ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению дипломного проекта по специальности

072501 Дизайн (по отраслям)

 

Москва 2016

ОДОБРЕНЫ Предметной (цикловой) Комиссией художественных дисциплин Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г.  
Председатель предметной (цикловой) комиссии Булатова Елена Сергеевна _____________/___________  

Подпись Ф.И.О

Организация разработчик: ГБПОУ «1-й МОК»

Разработчики: Булатова Е.С

Малахова К.В.

Федотушкина А.А.

 

Аннотация

 

Настоящие методические рекомендации по выполнению курсового проекта по специальности 072501 Дизайн (по отраслям) для очной формы обучения в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Первый Московский Образовательный Комплекс» разработаны для оказания методической помощи студентам по выполнению требований, связанных с деятельностью по подготовке и защите курсового проекта.

Содержание

 

 

  Введение ………………………………………………………………….. 4
    Структура и содержание курсового проекта……………………………5
    Основные разделы курсового проекта:   Исследовательский раздел ….……………………………..…………….7
.   Проектно-композиционный раздел……………..………..……………14
    Требования к выполнению графической части……..…………………21
    Доклад на защите проекта……………………………………………….23   Основные требования к оформлению курсового проекта …………...23
    Критерии оценки курсового проекта……………………………………31
   
  Приложения:  
  Образец оформления Титульного листа……………………………….33   Задание на курсовое проектирование………..........................................34   Отзыв руководителя КП…………………………………………………35  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  Введение В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальности 072501 Дизайн (по отраслям) обязательным этапом государственной (итоговой) аттестации являются выполнение и защита выпускной квалификационной работы - дипломного проекта. Защита дипломного проекта является аттестационным испытанием выпускников, завершающих обучение по специальностям и должна обеспечивать не только оценку приобретенных в образовательном процессе знаний и умений, но и освоение компетенций. Целью дипломного проекта является: - систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений по специальности 072501 при решении конкретных профессиональных задач; - углубление теоретических знаний в соответствии с заданной темой; - формирование умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов; - развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; - формирование комплексной оценки готовности студента к выполнению основного вида трудовой деятельности с использованием профессиональных и общих компетенций; - формирование умения проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов, осуществлять процесс дизайнерского проектирование с учетом современных тенденций в области дизайна, разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта, выполнять эскизы с использованием различных средств. Тематика дипломнных проектов: - проектирование коллекции моделей женской одежды различного назначения по заданию швейного предприятия; - проектирование коллекции моделей детской одежды различных возрастных групп по заданию швейного предприятия; - проектирование молодежной одежды по заказу швейных фирм; - проектирование авторских коллекций моделей одежды; - проектирование коллекций моделей одежды с применением ручной росписи; - проектирование коллекций моделей мужской одежды по заданию швейного предприятия; - проектирование коллекции женской одежды на конкретную фигуру. По заданию кафедры могут выполняться дипломные проекты исследовательского характера. Тему дипломного проекта студенты выбирают самостоятельно или по рекомендации преподавателя из разработанного перечня тем, с учетом их знаний, места практики и возможности получения информационного материала, необходимого для его написания. Закрепление выбранной темы производится решением предметной (цикловой) комиссией и утверждается зам. директора по УР комплекса. Каждому студенту выдается «Задание для дипломного проекта», подписанное руководителем. В отдельных случаях допускается выполнение дипломного проекта группой студентов. В этом случае индивидуальное задание выдается каждому дипломнику. Обучающемуся предоставляется право выбора темы дипломного проекта, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Целесообразность определяется ПОО и работодателем. Разработанные в установленные сроки дипломного проекты предоставляются руководителю за три дня до защиты для проверки и оформления отзыва и рецензии. Для защиты дипломного проекта студент должен подготовить выступление продолжительностью 10-15 минут, обосновать выбранные проектные решения. При определении оценки по защите проекта учитываются: практическая значимость и актуальность темы, исследовательская составляющая грамотное и выразительное решение коллекции, выразительность графических средств. Структура и содержание дипломного проекта По структуре дипломный проект состоит из пояснительной записки и графической части.   Содержание пояснительной записки определяется в зависимости от темы проекта и имеет следующую структуру: - задание для дипломного проекта; - титульный лист; - оглавление; - введение; - исследовательский раздел; - проектно-композиционный раздел; - заключение, - список использованных источников.   Объем пояснительной записки должен составлять не менее 25 листов формата А4 (не считая эскизов). В пояснительной записке дается развернутый предпроектный анализ, описание работы над проектом (использование композиционных средств, современных тенденций в дизайне одежды, выбор колористического решения, обоснование принятых в проекте решений, актуальность выбранной темы).   Графическая часть должна быть представлена в виде: -20 поисковых эскизов на листе формата А4. - один экспозиционный эскиз формата А1 - плакат формата А1. Введение и заключение являются обязательными разделами курсового проекта. Введение -вступительная часть проекта.Объем введения должен быть небольшим - 1–2 страницы. Во введении осуществляется обоснование актуальности и практической значимость выбранной темы, формулируются цели и задачи, объект и предмет курсового проекта, круг рассматриваемых проблем.   Введение к дипломному проекту в обязательном порядке содержит следующие элементы: - Актуальность работы. Следует обозначить существующее положение, почему актуальна именно затронутая в теме проблема. Обоснование может начинаться с фразы: «Актуальность данной темы обусловлена тем, что… ». - Цель работы. Цель показывает направление раскрытия темы работы. Например: «Цель курсового проекта – разработка коллекции моделей ….изучение (описание, определение, установление, исследование, разработка, раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение) … - Задачи дипломного проекта – это способы достижения цели. Следует выделить 1–2 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Каждая из задач формулируется в соответствии с главами работы. Пример формулирования задач: «Для достижения цели, поставленной в дипломном проекте, были определены следующие задачи: 1. Разработать … 2. Провести… 3. Раскрыть сущность … 4. Проанализировать … 5. Сравнить … 6. Рассмотреть … Заключение содержит выводы и предложения с их кратким обоснованием в соответствии с поставленной целью и задачами, раскрывает значимость полученных результатов (2-3 страницы). Заключение лежит в основе доклада обучающегося на защите. Проект пишется в стилистике научного текста, для которого характерна четкая логическая последовательность изложения, обеспечение точности, однозначности терминов и понятий. Приложение включает в себя перечень документов, материалов и т.п., подтверждающих практический опыт, полученный на практике (фотографии коллекций моделей, выполненных обучающимися в процессе обучения, различных творческих работ, а также грамоты и дипломы, полученные за творческие успехи). ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА 1.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ Проект пишется в стилистике научного текста, для которого характерна четкая логическая последовательность изложения, обеспечение точности, однозначности терминов и понятий. На всех этапах проектирования теоретическая и практическая работа дизайнера может строиться по единой проектной методике. Предпроектный анализ: назначение коллекции; изучение современных тенденций в дизайне костюма; анализ моделей аналогов; исследование творческого источника, описание работы фирмы (предприятия, дизайн-бюро); изучение технологических возможностей предприятия;   Начинается работа над проектом с получения задания на проектирование, в котором представляются все необходимые дизайнеру сведения об объекте проектирования: его назначение, функциональные, конструктивные, технологические, эстетические и другие требования. Задание на проектирование представляет собой своеобразную программу свойств, которыми должна обладать проектируемая коллекция как предмет потребления и объект производства. В то же время оно является связующим звеном между потребительскими свойствами и технико-экономическими возможностями производства. Поэтому в задании на проектирование необходимо так сбалансировать свойства будущего изделия, чтобы производство и сбыт одежды стали экономически целесообразными, выгодными и четко их сформулировать: для кого, для чего (назначение), из чего, как. В зависимости от назначения одежды эти требования могут сильно отличаться. Так, например, эргономические и функциональные требования к повседневной и спортивной одежде отличаются от требований к нарядной одежде. Если проект выполняется на предприятии, то необходимо учитывать требования данного конкретного предприятия. Проектирование дает необходимый эффект в том случае, если мышление дизайнера развито в профессиональном направлении и сам дизайнер обладает следующими качествами: -способностью увидеть и четко сформулировать задачу; -способностью быстро выработать наибольшее количество идей за ограниченное время; -умением отыскивать оригинальные решения. Цель данного этапа – сбор всех необходимых для проектирования материалов. Если обучающийся разрабатывает коллекцию по заданию работодателя, то надо дать описание фирмы, ее концепцию, технологические требования. Затем необходимо представить общее направление моды на текущей период и ближайшую перспективу по данному ассортименту изделий (силуэты, пропорции, цветовая гамма, структура ткани и т. д.). Рекомендуется пользоваться несколькими источниками информации, сопровождая раздел рисунками моделей, фотографиями и иллюстрациями из журналов (рис. 1.9, 1.10). Решая определенную задачу, дизайнер всегда стоит перед проблемой выбора средств, способных наиболее полно и точно выразить его идею. Процесс творчества связан не только с эмоциональным чувством, но и со способностью абстрагирующего мышления человека. В качестве источников творчества могут служить работы известных дизайнеров и художников, природа, образцы прикладного искусства, народного творчества, образцы исторического и этнографического костюма. Каждый источник творчества обладает своими, только ему присущими свойствами-признаками, обращая внимание на которые дизайнер может почерпнуть творческую мысль. Например, природные объекты дают нам богатство линий, форм, фактуры, напряженность тектонических образований, объекты архитектуры приковывают внимание гармонией целого, красотой силуэтных линий, этнографический костюм и исторический костюм - красочностью, декоративностью (рис. 1.1, 1.2) Обучающийся должен дать описание источника, который послужил отправной точкой для его творческого процесса, подчеркнуть его наиболее характерные черты. Если на эту тему уже разрабатывались коллекции одежды другими дизайнерами, то можно привести примеры. Весь текст сопровождается иллюстрациями – копиями-зарисовками, фотографиями и т.п. Предметом исследования может быть и творчество какого-либо дизайнера (рис. 1.3- 1.9). Необходимо также провести анализ современных тенденций в дизайне костюма. Его можно провести по журналам, каталогам или по наличию ассортимента в магазинах (рис. 1.10). В исследовании надо обратить внимание на особо модные детали, осмыслить их перспективу на следующий сезон. Нужно проанализировать модели-аналоги, т.е. существующие на рынке изделия данного назначения и ассортимента, проиллюстрировать рисунками или фотографиями.     Рис.1.1.Пример творческого источника: этнографический костюм.       Рис 1.2 Пример творческого источника: исторический костюм.       Рис 1.3 Пример использования творческого источника: коллекции Е.Ямамото       Рис. 1.4 Пример коллекции Кензо с этнографическими мотивами стран Востока.     Рис 1.5 Пример коллекция Д. Гольяно с этнографическими мотивами стран Балтии.     Рис. 1.6 Коллекция Д. Гольяно по историческим мотивам костюма начала 20 века. Рис. 1.7 Коллекция Гарета Пью по историческим мотивам костюма Средневековья и периода Возрождения     Рис.1.8 Коллекция Дольче и Габана по историческим мотивам костюма Византиии.       Рис.1.9 Коллекция Дольче и Габана по историческим мотивам Античного мира.     Рис.1.10 Анализ современных тенденций. 2.ПРОЕКТНО-КОМПОЗИЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ После проведения предпроектного анализа результаты проектных сведений, отобранных при дизайнерском анализе, синтезируются и соединяются в единое целое – проектный образ. В процессе синтеза формируется творческая концепция – важнейшее звено решения дизайнерской задачи. Концепция в дизайне - основная идея, смысловая направленность целей, задач и средств проектирования. Проблема творческой концепции (основная идея, смысловая направленоость целей и задач проектирования) занимает центральное место в проблематике современного дизайна. Концепции, существующие в дизайне одежды, как правило, находятся в русле основных проблем дизайна своего времени. Но эти общие тенденции воплощаются в разнообразных авторских концепциях в дизайне, т.к. разные дизайнеры по-разному относятся к функции вещи, прибегают к разным способам формообразования, предназначают одежду разным потребителям и т.п. Прежде, чем приступить непосредственно к разработке эскизного проекта, надо дать определение понятия «коллекция», «капсула» коллекции, указать свойства и качества коллекции, перечислить виды коллекций одежды, а также указать, к какому виду принадлежит разрабатываемая коллекция. Затем необходимо дать определение собственной концепции проектирования коллекции. Следующий этап – разработка эскизного проекта. Обучающийся должен разработать большое количество (25-30) эскизов, из которых отбирается 20 эскизов, наиболее точно отвечающих проектному заданию. Эскизы разрабатываются на листах бумаги формата А4 любыми графическими средствами. Затем необходимо выявить, сформулировать и описать те композиционные средства, которые использовались при разработке проекта.   1. Элементы композиции: форма, материал, цвет. - форма является основным психологическим фактором в восприятии одежды, вызывает у человека определенные эмоции. Надо описать формы, которые разработаны в проекте, обосновать их выбор. Можно привести примеры геометрических форм (рис 2.1). Все описания должны иметь ссылки на эскизы, например: в основном я использовала объемные формы (эскиз №….), но также и линейные (эскиз №…) - материал обладает определенными физико-механическими свойствами, которые определяют возможность создания той или иной формы. Необходимо обосновать применение тех или иных материалов, написать, что такое тектоника, как она отражена в единстве форм и материалов.       Рис. 2.1 Примеры силуэтного решение формы.   - цвет - один из самых выразительных элементов композиции, он имеет большое влияние на зрительное восприятие одежды. Особое внимание надо уделить цветовому (колористическому) решению коллекции. дать определение различных свойств цвета. Необходимо описать колористическую гамму, приложить образцы (выкраски) цветов, используемых в проекте, разработать «атмосферу».     Рис. 2.2 Пример атмосферы и цветовой палитры коллекции   1. Средства композиции. К ним относятся: пропорции, ритм и метрический повтор, нюанс и контраст, симметрия и асимметрия. Надо дать определение, что это за композиционные средства, как они используются в композиции (рис. 2.3 - 2.7). Описание использованных средств проводится по тому же принципу, как и описание работы над формой, например: в основном использованы контрастные сочетания (цветов, форм, материалов) (эскиз №…), но также и нюансные (эскиз №…).   - пропорции можно поставить на первое место по степени важности. Размерные отношения элементов формы – это та основа, на которой стоится вся композиция. Необходимо описать пропорции, которые использованы в коллекции и обосновать их выбор;     Рис. 2.3 Пример пропорций в костюме.   - ритм и метрический повтор сообщают любому произведению динамику, живость;     Рис. 2.4 Пример ритма в костюме     - нюансные и контрастные отношения форм, материалов, фактур, цвета всегда широко используются дизайнерами одежды;   Рис. 2.5 Пример контраста формы фактуры в костюме.   Рис. 2.6 Пример контраста цвета и фактуры в костюме. - симметрия и асимметрия. Рис. 2.7 Пример симметрии и асимметрии в костюме. 2. Свойства и качества композиции. Это цельность и стилевое единство. Цельность композиции достигается посредством выделения композиционного центра. Необходимо написать, что такое композиционный центр (акцент композиции), какими способами он выделен в моделях коллекции (рис.2.8). Описание сопровождается ссылками на эскизы.     Рис. 2.8 Пример выделение композиционного центра.   Стилевое единство – важное качество композиции. Существует несколько традиционных стилей – классический, спортивный, фэнтэзи. Их необходимо перечислить и дать определение характерных черт каждого стиля. Можно привести примеры (рис 2.9 -2.11). Сейчас в дизайне одежды очень широко применяется смешение стилей - так называемый диффузный стиль или «фьюжн». Затем надо указать, какой стиль (или смешение стилей) был использован в данном проекте и почему.     Рис 2.9 Примеры классического стиля в одежде.     Рис.2.10 Примеры спортивного стиля в одежде.       Рис 2.11 Стиль «фантази».     Затем из предложенных эскизов необходимо выбрать пять комплектов(указать эскизы), которые больше всего отвечают поставленной задаче. Они будут перенесены на экспозиционный эскиз и выполнены в материале. Коллекция как система выглядит более организованной и цельной, если в ней присутствует базовая форма, т.е.такая форма, которая определяет силуэтное и стилистическое решение коллекции, она больше всего отвечает концепции коллекции. Наличие базовой формы позволит также упростить работу по конструированию при изготовлении коллекции на предприятии. В этом случае базовая форма - это покрой, объединяющий плечевые или поясные изделия и дающий возможность получить новую форму простым моделированием, а не разработкой новой конструкции. Для определения базовой формы необходимо нарисовать модели схематично, проанализировать их формы и выявить наиболее характерную (рис.2.12)         Рис.2.12 Примеры разработки моделей одежды на основе базовой формы   На основе базовой формы надо провести разработку моделей одежды с учетом общей конструктивной основы. Техническая характеристика модели. Из отобранных моделей коллекции необходимо выбрать наиболее типичную по форме (базовую), дать подробное описание внешнего вида и нарисовать технический эскиз модели (рис.2.13).   Рис 2.13 Пример технического рисунка модели.   Описание внешнего вида проектируемой модели осуществляется по следующей схеме: § наименование изделия, его назначение, используемые материалы; § силуэт модели, его геометрическая форма, покрой рукава; § вид застежки; § характеристика конструктивно-декоративных членений переда и спинки (вытачки, рельефы, кокетки, подрезы, складки, наличие карманов и др.), § характеристика конструкции рукавов (количество швов, форма рукава, наличие манжет, пат и др.); § характеристика конструкции воротника по виду, форме и оформлению концов воротника; вид отделки (отделочные строчки, аппликация и др). § использование отделочной фурнитуры; § наличие в изделии подкладки. Если разрабатывается комплект, то даётся описание всех входящих в него изделий. Важным этапом в процессе проектирования новых моделей одежды является рациональный выбор материалов для изготовления швейных изделий. От правильного и обоснованного выбора материалов в пакет одежды зависит её качество и конкурентоспособность, стабильность внешнего вида в процессе носки и легкость ухода за одеждой. Рациональный, научно обоснованный подбор пакета комплектующих материалов (основной, подкладка, приклад, утеплитель, швейные нитки, фурнитура и пр.) для изготовления конкретного изделия называется конфекционированием. При выборе материалов для пакета одежды необходимо руководствоваться рядом условий: - форма изделия (силуэт, покрой, количество и сложность членений). - половозрастная принадлежность проектируемого изделия (женская, мужская, детская и т.д.); - назначение изделия (повседневная, спортивная, для торжественных случаев и т.д.); - сезонность изделия. Соблюдение этих условий позволит правильно подобрать материалы для изготовления новых актуальных моделей одежды. Одним из основных условий получения высококачественного изделия является правильный и обоснованный выбор материалов с учётом направление моды на ткани и материал (на группу материалов, связанных с темой курсового проекта), конструктивных особенностей изделия, применяемых методов изготовления и условий его эксплуатации. Обосновывая выбор основных, подкладочных, прокладочных, отделочных материалов и фурнитуры, необходимо исходить прежде всего из содержания технического задания к одежде данного вида. Правильно выбранными считаются материалы, которые легко принимают заданную форму модели, не исключают и не скрывают линий композиций. Характеристики отобранных видов материала представляют в виде таблицы.   Таблица 2.1 Физико-механические показатели рекомендуемых материалов  
Наименование материала Образец материала Осы аемость Воздухопроницаемость Гигроскопичност   Драпируемость Усадка Раздвижка нитей в швах Электризуемость Сминаемость
Ткани верха                  
Ткани подкладки                  

 

Свойства материалов оцениваются сравнительной характеристикой (низкая, высокая, средняя).

При выполнении дипломной работы необходимо разработать конфекционную карту для наиболее характерного изделия входящего в коллекцию. Конфекционная карта должна содержать эскиз модели (хорошо читаемый с точки зрения конструкции), описание внешнего вида модели, описание состава, расцветки и образцы материалов, входящих в пакет изделия, описание и образцы фурнитуры, швейных ниток, отделочных материалов, элементов принадлежности к бренду (если предусмотрено их использование). Все эти данные необходимо занести в конфекционную карту (табл. 2.2) (Приложение Д)

 

Таблица 2.2

Пример заполнения конфекционной карты

Конфекционная карта Название бренда (логотип коллекции, имени автора и т.п.)
Наименование изделия   напр: Сорочка мужская
Названи ко лекции  
Размер    
Материал верха №1: Хлопок 100%   Перед, спинка, верхний воротник, рукава
Материал верха №2: (если есть) образец Например: Нижний воротник, внутренняя сторона планки
Приклад (если есть) PES 100%   Нижний воротник
Подкладка (если есть)   образец  
Утеплитель (если есть)   образец   Сорочка мужская из хлопка с центральной бортовой застежкой обметанными петлями на 8 пуговиц, прямого силуэта с втачными рукавами, отложным рубашечным воротником. Детали переда целые с кокеткой, спинка целая с прямой кокеткой. Рукава короткие с одним швом. По отлету воротника, низу рукавов, переда и спи ки обработка отделочными строчками.
Фурнитура: Пуговицы пластиковые D - 10мм   По борту изделия 7шт, воротник 1шт.
Швейные нитки: 50 ЛЛ образец  
Маркировка изделия: Ярлык с наименованием бренда Расположение на изделии Например: в верхней части спинки под воротником посередине.
         

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

 

Поисковые эскизы выполняются на листах формата А4, бумага может быть как белая, так и цветная или тонированная. Композиция – двухфигурная. Графические средства могут быть выбраны любые, важно, чтобы они были выразительные и соответствовали теме дипломного проекта. Если тема курсового проекта– разработка коллекции моделей одежды с использованием ручной росписи, то необходимо приложить 4-6 эскизов с образцами росписи и эскизы моделей должны быть выполнены в цветной графике. Можно также выполнить эскизы на компьютере (рис.3.3-3.4). Общее количество эскизов -12-14, эскизы должны быть пронумерованы, размещаются в конце проектно-композиционного раздела.

 

 

 

Рис 3.1 Графика эскиза

 

 

 

Рис 3.2 Графика эскиза

 

 

 

Рис 3.3 Эскизы, выполненные на компьютере

 

 

Рис. 3.4 Графика эскиза

 

 

Экспозиционный эскиз выполняется на листе формата А1 с использованием любых графических средств по выбору дипломника. Можно выполнить эскиз с использованием компьютерных технологий (рис.3.5).

 

 

 

 

 

 

Рис 3.5 Экспозиционный эскизы

 

 

Плакат выполняется на листе формата А1 с использованием любых графических средств или компьютерных технологий.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: