Какие факторы определили степень выносливости у контрольных и опытных крыс?




Задача 5. Группу животных (белые крысы) в течение 15 минут подвергали слабому электроболевому воздействию (подача слабого электрического тока на пол камеры). Через 5 минут от начала эксперимента часть животных погибла, на вскрытии обнаружены множественные язвы на слизистой желудка.

Почему погибли животные?

Объясните механизмы язвообразования.

 

Задача 6. В эксперимент взяли 2 группы животных. Контрольная группа – 30 крыс, опытная группа – 30 крыс, которым до эксперимента за 30 мин и 2 раза в ходе эксперимента вводили перорально ГОМК (гаммаоксимаслянная кислота). Затем обе группы подвергали электроболевому стрессу. В контрольной группе длина язвенных поражений желудка составила 10,5 мм, а у опытной – 3,3 мм. В контрольной группе образование язв зафиксировано у всех животных, а в опытной – только у 10 крыс.

Объясните, почему в опытной группе снижено язвообразование.

Тестовые задания

I. Тест на выбор правильного ответа

1. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СТРЕСС СПЕЦИФИЧЕСКОЙ РЕАКЦИЕЙ?

 

1. Да 2. Нет

Ответ: 2

 

2. ХАРАКТЕРНА ЛИ ДЛЯ ОАС ГИПЕРПЛАЗИЯ ТИМУСА?

 

1. Да 2. Нет

Ответ: 2

 

3. ЧТО ХАРАКТЕРНО ДЛЯ СТАДИИ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ОАС?

 

1. Уменьшение секреции кортикостероидов

2. Повышение секреции кортикостероидов

3. Усиление глюконеогенеза

4. Ослабление глюконеогенеза

5. Повышение уровня гистамина крови

6. Понижение уровня гистамина крови

7. Нейтрофильный лейкоцитоз

8. Лимфопения

Ответ: 2,3,6,7,8

 

4. СНИЖЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ СТРЕССА ПРОИСХОДИТ ВСЛЕДСТВИИ:

1. Активации опиоидной системы

2. Активации симпато-адреналовой системы

3. Гиперпродукции АКТГ

4. Активации ГАМК-ергической системы мозга

5. Образования антиоксидантных веществ

6. Гиперкатехоламинемии

7. Гиперфункции пучковой зоны коры н/п

Ответ: 1,4,5

 

5. МЕХАНИЗМЫВЛИЯНИЯ ГЛЮКОКОРТИКОИДОВ НА КЛЕТКИ КРОВИ:

1. Вызывают эозинофилию

2. Вызывают лимфопению

3. Активируют эритропоэз

4. Вызывают эозинопению

5. Вызывают лимфоцитоз

6. Угнетают эритропоэз

Ответ: 2,3,4

 

П. Тесты на установление соответствия

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИЙ СТРЕССА ПО Г.СЕЛЬЕ: А) ТРЕВОГИ, Б) РЕЗИСТЕНТНОСТИ, В) ИСТОЩЕНИЯ

 

1. Эозинопения

2. Гиперплазия коры надпочечников

3. Гипоплазия тимуса и лимфоузлов

4. Гиперплазия щитовидной железы

5. Атрофия коры надпочечников

6. Язвы ЖКТ

7. Болезни адаптации

Ответ: А) 1,3,6 Б) 2,4 В) 5,7

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИИ: А) СРОЧНОЙ, Б) ДОЛГОСРОЧНОЙ

1. Формирование ОАС

2. Дефицит энергетического материала

3. Суперкомпенсация энергетического материала

4. Амплификация генов

5. Протеолиз

6. Гипергликемия

7. Активация ядерной ДНК

8. Болезни адаптации

Ответ: А) 1,2,5,6,8 Б) 3,4,7

 

3. ЭФФЕКТЫСИСТЕМ ОРГАНИЗМА: А) СТРЕСС-РЕАЛИЗУЮЩИХ,

Б) СТРЕСС - ЛИМИТИРУЮЩИХ

1. Гиперактивация эмоциогенных зон мозга

2. Действие блокаторов кальциевых каналов мембран

3. Высокая концентрация катехоламинов и глюкокортикоидов

4. Избыток кальция в сарколемме

5. Активация перекисного окисления липидов

6. Активация ГАМК- и серотонинэргических структур мозга

7. Гипергликемия

8. Активация антиоксидантных систем организма

Ответ: А) 1, 3,4,5,7 Б) 2,6,8

 

Ш. Тесты на дополнение

1. В ЧЕМ СОСТОИТ АДАПТАЦИОННАЯ РОЛЬ ГЛЮКОКОРТИКОИДОВ?

 

1…………….., 2………………, 3…………….., 4……………, 5…………….

Ответ:

1. Повышают содержание глюкозы в крови

2. Повышают АД

3. Увеличивают ОЦК

4. Противовоспалительное действие

5. Противоаллергическое действие

2. ПЕРЕЧИСЛИТЕ СТАДИИ ОАС

 

1…………….., 2………………, 3……………..

Ответ: 1. Стадия тревоги 2. Стадия резистентности 3. Стадия истощения

 

3. К БОЛЕЗНЯМ АДАПТАЦИИ МОЖНО ОТНЕСТИ:

 

1…………….., 2………………, 3…………….., 4……………

Ответ: 1. Неврозы 2. ГБ 3. ИБС 4. Сахарный диабет

 

4. СИСТЕМЫ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ СТРЕССОРОВ НАЗЫВАЮТСЯ______________СИСТЕМАМИ

 

Ответ: стресс-лимитирующими

 

IV. Тесты на установление правильной последовательности:

1.УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАДИЙ ОАС?

 

1. стадия резистентности – стадия истощения – стадия тревоги

2. стадия тревоги - стадия резистентности – стадия истощения

3. стадия резистентности – стадия тревоги - стадия истощения

4. стадия истощения - стадия тревоги - стадия резистентности

5. реакция тревоги - стадия истощения - стадия резистентности

Ответ: 2

 

2. КАКОВА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗВЕНЬЕВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СТРЕССА?

 

1. Усиление выработки АКТГ в передней доли гипофиза

2. Действие стрессора на кору головного мозга или на рецепторы

3. Активация выработки кортиколиберина

4. Выброс в кровь глюкокортикоидов

5. Гиперплазия надпочечников

6. Действие глюкокортикоидов на клеточные рецепторы

 

Ответ: 2-3-1-5-4-6

 

Контрольные вопросы

1. Понятие адаптации, виды адаптации, основные характеристики срочной и долговременной адаптации.

2. Общий адаптационный синдром по Г.Селье. Стресс-реакция как основная форма срочной неспецифической адаптации.

3. Классификация и характеристика стресс-факторов.

4. Роль коры головного мозга, аппарата эмоций, симпатоадреналовой и гипоталамо-адренокортикальной систем в адаптации.

5. Понятие о стресс-реализующих системах. Адаптивные эффекты гормонов.

6. Стадии и общая характеристика ОАС, механизмы развития стресса.

7. Центральные и периферические стресс-лимитирующие системы и их защитное действие на организм.

8. Болезни адаптации. Роль стресса в патогенезе некоторых соматических заболеваний.

9. Механизмы долгосрочной адаптации.

 

8. Практическая работа

Опыт 1. Влияние общего адаптационного синдрома на чувствительность животного к пониженному атмосферному давлению.

Цель опыта: получить общий адаптационный синдром и его модель введением кортизона; изучить влияние общего адаптационного синдрома на чувствительность к пониженному атмосферному давлению.

Методика. Опыт ставят на трех мышах. Одной из них за 15-20 мин до эксперимента вводят 0,2 мг (0,2 мл раствора) кортизона. Вторую мышь перед опытом заставляют плавать в сосуде с водой в течение 10 мин. Третья мышь – контрольная Животных помещают под стеклянный колпак аппарата Комовского. Колпак плотно притирают к площадке аппарата, соединенного с насосом и манометром. Постоянно откачивают воздух из-под колпака и следят за состоянием животных, временем их гибели и уровнем давлением при этом. Результаты обсуждают, делают выводы.

Темы УИРС

1. Влияние адаптивных гормонов на иммунобиологическую систему организма.

2. Роль стресса в формировании долговременной адаптации: действие гормонов и медиаторов.

3. Предупреждение стрессорных и ишемических повреждений модуляторами, антиоксидантами и другими мембранопротекторами.

4. Роль стресс-лимитирующих систем в ограничении повреждающих эффектов стресса.

5. Гендерные особенности адаптивных процессов.

6. Роль антиноцицептивных систем в проблеме физиологического выхода из стресса.

7. Типологические особенности личности и их влияние на формирование ОАС.

8. Участие гормональных механизмов в процессе тренировки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: