Связь синтаксиса с другими уровнями языка




Вопросы к экзамену

По дисциплине «Современный русский язык» (Синтаксис, ч.1 и 2)

1. Синтаксис как раздел грамматики. Предмет синтаксиса. Связи синтаксиса с лексикой, фонетикой, словообразованием. Современные направления в изучении синтаксиса.

 

Термин «синтаксис» применяется прежде всего для обозначения синтаксического строя языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка. Вместе с тем «синтаксис» как термин применим и к учению о синтаксическом строе, в таком случае синтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними.

Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловесного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложений, являются предметом синтаксиса. Поэтому в широком смысле слова синтаксис (гр. syntaxis - составление) представляет собой раздел грамматики, изучающий строй связной речи.

Если морфология изучает слова в совокупности всех возможных форм, то синтаксис изучает функционирование отдельной формы слова в различных синтаксических объединениях. Минимальной единицей общения является предложение. Однако синтаксические свойства слов проявляются не только в предложении, строение которого всецело подчинено задачам коммуникации. Синтаксические свойства слов обнаруживаются и на более низком уровне языковой системы - в словосочетаниях, представляющих собой смысловое и грамматическое объединение слов. Следовательно, синтаксис изучает предложение - его строение, грамматические свойства и типы, а также словосочетание - минимальное грамматически связанное объединение слов. В таком смысле можно говорить о синтаксисе предложения и синтаксисе словосочетания.

Связь синтаксиса с другими уровнями языка

 

Рассмотрим эту связь исходя из иерархии языковых уровней: фонетика, словообразование, лексика.

Синтаксис и фонетика. Связь между этими уровнями опосредованная – через слово и словоформу. Но есть часть (соответственно – раздел науки) фонетики, имеющий непосредственное отношение к синтаксису – это интонация (интонология – раздел фонетики, изучающий просодическую систему языка). Подробно об интонации - в вопросе о формальных средствах синтаксиса.

Синтаксис и словообразование. Во-первых, синтаксис и словообразование имеют определенное общее сходство. Во-вторых, связь между этими уровнями проявляется в конкретных способах словообразования.

Общее сходство заключается в том, что и синтаксис, и словообразование – процессы или результаты образования вторичных языковых знаков из исходных, первичных: слова – из морфем; словосочетания, предложения – из слов, словоформ. С этой точки зрения и словообразование, и синтаксис относятся к явлениям деривации (деривация – отведение, образование).

Конкретное проявление связи словообразования и синтаксиса наблюдается в определенных способах словообразования. Слова могут образоваться на синтаксической основе:

а) Морфолого-синтаксический способ – изменение синтаксических свойств (синтаксической функции и синтаксических связей) и парадигмы. Например, субстантивация – переход прилагательного в существительное (рабочий, учительская, диспетчерская и под.); адвербиализация - переход других частей речи, чаще всего предложно-падежных форм существительных, в наречие (с досадой, в смущении, по очереди); партикулизация – превращение в частицу (один в значении «только»: Об этом я могу сказать одной тебе).

б) Лексико-синтаксический способ – лексикализация словосочетания, сращение, т.е. превращение синтаксической единицы в одну лексему: сумасшедший, простофиля, быстрорастворимый, малоподвижный, ярко-красный и под.).

Синтаксис и лексика. Лексические значения слов существуют в словаре, в лексической системе языка. Но в то же время многие особенности ЛЗ слов, их семантика проявляются в синтаксисе. Лексика влияет на синтаксические свойства слов: а) на их синтаксические функции, б) на их синтаксическую сочетаемость. Существует зависимость (в определенных случаях, не обязательная) синтаксических свойств от ЛЗ.

а) Есть имена существительные, которые легко, естественно образуют предложения. Это слова с событийной семантикой: Ночь. Тишина. Пожар! Им противопоставлены слова с предметной семантикой, которые таким свойством не обладают: книга, береза, девочка.

б) Приведем примеры влияния семантических особенностей слов на их синтаксическую сочетаемость:

Слова (большей частью это глаголы), обозначающие речемыслительную деятельность, иначе - слова с ментальной семантикой, сочетаются с предложно-падежной формой O + существительное в предложном падеже (O N6): рассказывать, поведать, беседовать, думать, размышлять, мечтать – о чем / о ком. Объект речи, мысли выражается в русском языке именно такой формой.

Слова с модальной семантикой (обозначающие возможность, необходимость, желательность действия) сочетаются с инфинитивом (обозначающим действие – возможное, необходимое, желательное): надо сделать, можно отдохнуть, могу помочь, хочу уехать, должен рассказать. Как видим, здесь важно именно лексическое значение слова, а не его принадлежность к той или иной части речи.

 

 

2. Основные единицы синтаксиса. Специфика конструкций с прямой речью (КПР) в системе синтаксических единиц. Понятие и место словоформы (синтаксемы) в системе синтаксических единиц.

 

(Синтаксические единицы - это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.

3 безусловных синтаксических единицы:

1. словосочетание

2. простое предложение

3. сложное предложение

Каждая из этих единиц является структурно-семантическим единством, выполняющих свою специфическую функцию и опирающимся на связь входящих в них компонентов, различных по своей природе. Словосочетанию соответствует непредикативная связь слов

- это значит, что словосочетание не соотносится с моментом речи говорящего, не предполагает кон-кретного говорящего, в конкретной пространственно- временно ситуации и не соотносится с конкретной действительностью. Именно поэтому словосочетание называют как докоммуникативной единицей языка. Коммуникативными единицами являются простое и сложное предложение. Простое строится на основе предикативной связи между главными членами предложения. Это значит, что данная связь указывает на какой либо признак, ситуацию соотнесенные с объективной реальность и моментом речи говорящего. (Я пишу. Девушка пела в церковном хоре. Предшествовавшая моменту речи. Сейчас утро.)

Сложное предложение строится на основе связи между предикативными частями. Будь вни-мателен к своим мыслям: они начало наших поступков. Яо Дзы.

120480 (литературных слов у Виноградова)

ВСЕМ НАЗВАННЫМ СИНТАКСИЧЕСКИМ единицам синтаксиса присущи такие свойства языковых единиц воспроизводимость и исчислимость, при этом следует понимать, что воспроизводимость и исчислимость относятся не к конкретным предложениям, а к моделям синтаксических структур, тем типовым абстрактным схемам, которые получают конкретное лексическое наполнение речи.

В сфере выделения синтаксических единиц существуют определенные проблемы, связанные с тем, что синтаксические связи и специфические функции позволяют поставить вопрос и конструкции с прямой речью в качестве самостоятельных синтаксических единиц. Словоформу (синтаксему) как самостоятельную единицу охарактеризовала Золотова, убедительно показав, что синтаксических схем свободных для любых классов лексики не существует.

Сравним: мать в доме, мать в тревоге. Т.п. конкретного и абстрактного существительных выражает разные значения, что связано с тематической принадлежностью и грамматической формой этих лек-сических единиц. Создание словаря синтаксем позволяет видеть в них такое свойство, как воспроиз-водимость и исчислимость, что так же свидетельствует в пользу их синтаксической самостоятельности. Контраргументом является то, что синтаксема скорее может быть отнесена к единицам речи, чем единицам языка, поскольку возникает в результате лексико-грамматического взаимодействия непосредственно в речи. Абстрактные же модели таких конструкций все таки совпадают. Помимо синтаксемы спорным статусом обладают и конструкции с прямой речью. Поскольку они обладают собственной спецификой, состоящей, во-первых, в принципиальной установке на 2 линии сообщения автора и не - автора, и во-вторых обладают грамматическим своеобразием, которое проявляется

А) в специфическом ритмико-интонационном оформлении

Б) в наличие специальных вводящих слов, и их способности находиться в интерпозиции

В) в своеобразии употребления личных местоимений и личных форм глагола, входящих в авторские слова и в собственно прямую речь.

Это позволяет считать конструкцию с прямой речью специфической единицей языка, при этом исследователи считают, что к языковой разновидности относятся только такие конструкции с прямой речью, в которых в качестве вводящих используются глаголы собственно говорения. Эти глаголы можно считать универсальными, так как они могут сопровождать любую прямую речь и сохраняются при трансформации прямой речи в косвенную.

Каждая из синтаксических единиц может быть представлена в виде модели, где входящие в эту модель компоненты обобщены морфологическими формами, вступающими друг с другом в синтаксическую связь. Эти единицы могут быть представлены и в языке и в речи.

N1copN5; N1Vf)

 

3. Синтаксические связи и отношения как основные понятия синтаксиса.

 

Определение набора синтаксических единиц отнюдь не достаточно для описания синтаксической системы языка, поскольку система - это не только набор элементов, но и их связи и отношения. Так, синтаксическая связь служит для выражения зависимости и взаимозависимости элементов словосочетания и предложения и формирует синтаксические отношения, т.е. те разновидности синтаксического соответствия, которые регулярно выявляются в синтаксических единицах независимо от их уровня. Например: в результате подчинительной связи согласования в сочетании каменный дом рождаются атрибутивные отношения между формами слов в данной синтаксической единице; связь управления стала основанием для объектных отношений в сочетании купить книгу.

Предикативные отношения возникают в результате синтаксической связи главных членов предложения. На уровне сложного предложения разные виды синтаксической связи (подчинительной, сочинительной, бессоюзной) также формируют синтаксические отношения - причинно-следственные, временные, целевые, сопоставительно-противительные, перечислительные и т.д. Значит, синтаксис изучает синтаксические единицы языка в их связях и отношениях. Содержание синтаксических отношений двупланово: с одной стороны, оно отражает явления реального мира, в чем черпает свою информативность (отношения между предметом и его признаком, действием и объектом и т.д.); с другой - оно опирается на взаимодействие компонентов собственно синтаксических единиц (зависимость, например, управляемой формы слова от управляющей, согласуемой от определяющей это согласование, и т.д.), т.е. опирается на синтаксическую связь. Эта двуплановость содержания синтаксических отношений и является сущностью синтаксической семантики вообще и семантики синтаксических единиц в частности.

 

4. Синтаксическая связь как фундаментальное понятие синтаксиса. Два уровня синтаксических связей. Средства выражения синтаксических связей.

Понятие «синтаксической связи» является фундаментальным исходным понятием связи, поскольку служит средством материального выражения смысловых отношений в синтаксических единицах. Говоря об этом понятии, следует четко разграничивать понятие словосочетания и понятия синтаксического сочетания. Словосочетание выражает отношение смысловой и структурной зависимости компонентов, синтаксическое связь – связь соположенных

Выделяется разными авторами от 6 до 8 возможных вариантов синтаксического объединения качественно различных компонентов.

1)Слово + форма слова. В этом случае форма второго компонента, при всех изменениях первого компонента остается неизменной, она как бы задана. (примеры: * Учи детей (второй компонент не изменяется «учим детей, учить детей»))

2)форма слова + форма слова. Оба компонента как то изменяется. В этом случае наблюдается изменение обоих компонентов либо в зависимости от их морфологической природы, либо в результате логического определения. (примеры: * Сад цветет. (ед.число) Сады цветут. (мн. число)

Учиться с усердием, но без увлечения. – две независимые формы «с усердием Тв.п» союз «но», который объединяет). Не широкая, но опасная река. (связь возможна

3)Предложение + предложение в составе сложного. 1.Простое предложение + сложное П., 2.Сложное предложение + сложное предложение.

(пример: Честные люди любят женщин, обманщики же(союз частица) обожают их). – это ССП

4)Слово + предложение (пример, Не тратьте напрасно времени оно материал (к этому слову относятся все слова), из которого сделана жизнь.

5)Форма слова + предложение. (пример: умение обращаться с людьми – это товар, который можно купить точно также, как мы покупаем сахар или кофе…и я заплачу за такое умение больше, чем за что либо другое на свете.)

6)Словосочетание + форма слова. (пример: Копать яму около(у) забора Новенький фарфоровый чайник)

Рассмотренные примеры позволяют говорить о двух уровнях в области синтаксической связи, уровни формы слова и уровни связей предложений, который возникает только в СП.

*Средствами связи являются: предлоги, окончания, союзы и их заместители(союзные слова), порядок слов, интонация.

Пример: казнить нельзя помиловать.

Перечисленные синтаксические соединения возникают на основе двух противопоставленных друг другу типов синтаксической связи сочинения и подчинения, основной признак разграничивающий эти типы связи состоит в том, одинаковую ли или разную роль играют их компоненты в создании синтаксических конструкций.

СОЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ – возни долее равноправные при соединении двух или нескольких (равноправных) словоформ выполняющих одинаковую роль в создании синтаксической конструкции и следовательно, выражений синтаксических отношений.

Сочинительные союзы могут объединять как союзы, так и части сложного предложения. Сочинительная связь отражает определенные смысловые отношения элементов и с этой точки зрения характеризуется оп такому важнейшему признаку, как открытость - закрытость. Это значит, что в одном акте сочинительной связи можно связать между собой либо неорганичеснное количество компонентов и это будет открытая сочинительная связь, либо только два компонента при закрытой сочинительной связи, которые отражают двучленную структуры логического акта. При открытой сочинительной связи все ее компоненты один

Открытая сочинительная связь соответствует соединительным и разделительным отношениям. Соединительно-перечислительным и разделительным отношениям.

Пример: … Латки подмоклой пеленой, обломки хижин, бревна, кровли, товар запасливой торговли, пожитки бледной нищеты, грозой снесенные мосты, гроба с размытого кладбища, плывут по улицам. (* в таких отношениях число компонентов ограничивается только коммуникативными намерениями говорящего)

Разделительные отношения:а) с оттенком выбора (Когда я слышу из гостиной ваш легкий шаг, иль платья шум, иль голос девственный, невинный, я вдруг теряю весь св)

 

 

5. Специфика сочинения и подчинения, дифференцирующие признаки этих связей.

 

Сочинительные и подчинительные связи существуют в различных синтаксических единицах – в простом и в сложном предложениях, а также в словосочетании. Например: брат и сестра – сочинительная связь, брат с сестрой – подчинительная связь.

Сочинение и подчинение различаются на основании двух критериев – смысловом и формальном. Смысловой критерий заключается в том, что сочинительной связи соответствуют координативные отношения, а подчинительной связи – субординативные отношения. Действительно, во многих случаях такое соответствие можно проследить. Например: Дул сильный ветер, и шел дождь. Синтаксическое отношение здесь – координативное: сосуществование двух ситуаций («И-отношение»), связь оформлена сочинительным союзом «и». Другой пример: Когда подул ветер, дождь перестал. Отношение субординативное: ситуации не просто сосуществуют, но находятся в отношении зависимости: ситуация «дождь перестал» представлена как основная, а ситуация «подул ветер» является ее временным ориентиром. Отношение оформляется подчинительным союзом «когда».

Но указанное соответствие между синтаксическим отношением и синтаксической связью существует далеко не всегда. Рассмотрим следующие примеры: Он был очень занят и все-таки нашел для меня время. Союз «и» сочинительный, но отношение явно субординативное – уступительное (ср.: Хотя он был очень занят, все-таки нашел для меня время); Вместо того чтобы анализировать работу, оппонент пересказывал ее содержание. Союз «вместо того чтобы» - подчинительный, а отношение координативное – противопоставление (ср.: Оппонент не анализировал работу, а пересказывал ее содержание). Таким образом, смысловой критерий оказывается не вполне надежным, и это совершенно закономерно: для синтаксических связей как формальной категории должен быть установлен соответствующий, формальный, критерий.

Формальный, или позиционный, критерий различения сочинения и подчинения впервые был предложен А.М. Пешковским. Этот критерий заключается в следующим. Подчинительная связь проявляется в необратимости компонентов, потому что показатель связи содержится в одном из этих компонентов: брат учителя. Сочинительная связь проявляется в обратимости компонентов, так как показатель связи не относится ни к одному из них: брат и сестра. Именно на основе этого критерия различаются сочинительные и подчинительные союзы: сочинительный союз не принадлежит ни одному из компонентов, а подчинительный прикреплен к зависимому компоненту. Например: Он строг, но справедлив / Он справедлив, но строг; Уже стемнело, когда мы вернулись. / Когда мы вернулись, уже стемнело. Подчинительный союз перемещается вместе с компонентом, которому он принадлежит. Согласно смысловому критерию, союзы «вместо того чтобы», «в то время как», «между тем как» - подчинительные, хотя и выражают отношения координативные.

Позиционный критерий А.М. Пешковского получил дальнейшее развитие в работах современного лингвиста Е.Н. Ширяева, который предложил для различения сочинительных и подчинительных союзов прием синтагматического развертывания. Этот прием основан на возможности наложения сочинительной связи на подчинительную и невозможности наложения сочинительной связи на сочинительную и заключается в следующем: подчинительные компоненты могут количественно увеличиваться, образуя сочинительный ряд, а сочинительные компоненты не могут количественно увеличиваться. Например: Он сказал, что идет дождь и что поэтому мы останемся дома. Подобное увеличение невозможно при сочинительных союзах: Светит солнце, но все-таки холодно *и но не хочется идти гулять. Таким образом, сочинение и подчинение должны различаться именно по формальному критерию как соответствующему природе синтаксических связей.

Оппозиция «сочинение – подчинение» - одна из важнейших, но она не охватывает всего разнообразия связей: есть связи, которые нельзя отнести ни к сочинению, ни к подчинению, и существуют связи, совмещающие признаки сочинения и подчинения.

 

6. Основные и дополнительные синтаксические связи.

В предложении различаются два основных типа синтаксической связи – это сочинение и подчинение. При сочинении в связь вступают синтаксически равноправные, независимые друг от друга элементы (члены предложения), например: книга и тетрадь (лежат на столе); (читаю) газеты, журналы, книги. При подчинении в связь вступают синтаксически неравноправные элементы (один зависит от другого), например: совет друга, читать книгу.

взаимонаправленную связь сказуемого с подлежащим называют координацией. При координации обе формы взаимно обусловлены лексико-грамматическими свойствами этих слов. Подлежащее и сказуемое при такой связи соотносят свои формы друг с другом, вступают в отношения предикативной взаимозависимости. Внешне такая связь напоминает согласование, но по существу она отличается от нее: 1) согласование - связь односторонняя; 2) согласование осуществляется во всей системе форм, а при координации объединяются две определенные словоформы; 3) при согласовании используются лишь формы слов; при координации - еще и порядок расположения и интонация; особенно это ярко наблюдается в предложениях типа Осень дождливая; Ночь темная; Женщина утомлена; Книги мои; 4) при согласовании возникают отношения собственно атрибутивные, при координации - предикативные.

 

Координативной связью можно считать и связь главных членов в предложениях типа Моя сестра - спортсменка, где также происходит уподобление форм, без проявления господства одной из них (подлежащего). Кстати, отсутствие отношений подчиненности особенно проявляется в предложениях, схожих с данными, где в качестве подлежащего и сказуемого сочетаются имена конкретные и абстрактные, эта лексическая разноплановость освобождает словоформы от уподобления формального: Озера - краса здешних мест. Отсутствует уподобление при сохранении соотносительной (координативной) связи и в предложениях типа Моя мать - профессор медицины.

 

В тех случаях, когда подлежащее и сказуемое не уподобляются друг другу, связь между ними формально оказывается невыраженной, когда подлежащее и сказуемое морфологически не связаны, такую связь называют соположением, например: Ребенок, без пальто; Мать дома; Мы за демократию.

 

В некоторых случаях между подлежащим и сказуемым усматривается еще одна разновидность синтаксической связи - тяготение: в предложениях типа Сестра лежала больная; Отец вернулся веселый (веселым). Тяготением связь называется потому, что именная часть сказуемого соотносится с подлежащим через посредство третьего компонента. Такая связь обнаруживается при двойном отношении: прилагательное связано и с глаголом и с именем (или местоимением).

 

Детерминантная связь - связь свободного присоединения словоформы к предложению в целом, выражает объектные и обстоятельственные синтаксические отношения. Под Детерминантной связью понимается связь между так называемым детерминантом и распространяемой им грамматической основой простого предложения. Примеры: К середине августа поспевают орехи (Сол.); В такой день одно удовольствие оказаться в лесу (Сол.); В старину берестой пеленали треснутые горшки (Сол.); В березовом лесу всегда под ногами трава (Сол.).

 

Аппликативная связь, или связь наложения, обнаруживается в результате реализации полупредикативных отношений. Возьмем пример: Мой брат, инженер, сегодня работает на заводе. Предикативными отношениями связаны здесь подлежащее и сказуемое: брат работает; приложение инженер имеет полупредикативное значение, так как функционально сближается со сказуемым, ср.: Мой брат - инженер, он работает сегодня на заводе. То, что в этом сложном предложении передано дифференцированно, в осложненном простом - передается совмещенно с помощью обособления. Тот же характер связи наблюдается и при других обособленных членах предложения.

 

Выделяется аппозитивная связь, которая проявляется при использовании приложений. Зима – красавица. Журнал Огонек.

 

 

7. Понятие синтаксического отношения как выражения объективных отношений действительности и отношений собственно структурных, языковых.

 

Синтаксические отношения – это соединения слов, частей предложения и самостоятельных пред-ложений в тексте. Синтаксические отношения относятся к плану содержания языка.

Между связями и отношениями нет однозначных соответствий, то есть одни и те же отношения выражаются несколькими видами связей и наоборот.

Синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения реализуются при связи подлежащего и сказуемого. Непредикативные же отношения принято разделять на определительные, объектные и обстоятельственные. Определительные отношения предполагают квалификацию грамматического предмета, обычно выраженного существительным, с точки зрения присущих ему качеств свойств. Определительные отношения реализуются в субстантивированных словосочетаниях с зависимым компонентом, выраженным прилагательным, причастием, порядковым числительным, инфинитивом, существительным, наречием: добрый человек, первый класс, платье в горошек, езда верхом.

Объектные отношения предполагают квалификацию действия или состояния через его отношение к предмету (объекту), стабильным в данном случае являются зависимые слова, выраженные падежной или предложно-падежной формой существительного, а главный компонент может быть выражен глаголом, а также семантически связанным с глаголом существительным (разговор), прилагательным (покорный), наречием (опасно).

Обстоятельственные отношения предполагают квалификацию действия или состояния со стороны места и времени его реализации, цели, причины, условия и так далее. Обычно обстоятельственные отношения фиксируются в глагольных словосочетаниях: плыть рекой, прибежать куда-то, хотя такие отношения возможны и в других словосочетаниях.

При анализе конкретных примеров исследователи приходят к выводу, что синтаксические от-ношения постоянно смешиваются друг с другом: например, в словосочетании разговор о любви вопрос можно сформулировать и как о чем?, и как какой?

Все виды отношений реализуются в словосочетаниях, внешне обнаруживаемых посредством трех способов подчиненной (субординативной) связи: согласования, управления и примыкания)

 

 

8. Специфика сочинительной связи. Отношения, выражаемые сочинительной связью.

 

Сочинительная связь возникает при соединении двух или более равноправных (однофункциональных) словоформ, т.е. словоформ выполняющих одинаковую роль в создании синтаксической конструкции и выражений синтаксических отношений. Пример: руководители делятся не на молодых и старых, а на умных и дураков.

Существенным дифференцирующим признаком сочинительной связи является то, что основным средством её выражения являются не предложно-падежные формы. А союзы особого класса – сочинительные. Сочинительные союзы могут определять как словоформы так и части сложного предложения. При выражении перечислительных предложений, сочинительная связь может осуществляться и без помощи союзов, благодаря контактному расположению компонентов. С

очинительная связь отражает определённые смысловые отношения элементов и с этой точки зрения характеризуется по такому важнейшему признаку как открытость-закрытость. Это значит, что в одном акте сочинительной связи можно связать между собой либо неограниченное количество компонентов и это будет открытая сочинительная связь. Либо только два компонента при закрытой сочинительной связи которые отражают двучленную структуру логического акта. При открытой сочинительной связи все её компоненты одинаково относятся друг к другу, при закрытой сочинительной связи логические роли компонентов не одинаковые. Второй относится к первому иначе, чем первый ко второму.

Открытая сочинительная связь может быть выражена и без помощи союзов, закрытая обязательно выражается союзными средствами. Кроме того, при закрытой сочинительной связи союз находится при втором по порядку развёртывании конструкции компоненте, при открытой связи союзы могут быть при каждом из компонентов.

Открытая сочинительная связь соответствует соединительно-перечислительным и разделительным отношениям. Пример: …Латки под мокрой пеленой, обломки хижин, брёвны, кровля, товар запасливой торговли, пожитки бледной нищеты, грозой снесённые мосты, гроба с размытого кладбища, плывут по улицам.

В таких отношениях - только коммуникативными намерениями говорящего.

 

Разделительные отношения.

А) с оттенком выбора (Когда я слышу из гостиной ваш лёгкий шаг иль платья шум, иль голос дев-ственный, невинный, я вдруг теряю весь свой ум)

Б) с оттенком чередования (В Казане Толстой стал сам учиться музыке, отчасти самоучкой, отчасти у плохих учителей)

В) с оттенком не различения (То ли чурка, то ли бочка проплывает по реке)

 

Закрытая сочинительная связь. Выражается в случае следующих отношений:

Собственно соединительных (не перечисленных). Соединяя два члена ряда союзы «и», «да» указывают на логическую исчерпанность ряда. (Герасим был нрава строгого и серьёзного; У нас вся прислуга только кухарка, да Матрёна, - союз всегда одиночный).

Противительные отношения (работа предстоит сложная, но интересная) Базовый союз однако.

Сопоставительные отношения (Таня пришла в красном, Маня же вырядилась в зелёное)

Пояснительные отношения (Макрель, то есть скумбрия, - вкусная и питательная рыба).

Градационные отношения, выражают значение разной степени признака. (Она мне не только сестра, но и друг) Союзы в градационных отношениях: не то что бы, но; мало того что, а так и ещё но; не столько, сколько.

Присоединительные отношения (Глеб жесток, а жестокость всегда вызывает протест у окружающих) (союзы: и, а, но, же). На смысловое соотношение частей и дополнительные формальные элементы.

Лексический повтор или местоимения с вмещающее.)

 

 

9. Специфика подчинительной связи. Грамматическая сущность и разновидности согласования, управления и примыкания.

 

Синтаксические отношения между членами словосочетания строятся на основе подчинительной синтаксической связи, так как в словосочетании всегда есть грамматически независимый и грамматически подчиненный ему компоненты. Грамматическая зависимость одной словоформы от другой заключается в способности слова формально подчиняться требованиям, исходящим от категориальных свойств главенствующего слова. Подчинительная синтаксическая связь на уровне словосочетания всегда имеет субординативный характер. Субординативная связь - это связь прямая и односторонне направленная, связь подчиняющего и подчиненного. Такая связь реализуется тремя основными способами: согласованием, управлением и примыканием.

 

Согласование - это вид подчинительной связи, при котором формы рода, числа и падежа зависимого слова предопределяются формами рода, числа и падежа слова подчиняющего. Связь согласования определяется грамматическими свойствами как господствующего, так и зависимого слова, а «необходимость использовать именно согласование зависит от морфологических свойств подчиненного слова, обладающего несамостоятельными, «отраженными» грамматическими категориями». При согласовании всегда устанавливаются определительные отношения. Согласование может быть полным: зеленая трава, маленький мальчик, деревянное изделие (согласование в роде, числе и падеже) или неполным: наша врач, бывшая секретарь (согласование в числе и падеже); озеро Байкал, на озере Байкал (согласование в числе); на семи ветрах, девятью мальчиками (согласование в падеже). Синтаксическую связь в объединениях слов типа женщина-космонавт, студент-отличник, злодейка-западня лишь условно можно назвать согласованием. Еще Д.Н. Овсянико-Куликовский считал, что это «особый вид согласования, которому скорее приличествует название параллелизма». Такой вид связи, при котором формы числа и рода зависимого слова скорее являются совпадающими с формами главенствующего слова, нежели обусловленными ими, называют иногда корреляцией.

 

Управление - это такой вид подчинительной связи, при котором подчиненное слово принимает форму того или иного падежа в зависимости от грамматических возможностей господствующего слова и выражаемого им значения. При управлении устанавливаются отношения объектные (писать письмо, любовь к родине), субъектные (приезд брата), комплетивные (четыре сына, ножка стула). Словосочетания, построенные по типу управления, всегда выражают соотношение с предметом. В качестве управляемой словоформы всегда выступает существительное или его эквивалент: подошел к соседу, подошел к отъезжающему. В качестве господствующего слова при управлении может выступать глагол, имя и наречие; по этому признаку различается управление приглагольное - купить книгу, подъехать к дому; приименное - стакан молока, пять братьев, вид спорта, ненависть к врагу, покорный судьбе; принаречное - украдкой от родителей, наедине с братом, вниз головой. В зависимости от наличия или отсутствия предлога в управляемой форме может быть управление предложное - любовь к родине, уехать на родину и беспредложное - послать письмо, понятный всякому, полный надежды, ломоть хлеба.

 

Управление может быть сильным и слабым. При сильном управлении господствующее слово своими лексико-грамматическими свойствами предопределяет обязательное появление при нем определенной управляемой падежной формы, т.е. связь является необходимой. Такой связи требуют переходные глаголы, а также некоторые существительные, прилагательные, числительные, например: послать письмо, нарушить тишину, купить книгу; девять дней, уйма времени; полон надежды, верен долгу.

При слабом управлении распространение господствующего слова данной падежной формой не предопределено его лексико-грамматическими свойствами, т.е. наличие управляемых форм факультативно; ср.: поливать цветы - сильное управление, поливать из лейки - слабое управление; освобождение города - сильное управление, освобождение армией - слабое управление. Примеры слабого управления: стучать по столу, благодарить за подарок, улыбнуться другу, перебои в снабжении, перебои со снабжением, бедный духом, глубокий по мысли.

 

Различие между обязательным (сильным) и факультативным (слабым) управлением тесно соприкасается с сочетаемостью слов обязательной и возможной. И само понятие сильного управления возникло в связи с обнаружением у слов такого свойства, как обязательная сочетаемость.

 

Примыкание - это такой вид подчинительной связи, при котором подчиненное слово, будучи неизменяемой частью речи или словоформой, изолированной от системы падежей, свою зависимость от господствующего слова выражает только местоположением и смыслом. В словосочетаниях со связью примыкания выражаются отношения информативного восполнения, обстоятельственные и - реже - определительные.

 

Примыкают наречия (или функционально близкие к ним словоформы), деепричастия, инфинитив. Такие слова не располагают грамматически изменяемыми формами выражения синтаксических отношений, и формальным признаком примыкания оказывается неизменяемость. Например: читать вслух, приехать поздно, гулять днем, работать вдвоем, находиться неподалеку; сидеть согнувшись; ехать быстрее; хотеть учиться, предложить приехать; очень хо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: