шейх уль-Ислам в «Маджу’ уль-Фатауа» 21 т./475 стр. сказал, что запрещено использовать еду и питье для удаления нечистоты без нужды из-за того, что в этом есть исраф (расточительство). Этого же мнения придерживался шейх ’Усеймин («аш-Шарх уль-Мумти’»). А также пришел запрет на кости и навоз (еда джиннов – мусульман).

Довод – хадис Ибн Мас’уда о том, что однажды пророк сказал джиннам, когда они попросили у него пропитания: «Вам дозволена любая кость, которая попала в ваши руки, если над ней произнесено Имя Аллаха, а также любой навоз для вашего скота» (Муслим).

Примечание: некоторые посчитали, что в нем есть болезнь, но его поддерживает хадис Абу Хурейры у аль-Бухари с похожим смыслом. Значит едой людей нельзя тем более.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=JkumdWXnz4M

 

51 Обязательно ли откапывать землю в месте нечистоты или достаточно мытья – нет, не обязательно.

[ Довод – хадис Анаса о бедуине, который помочился в мечети (согласованный). Было приказано налить воду, и не было приказано выкопать землю и т.п.

«جاء أعرابيٌّ فبال في طائفةِ المسجد فزَجَرَه الناس فنهاهم النبي ﷺ فلما قضى بولَه أمر النبي ﷺ بذَنُب من ماء فأُهريقَ عليه»]

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=6Snc16DXu7A

 

 

52 Брызги воды, которую налили на нечистоту – чистые, но если вода изменила одно из свойств, то наджас.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=3UU9_b30gn0

 

 

53 Моча и навоз животных –

1) Животные, мясо которых можно употреблять в пищу – их моча и навоз не наджас.

2) Мясо которых нельзя употреблять в пищу – нечистота (наджас).

[Основа в моче и кале – нечистота.

Довод – 1) Хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Большинство наказания в могиле из-за мочи» (аль-Хаким). Достоверный из-за поддерживающих его цепочек. «أكثرُ عذابِ القبرِ من البول»

2) Кияс уль-ауля (аналогия - «В первую очередь»): если моча человека нечистота, то моча животных в первую очередь.

Исключением является моча и навоз животных, мясо которых дозволено употреблять в пищу.

Доводы – 1) Хадис Анаса, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) посоветовал пить молоко и мочу верблюда (согласованный) «أمرَ العرنيين أن يشربوا من أبوالها و ألبانها»

2) От Джабира ибн Самуры, что спросили: «Можно ли совершать намаз в загоне для баранов?» Ответил: «Да» (Муслим). «سئل: أيُصلى في مرابض الغنم؟ فقال: نعم».

3) Тауаф на верблюде в «аль-Харам» (согласованный).

Примечание: хадис Абу Хурейры марфу’ан «Остерегайтесь мочи, ведь поистине, большинство наказания в могиле из-за нее» (ад-Даракутни) - слабый. «استنزِهوا من البول فإن عامَّةَ العذاب القبرِ منه». В нем: Мухаммад ибн ас-Саббах ас-Самман. Сказал про него аз-Захаби в «аль-Мизан»: «Неизвестен, и его сообщения отвергаемые»]

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=W4JNzpnlr1A

 

54 Мертвечина рыбы и саранчи – чистая, не наджас.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=6K2VTTzXD4U

 

55 Можно ли употреблять в пищу селезенку и печень, то есть в сыром виде – да.

[ Довод на 54 и 55 вопросы – хадис Ибн ‘Умара: «Нам было дозволено два вида мертвечины и два вида крови. Два вида мертвечины – саранча и рыба, а два вида крови – селезенка и печень» (Ахмад, Ибн Маджа).

«أُحلتْ لنا ميتتان و دَمانِ فأمَّا الميتتان فالجراد و الحوت و أمَّا دَمانِ فالطحال و الكَبِدُ». Он - слабый в виде марфу’ (поднятый до пророка). В нем: сын Зейда ибн Асляма – ‘Абдуррахман (слабый единогласно). Но достоверный маукуфан (до сподвижника). И его постановление - марфу’]

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=xyqpa9Giako

 

56 Мертвечина не рыбы, не саранчи, не человека и не насекомых – нечистота (наджас).

Основа в мертвечине – нечистота. Довод – от Ибн ‘Аббаса марфу’ан: «Если шкуру продубить, то она становится чистой (тахир)» (Муслим). «إذا دُبِغَ الإهابُ فقد طَهُرَ». «Становится чистой» указывает на нечистоту той мертвечины.

Также есть единогласное мнение на нечистоту мертвечины.

Примечание: Слова Аллаха (смысл): «Вам была запрещена мертвечина и кровь…», то в этом аяте указание на то, что мертвечина запретна, но нет указания на то, что она нечистота.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=U9hjWK9ffjo

57 Труп человека (мусульманина и неверующего) – чистый, не наджас. Довод относительно мусульманина – общность хадиса: «Поистине, мусульманин не становится наджасом». «إن المسلمَ لا ينجُس»

Неверующийпророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) приказал ‘Али похоронить своего отца.

А также событие в день битвы при Бадре. И притом, что все они были многобожниками, не пришло приказа остерегаться прикосновения к их телам.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=JzmN0sa_TiI

 

 

58 Мертвечина насекомых, в которых нет движущейся крови – чистая, не наджас.

Основа в любой мертвечине – нечистота (наджас). И чтобы исключить что-либо, нужен довод. У нас нет явного довода относительно насекомых, у которых нет движущейся крови, но можно провести аналогию (кияс) на саранчу, ведь у нее также нет движущейся крови. К тому же, если взять мнение, что мертвечина насекомых – нечистота (наджас), тогда в этом будут большие затруднения в жизни людей.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=czqSe4LSr-k

 

59 Вода и еда, в которую попала муха и умерла – чистая.

Обычно мертвечина насекомых не может поменять одно из свойств воды или еды, поэтому она чистая.

Примечание: А что касается приведения в довод хадиса о мухе, которую нужно обмокнуть (аль-Бухари со слов Абу Хурейры), то этот хадис не явный. «إذا وقع الذباب في شراب أحدكم فلْيَغْمِسْهُ ثم لِيَنْزِعْهُ فإن في أحد جناحيه داءً و في الآخر شفاءً»: 1) Возможно, что она не умерла. 2) Муха не может сделать воду и еду нечистотой за такой короткий промежуток времени (если ее обмокнуть), даже если умерла в ней.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=6HEJ8raYN7Y

 

 

60 Часть тела, оторванная от живого животного, кроме рыбы, саранчи и человека – нечистота (наджас).

Потому что это уже стало мертвечиной. Примечание: хадис со слов Абу Уакида ал-Лейси марфу’ан: «То, что было отрезано от животного, в то время как оно еще было живым – мертвечина»недостоверный. В нем: ‘Абдуррахман ибн ‘Абдиллях ибн Динар (слабый) и противоречит Сулейману ибн Билялу (крепкому). «ما قُطِعَ من البهيمة و هي حيَّة فهو ميتة».

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=ePMcmDKAp6c

 

61 Часть тела, оторванная от живого человека, рыбы, саранчи – чистая. Ведь их мертвечина чистая.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=KyCgwGk57FQ

 

62 Волосы, шерсть и пух, состриженные с живого животного – чистые, не наджас.

Потому, что эти вещи (шерсть, пух, рога, когти и т.п) не описываются понятием «жизнь». Примечание: нет разницы между шерстью скота, который употребляется в пищу, и который не употребляется в пищу.

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=B3qfDQY-fFw

63 Благовония, произведенные из живой газели, и часть тела животного, отрубленная на охоте – чистые.

Довод - это было известно у арабов во время ниспослания шариата, и шариат не запретил это. Примечание: во время ведения подобной охоты при ударе по животному нужно произносить имя Аллаха (бисмиЛлях).

Слушать разбор этого вопроса: https://www.youtube.com/watch?v=E7m-6Wi8cMo

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: