Г.Н. Миньковский выделяет четыре типа несовершеннолет-




Нарушения социализации

Необходимо различать нарушение социализации, при которой социальная дезадаптация, неадекватность поведения не носят асоциального и тем более противоправного характера, и нарушение социализации, дезадаптации при которых носит антиобщественный характер, противоречащий нормам морали и права,когда правомерно говорить о процессе десоциализации.

Десоциализация возникает при отчуждении индивида от институтов социализации, которые выступают носителями норм общепринятой морали и права, и которые в конечном счете обусловливают. Формирование личности в данном случае идет под влиянием различных асоциальных, либо преступных субкультур с собственными групповыми, корпоративными нормами и ценностями, носящими антиобщественный характер. По сути дела, десоциализация — это не что иное, как социализация, совершаемая под влиянием негативных десоциализирующих влияний, которые приводят к социальной дезадаптации, имеющей асоциальный противоправный характер, к деформации системы внутренней регуляции и формированию искаженных ценностно-нормативных представлений и антиобщественной направленности.

Г.Н. Миньковский выделяет четыре типа несовершеннолет-

них правонарушителей:

1. Несовершеннолетние с преступной направленностью. Для них характерны примитивные, низменные потребности, агрессивность, жестокость, склонность к пустому времяпрепровождению, к азартным играм, уголовному фольклору. Они проявляют настойчивость в преступлениях, зачастую выступают организаторами (10-15%).

2. Отрицательная направленность личности. Эта категория подростков характеризуется привычкой к бесцельному время препровождению, склонностью к выпивкам. Преступления они" совершают не в результате активной подготовки, а как бы «плывя» по течению (30-40%).

3. Неустойчивая личностная направленность. Конкуренция положительных и отрицательных свойств. Преступление совершается прежде всего по престижным мотивам или в результате подражания. Эти подростки выражают раскаяние в совершенном преступлении (25-30%).

4. Положительная направленность. Преступления такими подростками совершаются случайно, в результате так называемой «детской мотивации» — легкомысленности или неправильной оценки действия и его последствий (25—30%).

Негативные социальные влияния, играющие десоциализирующую роль, либо непосредственно исходят из среды от ближайшего окружения индивида, либо являются следствием нарушения механизмов социализации, в результате чего возникают различные осложнения и затруднения в освоении социального опыта, социальных программ. В связи с этим, отрицательное влияние испытываемое индивидуумом со стороны ближайшего окружения, следует разделить на прямые и косвенные десоциализирующие влияния.

Прямые десоциализирующие влияния, оказываемые со стороны ближайшего окружения, которое прямо демонстрирует образцы асоциального поведения, антиобщественных ориентацией и убеждений, когда действуют антиобщественные нормы и ценности групповые предписания, внешние поведенческие регуляторы,, направленные на формирование личности асоциального типа. В таком случае мы имеем дело с так называемыми институтами десоциализации.. В роли таких институтов десоциализации могут выступать криминогенные неформальные подростковые группы, группы преступников, алкоголиков, лица без определенных занятий и т.д. Эту же роль может играть и часть семей аморального или асоциального типа, где пьянство, аморальный образ жизни, пьяные скандалы и дебоши родителей стали нормой повседневных отношений.

Косвенные десоциализирующие влияния среды могут быть обусловлены разнообразными факторами социально-психологического, психолого-педагогического характера. Так, социально-психологические факторы, приводящие к косвенной десоциализации, заключаются в отсутствии необходимых условий для реализации «запуска» ведущих механизмов и способов социализации, посредством которых происходит усвоение «трансформации» системы внешней регуляции во внутреннюю, что, как правило, характеризует неорганизованную должным образом воспитывающую среду. Таким образом, предупреждение десоциализации предполагает не только нейтрализацию прямых десоциализирующих влияний среды (аморальной семьи, асоциально-ориентированной группы и т.д.), но и создания воспитывающей среды в коллективах школьных и внешкольных учреждений, что позволит им стать предпочитаемой средой общения с высокой референтной значимостью в глазах подростков, и тем самым в полную меру выполнить свои функции ведущих институтов социализации.

Меры по нейтрализации десоциализации косвенных десоциализирующих влияний должны носить прежде всего психолого-педагогический характер и быть направлены на создание воспитывающей среды в условиях школьного, семейного, внешкольного окружения.

Таким образом, раннюю профилактику следует рассматривать не столько с позиций социального контроля,, сколько с позиций предупреждения процесса десоциализации и управления процессом социализации несовершеннолетних, что заключается в нейтрализации как в прямых, так и косвенных десоциализирующих влияний, а также в осуществлении мер психолого-педагогической коррекции и социально-педагогической реабилитации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: