Эпигенетическая теория развития личности Эриксона




Э.Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней.

Наиболее существенный вклад Э.Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических психосоциальных кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека. Они специфичны для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета лич­ности.

Первый кризис (кризис «доверия-недоверия») человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиоло­гические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого дове­рия к окружающему его миру, а во втором, наоборот,недове­рие к нему.

Второй кризис (автономия в противоположность сомнениям и стыду-2-3 года)связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители пони­мают ребенка и помогают ему контролировать естественные от­правления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слиш­ком строгий или слишком непоследовательный внешний конт­роль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, свя­занных главным образом со страхом потерять контроль над соб­ственным организмом.

Третий кризис (появление инициативности в противовес чувству вины-от 3 до 6 лет)соответствует второму детству. В этом возра­сте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, спо­собствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, пе­реживание повторных неудач и безответственности могут при­вести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис (трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности-с 7 до 12 лет) происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к вьшолнению будущих за­дач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использова­ния средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис (личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму- с 12 до 18 лет)переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объедине­ние прошлого опыта подростка, его потенциальных возможнос­тей и выбора, который он должен сделать. Неспособность под­ростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис (интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности-около 20 лет) свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с ко­торым ему предстоит совершать цикл «работа — рождение де­тей — отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции чело­века и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис (забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя»- между 30 и 60 годами) переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в «интере­се к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супру­жеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоя­нии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование, лишь для самих себя с риском оскудения межличнос­тных отношений.

Восьмой кризис (удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию – старше 60 лет)переживается во время старения. Он знаме­нует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведение им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Э.Эриксон выделил восемь стадий развития, один к одному соотносимых с описанными выше кризисами возрастного развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: