ТВОРЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ В ФОЛЬКЛОНОМ АНСАМБЛЕ.




МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ НАРОДНОГО ПЕНИЯ.

 

 

ПРИНЦИПЫИ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ В ФОЛЬКЛОРНОМ АНСАМБЛЕ.

 

Пение в ансамбле есть единство коллективного и персонифицированного и индивидуального начала. Художественный образ создается всеми певцами, но на основе индивидуальных певческих возможностей каждого исполнителя: его тембра, характерности звучания, степени мастерства и особыми приемами аутентичной вокальной школы, не противоречащими исполнительским особенностям конкретного регионально-местного стиля в целом, и данного ансамбля в частности.

В основе пения в фольклорном ансамбле, в отличие от народного хора не лежит принцип «петь как один человек». В ансамбле разнообразны: характерность голосов исполнителей, не сглаживается и не нивелируется пестрое звучание. Тембровая многокрасочность, наличие различных вокальных приемов создают особый колорит и своеобразное объемное звучание ансамбля. позволяющее слышать и отдельного певца, и весь коллектив в целом. Этот принцип лежит в основе аутентичного искусства.

Аутентичные коллективы, исполняя песни, не применяют нюансировку, а используют единые естественные динамические нюансы.

Степень звучности может зависеть от разных причин: от исполнительской традиции, от вокальных возможностей певцов, от жанра песни, от места исполнения. Из динамических нюансов наиболее употребительны forte и mezzo forte.

Не пользуются бытовые фольклорные коллективы и фразировочным развитием. Как известно, фраза связана с литературным стихосложением, которое в крестьянской песне почти не встречается. Однако многие руководители то ли не знают, то ли не учитывают это обстоятельство и пытаются навязать исполнению фольклорных образцов фразировку, как средство выразительности, создающее, с их точки зрения, художественное исполнение. Между тем, такая художественность в народной традиции совершенно нелепа и неестественна, поскольку не вытекает из народной поэзии.

Слушая аутентичные коллективы нетрудно заметить, что в их исполнении не существует кантилено в привычном понимании этого слова. В их пении присутствует штрих звуковедения, напоминающий скорее своеобразное нон-легато, кроме того в исполнении фольклорных певцов нет разделения такта на сильные и слабые доли, а имеется наоборот равноударность долей. Эта особенность связана с тем, что в народной песне, в отличие от современной речи, сохранились некоторые элементы старославянского языка, в котором существовала многоударность слогов в слове.

Аутентичное исполнительство есть неразрывный сплав музыкальной интонационности и диалектного разнообразия говоров. Их взаимовлияние создает характерный колорит народной песне. Диалектное произношение влияет на особенности певческого звукообразования.

В свою очередь, певческая манера влияет на произношение некоторых гласных звуков. Для человека знакомого с разнообразием местных исполнительских традиций не составляет труда определить на слух, какой конкретный регион или даже область звучит.

В исполнении многих репродуцирующих коллективов различия в тилях можно распознать по музыкальной организации чаще всего, поскольку ими не используются диалектное произношение, влияющее на характерность певческой манеры. Отсутствие диалектных особенностей стирает вокальное разнообразие исполнения, приводя к стилизованности певческого звукообразования и сведению его к так называемому общерусскому звучанию.

 

 

ТВОРЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫВ ФОЛЬКЛОНОМ АНСАМБЛЕ.

 

В фольклорном искусстве в организации важную роль играет запевала, который настраивает певцов на необходимый тон, задает темп и характер исполнения. Его функции наиболее значимы в жанре протяжных песен. В них каждая песенная строфа, за редким исключением, начинается сольным запевом. Не менее ответственной является функция певца исполняющего партию верхнего голоса. В фольклорной традиции она поручается, как правило, одному исполнителю, обладающему не только необходимыми звуковыми возможностями, но главное незаурядным вокальным мастерством. В большинстве случаев верхний голос, как ведущий лидер песни, во многом определяет эмоциональный настрой, особое звучание и характер исполнения.

Вопрос выбора лидера совсем не случаен, поскольку не всегда его функции совпадают с ролью запевалы. Не редко запевала, в силу личностных качеств и возможности, не может управлять исполнением, поэтому его обязанность путем естественного перехода отдается другому певцу, способному объединить и направить поющих к созданию художественного впечатления.

Запевала, лидер, солист, исполнитель верхней партии, выявляется в процессе спевок, т.е. репетиций. Их функции могут выполнять разные певцы, но чаще они закрепляются за исполнителем постоянно. Нередко руководитель коллектива старается выполнять функции творческого лидера. Это воспринимается отрицательно в том случае, если на сцене руководитель сознательно или бессознательно выпячивает свою личность. К сожалению это случается не так уж редко, у аудитории это вызывает усмешку или раздражение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: