Назовите основные отличия декоративного решения композиционного задания от реалистического.




Текст задания административной контрольной работы по станковой композиции

Для учащихся 3 класса

(I полугодие)

Что такое орнамент? Назовите виды орнаментов.

Поясните значение понятия «ритм композиции»?

Дайте определение термину «пейзаж»? Назовите имена известных художников-пейзажистов.

Дайте определение термину «портрет». Назовите имена известных художников-портретистов.

Объясните значение понятия «цельность восприятия». Как выдерживается стилистическое единство в композиции?

В чём заключаются основные различия между изображениями, выполненными по памяти, представлению, с натуры?

Объясните значение понятия «художественный образ» в композиции.

Назовите основные отличия декоративного решения композиционного задания от реалистического.

 

 

1. Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный. Геометрический орнамент может состоять из точек, линий (прямых, ломанных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. Растительный состоит из стилизованных изображений листьев, цветов, плодов, веток и т.п. Зооморфный изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Антропоморфный использует стилизованное изображение мужских и женских фигур или части лица и тела человека. По характеру композиции можно выделить такие типы орнамента: ленточный (7 видов симметрии), орнамент в круге (розетта), орнамент в квадратной или прямоугольной фигуре, сетчатый (17 видов сеток). Нередки в орнаменте сложные композиции мотивов разных видов.

 

2. Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм в композиции может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Ритм может строиться на контрастах объёмов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.

 

3. Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведение этого жанра. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить: сельский, городской, индустриальный, морской. Известные художники-пейзажисты: И.Шишкин, И.Левитан, А.Куинджи, А.Саврасов, И.Айвазовский, Ф.Васильев, К.Моне, К.Коро, К.Хокусай, У.Тернер.

 

4. Портрет – жанр изобразительного искусства с изображением одного, двух или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства, художники в портрете стремятся передать характер человека, его духовный мир. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. В парадном портрете человек изображен чаще в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно изображается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном – чаще на нейтральном фоне. Известные художники этого жанра: русские: В. Перов, И. Крамской, И. Репин, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, В.Суриков, В.Васнецов, К. Брюллов, О. Кипренский, М. Врубель, В. Серов, М. Нестеров. Зарубежные: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Рембрант, Ван Дейк, Д. Веласкес, О. Ренуар, П. Пикассо, А. Модильяни, Т. Гейнсборо, Ж.-Д.Энгр, А.Муха, А.Тулуз-Лотрек и др.

5. Целостность восприятия композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. Недопустимо, чтобы второстепенное было в композиции более заметным, чем главное. Каждая деталь, композиционное средство должны подчиняться общему замыслу автора. Характер пластики форм, светотеневое решение, колорит, если необходимо, декорирование поверхности объектов изображения должны создавать общий стилистический «язык» картины, её художественный эмоциональный образ. Для того, чтобы композиция выглядела целостно: а) Ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого; б) Части не могут меняться местами без ущерба для целого; в) Ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого.

 

6. В изображении, выполняемом с натуры, автор раскрывает реальный образ, наблюдаемый им в действительности, в конкретный момент времени, при конкретном освещении, стараясь сохранить всё в точности и передать натуру как можно более достоверно.

В изображении по памяти автор опирается на опыт своих впечатлений и воспоминаний об увиденном, наблюдаемом когда-то, стараясь выделить основное и характерное, отразить на бумаге в виде собирательного образа на определённую тематику.

В композициях по представлению автор может свободно фантазировать, наделяя изображаемые объекты определёнными визуальными качествами (форма, цвет, динамика).

 

7. Художественный образ – обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Художественный образ отличается: доступностью для непосредственного восприятия и прямым воздействием на чувства человека.

 

8. Общим признаком метода реализма является достоверность в воспроизведении действительности. Используются закономерности перспективного изображения объемных элементов в условиях конкретного освещения. Основная отличительная особенность декоративного изображения от реалистического состоит в том, что цвет предмета может быть дан без учёта света и тени, возможен даже полный отказ от реального цвета. Важно, чтобы с помощью цвета, декора, выразительных форм создавался художественный образ. Свойство декоративной композиции – преображение натуры, выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определённой меры условности изображения, использование приёмов стилизации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: