III. Семантический аспект




Т. В. Гоголина, Т. А. Злыдённая, Л. С. Чечулина

Современный русский язык

Синтаксис словосочетания,

предложения и текста:

Справочные материалы, алгоритмы

И образцы анализа

Учебно-методическое пособие

Екатеринбург

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации

Кафедра общего языкознания и русского языка

 

 

Т. В. Гоголина, Т. А. Злыдённая, Л. С. Чечулина

Современный русский язык

Синтаксис словосочетания,

предложения и текста:

Справочные материалы, алгоритмы

И образцы анализа

Учебно-методическое пособие

 

 

Екатеринбург

УДК 415.6=82 (075.83)

ББК Ш 141.2 – 22

Г83

Рецензент: д-р филол. наук, профессор О. Б. Акимова (Российский государственный профессионально-педагогический университет)

 

Гоголина Т. В., Злыдённая Т. А., Чечулина Л. С.

Г83 Современный русский язык. Синтаксис словосочетания, предложения и текста: справочные материалы, алгоритмы и образцы анализа: учебно-методическое пособие для студентов по курсу «Современный русский литературный язык». – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. – 116 с.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для изучения раздела «Синтаксис» в учебной дисциплине «Современный русский язык». В пособии приводятся планы и образцы анализов словосочетания, различных типов простого и сложного предложений, сложного синтаксического целого как единицы членения текста, а также содержатся терминологический минимум по курсу «Современный русский язык. Синтаксис и пунктуация» и справочные материалы, способствующие самостоятельному усвоению основных вопросов данного раздела синтаксиса.

Пособие адресовано студентам 3 и 4 курсов очного и заочного отделений бакалавриата факультета русского языка и литературы педагогического университета, может быть использовано в школьной практике преподавания синтаксиса.

 

УДК 415.6=82 (075.83)

ББК Ш 141.2 – 22

 


 

© Гоголина Т. В., 2013

© Злыдённая Т. А., 2013

© Чечулина Л. С., 2013


 

Оглавление

Задание 1. Полный структурно-семантический анализ словосочетания 5

Задание 2. Анализ главных членов двусоставного
предложения 12

Задание 3. Анализ распространяющих членов предложения 17

Задание 4. Определение синтаксических функций
инфинитива 20

Задание 5. Анализ элементов, осложняющих ПП 21

Задание 6. Анализ простого предложения 26

Задание 7. Анализ сложносочиненного предложения 30

Задание 8. Анализ сложноподчиненного предложения 36

Задание 9. Анализ бессоюзного сложного предложения 42

Задание 10. Анализ многочленного сложного предложения
или сложной синтаксической конструкции 45

Задание 11. Анализ сложного синтаксического целого 50

 

Справочные материалы

Приложение 1. Способы связи в словосочетании и средства
их выражения 56

Приложение 2. Типы словосочетаний по характеру
семантических отношений 57

Приложение 3. Грамматическое значение сказуемого
и средства его выражения 61

Приложение 4. Классификация детерминантов по значению 62

Приложение 5. Алгоритм определения синтаксических
функций инфинитива 63

Приложение 6. Типы односоставных предложений 65

Приложение 7. Классификация смысловых отношений
в однородных рядах разных структурных типов 67

Приложение 8. Сопоставительная характеристика
конструкций, грамматически изолированных в предложении 72

Приложение 9. Семантические группы вводных конструкций 74

Приложение 10. Обособленные члены предложения 75

Приложение 11. Уточняющие члены предложения 83

Приложение 12. Потенциально-количественный состав
сложного предложения 84

Приложение 13. Порядок расположения компонентов
сложного предложения 84

Приложение 14. Семантические типы сложносочиненного предложения 84

Приложение 15. Структурно-семантическая классификация сложноподчиненных предложений 89

Приложение 16. Виды придаточных в сложноподчиненном предложении 90

Приложение 17. Сопоставительная характеристика
придаточных изъяснительных и определительных 94

Приложение 18. Интонационно-семантические типы
бессоюзного сложного предложения 94

Приложение 19. Сложное синтаксическое целое 97

Приложение 20. Сопоставительная характеристика
способов передачи чужого высказывания 99

Приложение 21. Терминологический минимум по курсу «Современный русский язык. Синтаксис и пунктуация» 100

 

Рекомендуемая литература 113

 



Задание 1

Полный структурно-семантический анализ словосочетания

1. Выбрать из текста все простые (двухкомпонентные) словосочетания и записать их в начальной форме, то есть найти начальную форму главного слова (инфинитив для глагольных форм, именительный падеж для именных частей речи).

Отметить условными знаками главное и зависимое слово.

Например: Этот языкукрашал сказками тяжелую долю русского человека (К. Г. Паустовский).

Словосочетания:

х

украшать сказками

х

украшать долю

х

тяжелая доля

х

доля человека

х

русский человек

В процессе выявления словосочетаний нужно помнить, что они предназначены для более точного наименования предметов, действий, признаков и строятся на основе присловного подчинения. По этой причине из числа словосочетаний исключаются:

1) предикативные сочетания, т. е. главные члены предложения (связь подлежащего и сказуемого). Пр.: Наступилазима;

2) слова, связанные сочинительными союзами или интонацией перечисления, т. е. однородные члены предложения (выражают ряд понятий с грамматически равноправными компонентами). Пр.: ягоды и грибы; тетрадь, а не учебник;

3) аналитические (сложные) формы одного слова (будущее сложное время, сравнительная и превосходная степени прилагательных и наречий). Пр .: буду решать; более умный; самый долгий;

4) предложно-падежные формы существительных и местоимений. Пр.: в течение дня, благодаря друзьям, вследствие дождей;

5) сочетания обособленных членов с определяемыми словами (обособление членов возможно только в предложении). Пр.: птица, сидящая на ветке;

6) детерминанты, т. е. слова, которые поясняют не одно какое-либо слово, а относятся к содержанию всего предложения. Пр.: Кадетом я писал стихи;

7) обращение и лексический состав предложения, в котором находится обращение. Пр.: Люблю тебя, Петра творенье!;

8) вводные, вставные конструкции и слова или формы слов, к которым относятся названные конструкции. Пр.: Иван (это, вероятно, был он) не ответил;

9) фразеологизмы, построенные по разным исходным синтаксическим моделям. Пр.: бить баклуши, с гулькин нос и др.

2. Дать полный анализ распространенного словосочетания в функциональном, структурном и семантическом аспектах по следующему плану:

I. Функциональный аспект

1. Выберите из предложения распространенное словосочетание; поставьте его в начальную форму (по начальной форме главного слова).

2. Начертите схему распространенного словосочетания и укажите типы усложнений подчинительной связи (параллельное, однородное, последовательное подчинение; комбинация разных типов усложненного подчинения).

3. Разделите распространенное словосочетание на составляющие его простые – словосочетания минимальной конструкции (из двух компонентов).

4. Определите номинативное значение каждого простого словосочетания.

Примечание: далее ведется анализ каждого словосочетания в отдельности.

II. Структурный аспект

1. Условными знаками (х) отметьте в словосочетании главное и зависимое слово.

2. Напишите формулу словосочетания по морфологическому выражению главного и зависимого компонентов:

прил. + сущ.

глагол + сущ. в тв. п.

наречие + глагол

сущ. + сущ. в род. п.

глагол + инф. и т. д.

3. Укажите тип словосочетания по главному слову: глагольное, субстантивное, адъективное, наречное, количественно-именное.

4. Представьте парадигму словосочетания (систему форм в зависимости от главного слова: субстантивная, адъективная, количественно-именная, глагольная, адвербиальная (с изменением типа связи в разных формах словосочетания).

5. Определите объем сочетающихся компонентов по парадигме словосочетания и по морфологической природе главного слова (лексема + лексема; лексема + словоформа; словоформа + словоформа).

6. Охарактеризуйте способы и средства синтаксического подчинения в данном словосочетании: согласование и средства его реализации; сильное или слабое управление и средства его выражения; примыкание и его показатель (см. справочные материалы, приложение 1).

7. Объясните порядок расположения компонентов: постоянный или измененный в предложении.

Признаки постоянного порядка слов в словосочетании: при согласовании зависимое слово предшествует главному; при управлении – после главного; при примыкании качественные и количественные зависимые слова стоят перед главным, а обстоятельственные – после него.

III. Семантический аспект

1.Уточните лексическое значение обоих слов в словосочетании по толковому нормативному словарю.

2. Определите общие семантические отношения между компонентами словосочетания.

3. Охарактеризуйте частные семантически отношения в словосочетании: в какой характеристике нуждается главное слово и как отвечает на эту потребность зависимое.

Пользуйтесь приемом замены зависимых слов подобными словами, подходящими для этой же позиции. При замене смысловые отношения обнаруживаются яснее.

При всем богатстве и разнообразии частных смысловых отношений словосочетания объединяются в семантические группы по характеру обобщенных отношений между словами (в отвлечении от конкретного лексического наполнения) (см. справочные материалы, приложение 2).

 

Образец выполнения данного задания

I. Функциональный аспект

1. Распространенное словосочетание

х

Украшал сказками тяжелую долю русского человека

Словосочетание в начальной форме

х 1 2 3 4 5 6

Украшать сказками тяжелую долю русского человека

 

2. Усложнение подчинительной связи в распространенном словосочетании.

х 1 2 4

Украшать сказками долю

х 2 4 Усложнение связи по типу однородного подчинения, т. к. зависимые слова вступают с главным в одинаковые смысловые отношения (объектные отношения).  
3 х 2 6 Тяжелая доля человека
3 Усложнение связи по типу однородного подчинения, т. к. зависимые слова вступают с главным в одинаковые смысловые отношения (определительные отношения).
х 1 3 4 Украшать тяжелую долю
  1 – 4 – 3   Усложнение связи по типу последовательного подчинения, т. к. каждое последующее слово поясняет предыдущее.
  х 4 5 6
Украшать долю русского человека
1 – 4 –6 – 5 Усложнение связи по типу последовательного подчинения, т. к. каждое последующее слово поясняет предыдущее.
     

В данном распространенном словосочетании наблюдается комбинация двух типов усложненного подчинения: последовательного и однородного.

____ х ___ ________ ________ ______ _______ ______

1 2 3 4 5 6

 

3, 4. Выделение словосочетаний минимальной структуры и характеристика их номинативного значения.

с/соч. в нач. форме х украшать сказками номинативное значение   конкретизация понятия о действии
х украшать долю конкретизация понятия о действии
х тяжелая доля конкретизация понятия о предмете
х доля человека конкретизация понятия о предмете
х русский человек конкретизация понятия о предмете

 

Далее проводим анализ каждого простого словосочетания в отдельности.

х

украшать долю

 

II. Структурный аспект

1. х ____

х

2. Морфологическая формула: гл. + сущ. в в. п.

3. Тип словосочетания по главному слову: глагольное, т. к. главным элементом является глагол.

4. Парадигма словосочетания глагольная.

Родовые формы Личные формы
1. Формы прошедшего времени украшал долю украшала долю украшало долю украшали долю 4. Формы настоящего времени украшаю долю украшаешь долю украшает долю украшаем долю украшаете долю украшают долю
2. Формы условного наклонения украшал бы долю украшала бы долю украшало бы долю украшали бы долю 5. Форма повелительного наклонения украшай долю украшайте долю
   
3. Причастные формы (24 формы) украшавший долю 6. Причастные формы (24 формы) украшающий долю
  7. Деепричастная форма украшая долю
   

5. Объем сочетающихся компонентов словосочетания.

  лексема   +   словоформа
(т. к. элемент представлен в парадигме с/соч. совокупностью всех своих словоформ)   (т. к. элемент представлен в парадигме с/соч. одной из своих словоформ)

 

6. Способы синтаксического подчинения в данном с/соч.

Элементы с/соч. связаны при помощи управления, т. к. главное слово требует от зависимого определенной падежной формы.

В данном случае средством реализации управления является окончание зависимого слова ().

В этом словосочетании сильное управление, т. к. связь между элементами с/соч. необходима, т. е. в. п. при глаголе является обязательным и предсказывается лексическими и грамматическими свойствами управляющего слова.

7. Порядок расположения компонентов – прямой, т. к. при управлении зависимое слово должно стоять и стоит после главного элемента.

III. Семантический аспект

1. Лексическое значение элементов с/соч.:

украшать – «сделать полнее, богаче по внутреннему содержанию»1,
доля – «участь, судьба»2.

2. Частные смысловые отношения в словосочетании: действие и объект действия, т. е. объектные отношения.

3. Общий семантический тип словосочетания – словосочетание с объектными отношениями.

х

тяжелая доля

 

II. Структурный аспект

1. ______ __ х ___ х

2. Морфологическая формула: прилаг. + сущ.

3. Тип словосочетания по главному слову: субстантивное, т. к. главным элементом является существительное.

4. Парадигма словосочетания субстантивная.

формы ед. ч. формы мн. ч.
И. п. тяжелая доля Р. п. тяжелой доли Д. п. тяжелой доле В. п. тяжелую долю Т. п. тяжелой долей П. п. о тяжелой доле формы мн. ч. отсутствуют, т. к. главное слово – неконкретное сущ.

5. Объем сочетающихся компонентов с/соч.

  Лексема   + х Лексема  
(т. к. элемент представлен в парадигме с/соч. несколькими словоформами)   (т. к. элемент представлен в парадигме с/соч. совокупностью всех своих словоформ)  

 

6. Способ и средства синтаксического подчинения.

Элементы с/соч. связаны при помощи согласования, т. к форма зависимого слова уподобляется форме главного слова в роде, числе, падеже.

В данном случае средством выражения согласования является окончание зависимого элемента.

7. Порядок расположения компонентов – прямой, т. к. при согласовании зависимое слово должно стоять и стоит перед главным элементом.

III. Семантический аспект

1. Лексическое значение элементов с/соч.:

тяжела – «полная трудностей, лишений, забот, горя»3;

доля – «участь, судьба»4.

2. Частные смысловые отношения в с/соч.:

предмет и его субъективная оценка, т. е. атрибутивно-качественные смысловые отношения.

3. Общий семантический тип с/соч. – словосочетание с определительными отношениями (признак предмета).

 

Задание 2
Анализ главных членов двусоставного предложения

Выбрать из текста три двусоставных простых предложения 1) с простым глагольным, 2) составным глагольным, 3) составным именным сказуемым.

Проанализировать главные члены данных предложений, пользуясь следующими рекомендациями:

I. Выделить грамматическую основу в каждом из трех предложений, обосновать способ ее выделения.

Способы выделения грамматической основы

Морфологический способ: находим спрягаемую форму глагола – сказуемое и именительный падеж – подлежащее.

Синтаксический способ: в предложении без спрягаемой формы находим единственную словоформу, способную занимать синтаксически независимую позицию (именительный падеж, инфинитив, эквивалентные им словосочетания и др.). Отмеченные формы могут функционировать в качестве подлежащего.

Семантический способ: в предложении без спрягаемой формы, где больше одной словоформы, способной быть независимой, выясним, что определяется (подлежащее) и чем определяется (сказуемое)5.

II. Проанализировать подлежащее по следующему плану:

- определить лексическое значение (ЛЗ) подлежащего по любому толковому нормативному словарю;

- описать морфологическое выражение подлежащего, т. е. его план выражения;

- подлежащее охарактеризовать в плане содержания: личное, предметно-личное или предметное.

Семантические типы подлежащих

Личное подлежащее обозначает самого говорящего или его собеседника, т. е. выражено личным местоимением 1 и 2 лица ед. или мн. числа.

Предметно-личное обозначает человека или указывает на 3-е лицо, т. е. выражено личным (обозначающим человека) существительным или личным местоимением 3-го лица.

Предметное подлежащее обозначает все остальное, кроме человека, выражено неличным или неодушевленным существительным или его эквивалентом.

III. Охарактеризовать сказуемое по следующему плану, определив его тип:

1) простое глагольное:

а) определить ЛЗ сказуемого по толковому нормативному словарю;

б) проанализировать грамматическое значение (ГЗ) сказуемого и средства его выражения (см. справочные материалы, приложение 3);

в) сделать вывод о совмещении выражения ЛЗ и ГЗ в одной глагольной форме;

2) составное:

глагольное именное
а) определить основное ЛЗ сказуемого в толковом словаре
по инфинитиву по именной части
б) определить дополнительные оттенки ЛЗ сказуемого, если они есть,
по вспомогательной части по связочной части
в) проанализировать ГЗ сказуемого и средства его выражения
по вспомогательному глаголу по глаголу-связке

Образцы выполнения данного задания

1. Молодая осинадрожала над головой лимонными нежными листиками (К. Г. Паустовский).

I. Используем морфологический способ выделения грамматической основы, т. к. есть спрягаемая форма глагола дрожала – сказуемое и существительное в и. п. осина – подлежащее.

II. Анализ подлежащего:

- ЛЗ подлежащего осина – лиственное дерево, родственное тополю6;

- подлежащее выражено существительным в и. п., ед. ч.;

- подлежащее предметное, т. к. выражено неличным и неодушевленным существительным.

III. Анализ простого глагольного сказуемого:

а) значение сказуемого выражено ЛЗ глагола дрожать, т. е. сотрясаться от частых и коротких колебательных движений, трястись, испытывать дрожь7;

б) ГЗ сказуемого – факт реальный, происходящий в определенное синтаксическое время, до момента речи (выражено морфологическим средством – формой изъяв. накл., прош. врем. глагола);

в) ЛЗ и ГЗ сказуемого выражены одним глаголом, т. к. это простое глагольное сказуемое.

2. Коляне мог бы рассказать этот сон (К. Г. Паустовский).

I. Используем морфологический способ определения грамматической основы, так как есть 1) спрягаемая форма глагола мог бы, которая вместе с инфинитивом рассказать образует сказуемое (глагол мочь синсемантический, его значение раскрывается с помощью инфинитива), 2) существительное в и. п. – Коля – подлежащее.

