Для любой торговой организации важную роль играет персонал. Проведем анализ качественного состава работников ОАО «Торговый дом «Неман» (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Анализ качественного состава работников ОАО «Торговый дом «Неман» за 2014-2016 гг.
Наименование показателя | Среднесписочная численность работников, чел. | Из них женщины, чел. | ||
2014 г. | 2016 г. | 2014 г. | 2016 г. | |
Образование: | ||||
высшее | ||||
среднее специальное | ||||
профессионально-техническое | ||||
общее среднее | ||||
общее базовое | ||||
Возраст: | ||||
от 16 до 31 лет | ||||
от 32 до 59 лет | ||||
60 лет и старше | ||||
Всего |
Источник: собственная разработка автора на основании данных ОАО «Торговый дом «Неман» [Приложения В, Г]
Штат ТД «НЕМАН» на 01.01.2017 г. насчитывает 177 человек, из них 50 человек имеют высшее образование, 56 человек – среднее специальное.
В структуре работников организации наибольший удельный вес на протяжении всего рассматриваемого периода принадлежит женщинам – 87,0 % (154 человек). Стоит отметить, что численность работников за два года сократилась на 28,6 %.
Качеству трудовых ресурсов на предприятии уделяется большое внимание. В 2016 г. 31,6 % персонала имело среднее специальное образование (в 2014 г. – 34,7 %), в то время как высшее образование – 28,2 % (в 2014 г. – 24,2 %). Уровень образованности сотрудников в 2016 году наглядно представлен на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Уровень образованности сотрудников ОАО «Торговый дом «Неман» в 2016 году
Источник: собственная разработка автора на основании данных ОАО «Торговый дом «Неман» [Приложения В, Г]
На рисунке 2.2 можно проследить динамику изменения уровня образованности сотрудников в ОАО «Торговый дом «НЕМАН» за 2014-2016 годы.
Рисунок 1.2 – Уровень образованности сотрудников ОАО «Торговый дом «Неман» в 2014-2016 годы
Источник: собственная разработка автора на основании данных ОАО «Торговый дом «Неман» [Приложения В, Г]
В магазине работают люди различных возрастных групп, однако на долю молодежи (лица от 14 до 31 года) на 01.01.2017 г. приходится 32,8 % (58 человек) (рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 – Состав сотрудников ОАО «Торговый дом «Неман» по возрастным группам в 2016 году
Источник: собственная разработка автора на основании данных ОАО «Торговый дом «Неман» [Приложения В, Г]
Организационная структура ОАО «ТД «Неман» является линейно-функциональной и представлена в приложении Д. Главным управляющим магазина является директор. В его подчинении находится все линейные и функциональные руководители. Рассмотрим подробнее магазин «НЕМАН».
В подчинении у директора находится управляющий. Он:
1) определяет перспективы развития магазина, ищет новых поставщиков;
2) обеспечивает высокое качество продукции и улучшение ее ассортимента;
3) занимается обеспечением магазина кадрами рабочих и служащих требуемых профессий и специальностей;
4) обеспечивает прием, размещение и расстановку молодых специалистов и рабочих;
5) принимает трудящихся по вопросам найма, увольнения и перевода;
6) участвует в организации повышения квалификации специалистов и подготовка их к работе на руководящих должностях;
7) отправляет на тренинги;
8) изучает, обобщает итоги работы с кадрами, анализирует причины текучести, прогулов и других нарушений трудовой дисциплины и др.
Важнейшую роль в торговом доме «Неман» играют продавцы.
Основные задачи продавца:
- Следит за наличием достаточного количества товара в торговом зале и при необходимости пополняет его.
- Помогает покупателям при выборе товара, дает консультации покупателям по ассортименту товаров, предлагаемых к продаже в магазине, по потребительским свойствам и особенностям товаров.
- Принимает участие в стимулировании продаж определенных видов товара, в рекламных акциях магазина: обращает внимание покупателей на заданный товар путем размещения его на самых просматриваемых местах, путем дополнительных консультаций покупателей по особенностям и преимуществам данного товара и иным способом.
- Помогает товароведу или директору магазина принимать товар.
- Осуществляет подготовку товаров к продаже: распаковку, сборку, комплектование, проверку эксплуатационных свойств и т.д.
- Следит за наличием ценников на товар, их верным размещением и правильным указанием всей информации в ценнике (наименование товара, цена, вес и т.д.). Продавец наклеивает ценники, подготовленные и переданные ему товароведом или директором: после приемки и расстановки товара; после обновления цен; в случае обнаружение несоответствия ценника требованиям правил торговли; в других случаях по указанию директора или товароведа.
- Участвует в инвентаризации.
- Следит за сроками реализации товаров. При обнаружении товаров с истекшими сроками реализации, продавец должен немедленно убрать товар с места продажи и дать эту информацию товароведу или директору.
- Разрешает спорные вопросы с покупателями в отсутствие представителей администрации.
- Участвует в проводимых для продавцов занятиях (обучении) по повышению уровня знаний по свойствам и особенностям продукции, мерчендайзингу товаров, работе на кассе и других знаний и навыков, необходимых в работе.
- Участвует в проводимых в магазине собраниях коллектива.
- Информирует директора магазина обо всех внештатных ситуациях в своей работе.
Как и на любом другом предприятии за учетом поступления финансовых средств, оплатой счетов, начислением заработной платы и сдачей отчетов занимается главный бухгалтер. В его подчинении находится заместитель главного бухгалтера и бухгалтера.
В подчинении у директора также находится коммерческая служба, отдел информационных технологий, служба розничной торговли, эксплуатационно – хозяйственная служба, которой подчиняется хозяйственный склад и эксплуатационная бригада. Службе розничной торговли подчиняются торговые секции, магазин «МАРК ФОРМЕЛЬ»№2, МАГАЗИН по ул. Советская, 5,склады и бригада по загрузке и разгрузке товаров.
Данную организационную структуру можно отнести к линейно-функциональной структуре управления. Плюсом данной формы управления является качественное разделение труда в управлении, при котором линейные руководители сохранили за собой право отдавать распоряжение и принимать решения при участии и помощи функциональных работников. Минусом в такой организационной структуре управления является постоянная необходимость в согласовании принимаемых решений, что вызывается решением производственных задач, обусловленных новыми целями функционирования и требующих определенных знаний. Это приводит к замедлению сроков реализации товара, что ведет к росту управленческих расходов.