II. Анализ подлежащего:

- ЛЗ подлежащего: уменьшительная форма собственного мужского имени Николай;

- подлежащее выражено именем существительным в и. п., ед. ч.;

- подлежащее предметно-личное, т. к. выражено личным существительным.

III. Анализ составного глагольного сказуемого, включающего основную часть, выраженную инфинитивом рассказать, и вспомогательную часть не мог бы, выраженную модальным глаголом с отрицанием.

а) значение сказуемого определяем по ЛЗ инфинитива рассказать, т. е. словесно сообщить что-либо8;

б) модальный глагол мочь с отрицанием вносит дополнительный смысловой оттенок невозможности действия, выраженного инфинитивом рассказать;

в) ГЗ сказуемого определяем по вспомогательному глаголу мог бы в форме условного накл., т. е. в предложении передается факт нереальный, возможный, происходящий в неопределенном синтаксическом времени.

3. Ночи давно уже стали прохладными (А. С. Серафимович).

I. Морфологическим способом выделяем грамматическую основу: идем от спрягаемой формы глагола стали в сочетании с прилагательным прохладными (стать – полузнаменательная связка со значением становления признака, названного прилагательным) – от сказуемого к и. п. сущ. ночи – подлежащему.

II. Анализ подлежащего:

- ЛЗ подлежащего ночь – часть суток от захода до восхода солнца, между вечером и утром9;

- подлежащее выражено именем существительным в и. п., мн. ч.;

- подлежащее предметное, т. к. выражено неодушевленным и неличным существительным.

III. Анализ составного именного сказуемого, включающего глагол-связку стали и именную часть, выраженную полной формой имени прилагательного в т. п., мн. ч. прохладными;

а) основное значение сказуемого определяем по именной части-прилагательному прохладный, т. е. умеренно холодный, дающий прохладу10;

б) глагол стать вносит дополнительный смысловой оттенок становления признака, выраженного именной частью;

в) ГЗ сказуемого – факт реальный происходящий в определенное синтаксическое время, до момента речи (связочная часть сказуемого выражена глаголом в форме изъяв. накл., прош. врем.).

Примечание: для анализа можно использовать осложненные формы составного глагольного и именного сказуемого. Определив, на
основе какого типа создано осложненное сказуемое, выбрать соответствующий план и сделать анализ примера. Пр.:

 

связочная часть именная часть

1. Я уже не боялсяказаться чувствительным (А. П. Чехов)

(осложненная форма составного именного сказуемого).

 

вспомог. часть инфинитив

2. Ядолжен был только передать Вам письмо (А. И. Куприн)

(осложненная форма составного глагольного сказуемого).

 

I. Используем морфологический (см. выше) или семантический способ выделения грамматической основы: определяем, о чем говорится в предложении? Я – подлежащее. Что говорится о грамматическом субъекте? Должен был передать – сказуемое.

II. Анализ подлежащего.

- ЛЗ подлежащего я – служит для обозначения говорящим самого себя11;

- подлежащее выражено местоимением 1 л., ед. ч.;

- подлежащее личное, т. к. выражено личным местоимением 1 л.

III. Анализ осложненной формы составного глагольного сказуемого, включающего: 1) вспомогательную часть, состоящую из спрягаемой формы глагола был и краткого модального прилагательного должен, 2) инфинитив передать;

а) основное значение сказуемого по инфинитиву передать, т. е. вручить, сообщить, отдать что-либо кому-нибудь12;

б) модальное прилагательное должен передает смысловой оттенок обязательности совершения действия, выраженного инфинитивом;

в) ГЗ сказуемого – факт реальный, происходящий в определенное синтаксическое время, до момента речи (глагол-связка был в форме изъяв. накл., прош. врем.).

 

Задание 3
Анализ распространяющих членов предложения

а) Анализ второстепенных членов предложения

Дать развернутую характеристику примеров всех второстепенных членов (в/ч) по плану13:

1. Позиция: приглагольный в/ч, присубстантивный в/ч, приадъективный в/ч, принаречный в/ч.

Какую роль играет опорное слово?

Какие второстепенные члены возможны в подобном случае (см. табл. 1)?

Таблица 1

Опорное слово Определение Дополнение Обстоятельство
существительное согласованное или несогласованное косвенное нет
глагол нет прямое и косвенное все виды по значению
прилагательное нет косвенное преимущественно меры и степени
наречие нет косвенное преимущественно меры и степени

 

2. Каково морфологическое выражение второстепенного члена? К какому синтаксическому разряду он может относиться (см. табл. 2)?

Таблица 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: