Горы, небо и высокое назначение человека




Художественное время и художественное пространство в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

В художественном произведении изображаемые события происходят, как и в реальном мире, во времени - утром или вечером, летом или весной - и в пространстве - в городе или в деревне, на дороге или дома, в степи или в горах. Средствами языка писатель создает художественные образы времени и пространства; в произведении словесности они составляют единство, которое называется хронотопом. Этот термин, образованный от греч. chronos - время и topos - место, ввел в теорию словесности замечательный ученый XX в. М.М.Бахтин (1895- 1975). Художественная действительность благодаря хронотопу воспринимается как целостность.

Понимание этих образов не менее важно, чем понимание образов героев произведения, в них также раскрывается художественное содержание. Посредством хронотопа писатель выражает эстетическую оценку изображаемого. На уроках словесности не только можно, но и необходимо помочь школьникам воспринимать изображенные в произведении время и пространство как художественные образцы; они созданы писателем для воплощения его мыслей о мире и человеке, и обращение к ним позволяет проникнуть в идею произведения. В этой статье мы постараемся показать, какую роль играют образы художественного времени и художественного пространства для понимания смысла романа Лермонтова "Герой нашего времени".

Уже само заглавие сообщает: образ центрального персонала неразрывно связан с определенной эпохой, это герой своего времени. Недаром роман вызвал бурную полемику: действительно ли таков герой эпохи, или это клевета на современного человека? Но мы читаем роман в наше время, и для нас важно не столько то, каким было время Печорина и каким был герой того времени, сколько другое: что открывает Лермонтов нам сейчас, что значат мысли писателя теперь, для нас. Несмотря на то что роман написан более полутораста лет назад, при чтении его возникает глубоко личное отношение к лермонтовскому герою, он нас притягивает и отталкивает, нам нестерпимо горько видеть крушение всех его надежд. Мы чувствуем, что его судьба каким-то непостижимым образом имеет отношение к каждому из нас. Знакомясь с героем далекого времени, мы начинаем лучше понимать наших современников да и самих себя.

Почему же, вникая в странный, отнюдь не идеальный характер главного героя, мы пронзительно остро чувствуем, как важно угадать то назначение высокое, которое есть у каждого, как необходимо реализовать силы необъятные, заключенные в нашей душе? Почему мы, читая роман, встаем перед проблемой, важной для каждого из нас: что зависит от самого человек, сам ли он определяет свою судьбу или что-то вне его? Вот этот вопрос: что нам, людям рубежа XX и XXI вв., открывает Лермонтов своим романом и образом человека 30- х гг. прошлого века? - и может стать главным при изучении "Героя нашего времени".

Какой бы путь изучения романа ни избрал учитель, необходимо обратиться на уроках к образам, связанным с хронотопом, потому что в них раскрываются черты личности героя романа и авторская оценка изображаемого, мысли автора о человеке и о мире. Размышление над этими образами поможет школьникам постичь личностный смысл произведения, понять, что? непосредственно им говорит лермонтовский роман.

 

Дорога, жизненный путь

С первой фразы повести "Бэла": "Я ехал на перекладных из Тифлиса", - мы видим, что действие романа начинается в дороге.

Дорога - один из ключевых мотивов романа: Печорин все время в пути, если он и оказывается в доме, то это не спокойное родовое поместье, где жили его деды и прадеды, а место временного пребывания, и основные события его жизни - встречи и расставания, обретения и утраты - происходят на дороге или во время кратких остановок. Даже умирает Печорин в пути из Персии. Одним из вопросов, над которым подумают школьники при чтении романа, может быть такой: какое значение для понимания мысли Лермонтова о человеке и мире имеет то, что основные события романа происходят на дороге, а герой постоянно находится в пути?

Дорога в романе Лермонтова не просто место действия, это именно хронотоп, художественный образ пространства, соединенного со временем. Здесь движение в пространстве совершается во времени, люди оказываются в одно и то же время в одном и том же месте (или не успевают оказаться в нужное время в нужном месте), и вследствие этого происходят важные для героев события. Случайно на дороге из Тифлиса во Владикавказ встречаются рассказчик и Максим Максимыч, и из этой встречи возникает повесть о Бэле, начало всего романа. Случайно в одно и то же время оказываются во Владикавказе Максим Максимыч, рассказчик и Печорин, и это позволяет нам многое понять в странном характере героя. Лишь на несколько минут опоздали штабс-капитан с Печориным, возвращаясь с охоты, не успели оказаться в нужное время в нужном месте, и Казбич похитил Бэлу и на горной дороге смертельно ранил ее. Дорога - это еще и место, где возникают и рушатся надежды, где происходят важные объяснения: вспомним Максима Максимыча, до глубины души оскорбленного невниманием Печорина, самого Печорина, рыдающего над трупом коня, княжну Мери, которая на дороге возле Кисловодска признается в любви Печорину и не получает ответа.

Слово дорога, кроме обозначения конкретного предмета, приобретает в романе более общие значения: движения, поисков, неудовлетворенности настоящим, устремленности к чему- то иному, постоянного выбора пути, встречи с препятствиями, необходимости решать сложные проблемы. В этом слове есть и значение времени: мы видим жизненный путь героя, полный случайностей и напряженных внутренних исканий, метаний, борьбы, сопряженной с риском1. Именно такой хронотоп необходим для выявления самой сущности характера героя. А ведь те силы необъятные, которые чувствует Печорин в своей душе и которые проявляются в борьбе с судьбой, поиски героем высокого смысла жизни, неудовлетворенность не только окружающим, но и самим собой, постоянное внутреннее движение - это то, что нас неизменно привлекает в Печорине.

1 Заметим, что в этом как раз и состоит главное свойство поэтического языка. Поэтическое слово отличается от слова, которое мы употребляем в жизни, тем, что оно, не утрачивая своего общего значения, приобретает еще особое значение, благодаря чему в произведении возникает конкретная картина жизни, несущая в себе эстетическую оценку, художественную мысль автора. Русский филолог XX в. Г.О.Винокур (1896-1947) так определяет это свойство: "...Действительный смысл художественного слова никогда не замыкается в его буквальном смысле. Любой поступок Татьяны или Онегина есть сразу и то, что он есть с точки зрения его буквального обозначения, и то, что он представляет собой в более широком его содержании, скрытом в его буквальном значении: иначе это, действительно, было бы хроникой происшествий, а не поэзией". (Винокур Г.О. Понятие поэтического языка // Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991. С. 27-28.)

Дорога ведет Печорина не в одном направлении, не к определенной цели, как обычного путешественника. Его пути как бы случайны, движение хаотично. Мы встречаем его во Владикавказе на пути в Персию, он останавливается в Тамани по пути в Геленджик, неизвестно откуда он приезжает в кратковременный отпуск в Пятигорск, затем отправляется в Кисловодск, оттуда попадает в крепость, отлучается в казачью станицу. Часто передвижения Печорина вызваны какими-то внешними причинами, но нам не важна "казенная надобность", по которой он едет, а важно то, что он везде не дома. И это свойство хронотопа также способствует раскрытию характера Печорина, жизненный путь которого не неуклонное движение к цели, а метания, поиски.

С этим связано и то, что части романа расположены не в хронологической последовательности, а в такой, которая помогает автору раскрыть его мысли. Время здесь не течет от прошлого к будущему, оно возвращается вспять в воспоминаниях Максима Максимыча, поздние и ранние события меняются местами: в предисловии к "Журналу Печорина" мы узнаем о смерти героя, а потом знакомимся с его записками. Если представить жизненный путь героя хронологически, то это движение от надежды ("Тамань") к полному разочарованию ("Максим Максимыч") и смерти в пути из Персии. Но художественное время романа говорит о том, что поиски, движение, активность, готовность к борьбе и риску ради истины, вера в высокое назначение человека - прекрасны, даже если они и не привели к победе. Поэтому роман кончается не сообщением о смерти героя, а его победой над судьбой в "Фаталисте".

В нашем восприятии складывается образ скитальца, бесприютного странника, у которого нет родной души, родного дома, он везде чужой, противостоит всему миру, вступает с ним в борьбу, хотя и безнадежную. И это сближает Печорина с героем лирики Лермонтова и его любимыми героями и, конечно, вызывает наше сочувствие.

 

Случай, судьба и воля

Мы уже говорил о том, что в романе большую роль играет случайность: присутствие (или неприсутствие) героев в одном и том же месте в одно и то же время. Случай - это еще один из хронотопических образов, он всегда есть в сказке, в приключенческих произведениях и свидетельствует о вмешательстве в жизнь каких-то таинственных сил: судьбы, доброго или злого волшебства, Провидения. В лермонтовском романе немало случайных совпадений, например, Печорин случайно оказался свидетелем зреющего заговора компании Грушницкого против него, и это дало ему возможность выйти победителем из поединка.

Учащиеся вспомнят и другие эпизоды романа, в которых случайность играет существенную роль. Но главный вопрос состоит в том, что важнее - слепой случай или целенаправленная деятельность героя, что определяет его судьбу: вмешательство каких то таинственных сил или его воля? Размышляя над этим, школьники заметят, что сама случайность часто вызывается действиями героя. Так, если бы Печорин лежал себе на диване, а не оказался в слободке именно в тот момент, когда собралась компания Грушницкого, он не смог бы узнать о заговоре. А кроме того, несмотря на обилие случайностей, чаще всего не слепой случай определяет судьбу Печорина, а его собственная активность, его ум и воля. Ведь то же знание о заговоре можно было бы использовать по-разному.

Печорин, как опытный шахматист, просчитывает заранее ответы людей на свои действия, подталкивает их к нужному ему поступку и ведет свою игру, нередко жестокую. Вспомним, как Печорин добивается, чтобы Азамат украл сестру, как расчетливо он шаг за шагом заманивает в свои сети княжну Мери и многое другое. Он умеет подмечать человеческие слабости и использовать их в своих целях. Да притом еще откровенно говорит о том, что испытывает наслаждение от обладания чужой душой. И не удивительно, что такая игра разрушает судьбы, вмешательство Печорина оказывается губительным для всех, кто попадается ему на пути.

Активность Печорина одновременно и отталкивает и привлекает нас. В.Г.Белинский утверждает: "он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него", и объясняет это двойственное отношение тем, что в Печорине "есть сила духа и могущество воли". Пусть школьники подумают, прав ли критик. Действительно ли сила духа и могущество воли прекрасны сами по себе, независимо от того, на что они направлены?

Вопрос этот чрезвычайно актуален для учащихся. Обсудить его можно, рассматривая историю взаимоотношений Печорина и Грушницкого. Здесь с предельной ясностью показано, как именно Печорин использует случай для достижения своих целей. А вот цели-то героя двойственны: во-первых, - это подчинение другого человека своей воле, а во-вторых, - стремление найти истину, обрести высокий смысл жизни.

Нельзя не заметить, что именно действия Печорина превратили наивного и самолюбивого, но не злодея по своей сути Грушницкого в подлеца, готового предательски убить безоружного. В начале повести этот юнкер просто пустой малый, прикрывающий свою пустоту модной маской. Он даже тянется к Печорину, привлеченный его силой. Но Печорин оскорбляет его самолюбие, разрушает его любовь, обнаруживает его пустоту, и тем самым толкает приятеля в компанию негодяев. И в Грушницком восторжествовали мелочность и самолюбие, откуда один шаг до прямой подлости.

Но, с другой стороны, Печорин в решительный момент полагается на выбор Грушницкого, предоставляет ему возможность искупить свою вину. Зачем он это делает, из желания спасти соперника? Нет, для Печорина, как и для самого Лермонтова, очень важны два вопроса: что представляет собой человек и что определяет ход событий - судьба (фатум) или ум и воля человека. И одно из решений этих вопросов дается в сцене дуэли.

Человек практического ума на месте Печорина показал бы врагам, что их замысел раскрыт, и таким образом избежал бы опасности. Так поступить и советует Вернер. Печорин не хуже Вернера знает о подлом замысле, но для него важно не столько избежать опасности, сколько испытать судьбу, определить, что зависит от самой личности, а что - от каких-то других сил. В ходе дуэли все решает случай: первый выстрел достается Грушницкому, пуля лишь слегка оцарапала колено Печорина - если бы рана оказалась чуть значительнее, он бы погиб. А может быть, не случай, а расчет? Расчет на пробуждение в Грушницком порядочности, на волнение Грушницкого, выбор самой безопасной позы - Печорин стал, наклонившись немного вперед? Итак, ответ на вопрос о судьбе и воле двойствен: может быть, случай спас героя, а может быть, его разумные действия. В повести "Фаталист", где решение проблемы тоже остается открытым, Печорин придет к выводу, что активность человека в любом случае необходима, предопределена его судьба или нет.

Кроме того, Печорину необходимо узнать, можно ли пробудить в ничтожном Грушницком доброе начало, т.е. понять, что представляет собой человек, что в нем преобладает, добро или зло. Ответ на этот вопрос неутешителен: самолюбие и слабость характера должны бил торжествовать. В природе человеческой есть и добро, и зло, в данных обстоятельствах в Грушницком побеждает зло: он испытывает муки совести, но самолюбие сильнее, оно мешает ему признаться в подлости, слабость характера мешает покаяться и стать другим. Несмотря на то что случай, казалось бы, благоприятствовал Грушницкому, гибель его предопределена: он пассивен, не способен противопоставить свою волю обстоятельствам.

Печорин так тяжело переживает убийство (хотя, по понятиям того времени, дуэль считалась способом справедливого решения споров) еще и потому, что ответ, полученный на его вопросы, имеет для него глубоко личное значение. От него зависит, необходимы ли великие жертвы для блага человечества или оправдан взгляд на страдания и радости других людей как на пищу, поддерживающую душевные силы героя. Казалось бы, эгоистическая позиция героя объяснена и даже в какой-то степени оправдана, но ведь она приносит ему только новые страдания. Потому что в глубине души Печорин стремится к высокой, достойной человека цели.

Вот этот "исследовательский" подход к жизни, творческий характер ума, устремленность к истине, готовность даже ценой своей жизни понять ее законы, тоска по великим делам - более всего и привлекает нас в Печорине, а не сила духа и могущество воли. Такие ум и воля могут быть и разрушительны, о причинах этого мы еще скажем, но именно творческое начало, постоянная работа души - это то, что отличает личность.

 

Горы, небо и высокое назначение человека

Для воплощения мыслей писателя чрезвычайно важно, что художественное пространство романа - это не средняя полоса России, а место необычное - Кавказ. На Кавказе, где идет война, где офицера подстерегает множество опасностей, где сама природа дикая, суровая и величественная, в полной мере может развернуться характер героя. Подумаем: какое значение имеет окружающая героя природа для понимания идеи романа? Что помогают нам увидеть в Печорине горы и небо?

События романа происходят на фоне гор. Слово горы, как и слово дорога, не только обозначает конкретный предмет, но содержит более общий оценочный смысл. В этом образе мы видим как пространство, так и время в их эстетическом значении: горы - это прекрасное, высокое, величественное, чистое, вечное, это сама природа в ее первозданном состоянии, этот образ противостоит мелочной суете мирских дел, низменным и грязным людским побуждениям, краткости человеческой жизни.

Чувства, которые вызывают горы у Печорина, говорят о близости героя рассказчику, и, конечно, самому автору; стоит только сравнить описание восхождения на Гуд-Гору в повести "Бэла" и начало повести "Княжна Мери". Оба героя испытывают отрадное чувство, им весело, они чувствуют близости к природе, очищение от страстей, желаний, сожалений.

Горы - это мир высокой гармонии, мечта о которой живет в душе Печорина. Горы - это не просто фон, на котором происходят события романа, это реальное воплощение высокого начала, которое присуще герою, тех сил необъятных, которые таятся в его душе. Печорин потому и способен так глубоко чувствовать притягательность и недоступность гор, что страдает от дисгармонии с миром, не может найти применения своим высоким стремлениям. В мире людей эти стремления героя могут частично реализоваться лишь в любви, которая одна способна принести избавление от постоянной неудовлетворенности, - об этом он говорил Максиму Максимычу, объясняя свое охлаждение к Бэле. Однако это только мгновение, которое проходит и оставляет по себе еще большее неудовлетворение.

Но силы Печорина так и остаются невостребованными. Почему? Виновато ли в этом время, в которое он живет, или причина иная? Проще всего объяснить противоречия героя эпохой, которая не дает ему достойного дела. Но мысль Лермонтова значительно глубже. Она выражается в противопоставлении возвышенного и вечного начала, о котором говорит хронотопический образ гор, и хронотопа города, воплощающего мелочные и преходящие дела людей.

Вспомним: лирический монолог Печорина в начале повести "Княжна Мери" неожиданно прерывается словами: Однако пора. Почему "пора", кто заставляет Печорина идти к Елисаветинскому Источнику и к водяному обществу, которое он презирает? Почему он отказывается от чистой радости, которую испытывает при виде гор, и выбирает мир, полный страстей и желаний? Да потому что он человек и стремится к людям, хотя каждый раз убеждается, что чистой радости в этом общении нет. Зато есть другое: есть выход активности героя, ответ на его жажду бури, возможность борьбы, самоутверждения. Но соединить гармонию и бурю не удается даже такой героической по своим возможностям личности, как Печорин. И, добавим, не удается и самому Лермонтову - вспомним "Парус", "Выхожу один я на дорогу...", "Три пальмы". Но именно это стремление к невозможному в Печорине и прекрасно, оно и говорит нам о нашем высоком назначении, которое чувствует в глубине души каждый, хотя мы неспособны неустанно стремиться к нему, нередко готовы успокоиться, подменить высокую цель сиюминутно выгодой и тем самым утратить главное для человека.

Не только горы, но и небо с бесчисленными звездами - тоже образ, связанный с хронотопом. В этом слове заключено, помимо конкретного, более общее значение - высоты, чистоты вечности. Картина звездного неба вызывает в душе Печорина мысли о ходе истории, о месте человека в мироздании, о том, сам ли человек определяет свою судьбу, или какие-то высшие силы. При виде ночного неба герой особенно остро ощущает, что безверие делает нынешнее поколение жалким, лишает его силы воли, надежды на обретение высокого смысла жизни, истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою... И этот эпизод в повести "Фаталист" не дает однозначного ответа на вопрос: что же лучше: вера (а, может быть, заблуждение), которая придает жизни смысл, уверенность в необходимости деятельности, способность к великим жертвам для блага человечества, или сомнение, которое лишает убеждения и гордости, наслаждения и способности к борьбе? Но этот вопрос встает перед читателем и требует его собственного решения.

А все эпизоды романа показывают, что сомнение - вещь двойственная. Оно не только не мешает решительности характера, не только придает смелости, потому что хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь, - к такому выводу приходит Печорин в повести "Фаталист". Сомнение еще служит оправданием того эгоистического отношения к людям, которым обычно руководствуется Печорин. Ведь если добро, благо человечества не имеет корня в высшем начале, если решение судеб зависит только от нашей воли, то единственный закон, определяющий поведение личности, - стремление к счастью, которое состоит, по мнению героя, а насыщении гордости. Печорин в отношениях с людьми неустанно насыщает свою гордость, но счастья не находит. И причина этого, как следует из всего романа, не только в эпохе, которая не дает герою настоящего дела, но и в сознании Печорина, в его безверии. Это безверие - тоже, конечно, характеризует то историческое время, когда, по словам Белинского, все старое разрушено, а нового еще нет, когда личность, почувствовав свою значимость, отвергла в числе прошлых идеалов и веру. Но этот вопрос вечен, он всегда встает перед человеком, если человек мыслит, а не растет, как трава. И Лермонтов предлагает не столько ответ на него, сколько материал для размышления. Лермонтовский ответ содержится во всем его творчестве, не только в романе, но и в поэмах, и в "Думе", и в обеих "Молитвах" (1837 и 1939 годов), и в "Смерти Поэта", и в стихотворении "Когда волнуется желтеющая нива..."

 

Значение хронотопа в повести "Тамань"

При изучении произведения важны не только отдельные хронотопические образы, но и хронотоп как существенная сторона художественного содержания. Обращение к этому образу рассмотрим на примере анализа повести "Тамань".

Прочитаем начало повести, два первых абзаца. Какое чувство вызывает у нас описание Тамани и описание моря? Какие слова помогают нам увидеть картины и почувствовать авторскую оценку изображаемого?

В одной картине - городишка, да еще самый скверный, в нем единственный каменный дом, грязные переулки, ветхие заборы. Во второй - полный месяц, белые стены, темно-синие волны, черные снасти кораблей на бледной черте небосклона. В первой картине нет цвета и света, во второй - лунный свет позволяет увидеть краски. В первой картине взор героя упирается в заборы, везде он видит одно и то же, от этого возникает ощущение скованности, несвободы; во второй - появляется высота и простор, вверху луна, внизу, под обрывом - море, вдали - корабли, и это создает чувство свободы. В первой картине нет движения, несмотря на то что герой идет по городу: во второй - герой не передвигается в пространстве, но в том, что он видит - сплошные контрасты, все в движении: луна смотрит на беспокойную, но покорную ей стихию, волны плещутся с беспрерывным ропотом, черные снасти видны на бледной черте небосклона. Нельзя не заметить, что слова, с помощью которых изображаются предметы в первой картине, - прозаические, это мир скучного и однообразного быта, а во второй - поэтические, это мир прекрасного, высокого, вечного. И время в первой картине - бытовое, это просто частица бесконечного и бессмысленного кружения, а вторая картина как бы выпадает из этого бытового времени, здесь мы соприкасаемся с Вечностью.

Перечитаем описание внутреннего помещения хаты. Какие люди могут жить в таком доме, какие события могут здесь произойти?

Интерьер хаты свидетельствует о неуютности, запустении, бесхозяйственности. Такая деталь, как отсутствие икон, подтверждает оценку, которую дал урядник этому месту, называя его нечистым. А морской ветер, врывающийся в разбитое стекло, несет ощущение тревоги, свободы, опасности. Все в этой картине не соответствует образу дома, места спокойной жизни. Интерьер говорит о том, что за люди живут в этой хате, и хотя мы еще не знакомы с ними, мы уже ожидаем чего-то необычного.

Итак, экспозиция повести, благодаря хронотопу, построена на противопоставлении двух начал: низменного и прозаического, вызывающего чувство тоски, и поэтического и прекрасного, вызывающего сложное чувство красоты, тайны, свободы, тревоги, беспокойства. Это готовит нас к событиям, которые произойдут вскоре, к тому, что мы увидим в характерах героев.

Хронотоп - средство развертывания событий в пространстве и во времени. Выделим важнейшие эпизоды сюжета. Проявляется ли в них антитеза высокого и низкого? Как это помогает нам понять характеры героев и мысль автора?

Сюжет повести основан на контрасте высокого и низкого. Моменты соприкосновения героя с тайной, мечты о жизни, исполненной борьбы и риска, жизни, освященной великой целью, существуют в сложном переплетении с эпизодами, в которых он видит корысть, коварство, жестокость контрабандистов. Сюжет строится на том, как Печорин встречается с тайной и обнаруживает ее прозаическую разгадку.

Первая встреча (странный слепой, сцена на берегу, появление лодки) пробуждает у Печорина надежду на то, что он стал свидетелем каких-то значительных событий, что есть какая-то друга жизнь, где высокая цель требует отважных поступков. Герой думает: "Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние 20 верст, и важная должна быть причина, его к тому побудившая!" Но вот лодка пристала к берегу, из нее вытащили узлы - эпизод закончился прозаическим действием, хотя тайна еще не разгадана.

Вторая встреча - с ундиной - снова вызывает волну эмоций, надежд, стремлений. Печорин хочет открыть истину и готов ради этого рисковать жизнью: ведь, отправляясь на свидание, он берет с собой пистолет и предупреждает казака, садится в лодку, хотя и не умеет плавать. Тайна приоткрывается в отчаянной борьбе с ундиной.

Третья встреча - опять сцена на берегу. Здесь со всей ясностью выявляются низменные цели контрабандистов, их корысть, их жестокость к слепому и старухе. Но не исчезло и то, что привлекало Печорина: борьба, отвага, риск. Оба начала можно увидеть, например, в высказывании Янко: "Да скажи, кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул; а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит!" Тайна разгадана, и эта разгадка приносит герою только новое разочарование. Каждое новое событие - усиление низменного и ослабление высокого начала.

Однако то, что все происходит на фоне моря и в лунном свете, сообщает повествованию особый смысл. Морские пейзажи несут в себе мечту о прекрасном. Если бы их не было в повести, как плоско выглядели бы ее герои! Высь и даль, лунный свет и бурное море, контрасты света и тени - все это создает ощущение красоты и поэзии, тайны и тревоги, неудовлетворенности тем, что есть, и стремления к чему-то иному. Эти чувства продолжают жить в душе Печорина даже после того, как он уже понял смысл происходящего. Вот одна из последних картин: "Долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн; слепой все сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание: слепой мальчик точно плакал, и долго, долго..."

Красота освещенного таинственным мерцающим лунным светом темного моря с белым парусом, глубокое сочувствие горю слепого мальчика - все это передано волнообразным ритмом фразы, с ее инверсиями, повторами, антитезами. И это состояние души Печорина, выраженное с такой художественной силой, заставляет нас не согласиться с его заключительными словами: "Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих..." Эти слова вызваны обидой, тем, что герой обманут в своих лучших надеждах.

Несмотря на то что Печорин в повести оказался не победителем, что его слепой мальчик... обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть не утопила, он не стал менее привлекательным. В последнем эпизоде проявились прекрасные человеческие черты героя, его неудовлетворенность настоящим и стремление к иной, насыщенной осмысленной деятельностью жизни, его активность, жажда свободы и познания истины, хотя его вмешательство в жизнь контрабандистов разрушило их мирный круг да и ему самому принесло горькое разочарование.

Хронотоп в произведении помогает увидеть нарисованную писателем картину жизни как художественную реальность, воспринять героев как живых, конкретных людей, вызывающих наши мысли и эмоции. Вместе с тем эти образы несут в себе авторскую идейно-эмоциональную оценку изображаемого, потому что таково свойство поэтического слова. Внимание к этому художественному образу позволяет современному читателю открыть то вечное, непреходящее, что содержится в романе, и способствует выработке умения воспринимать произведение как явление искусства слова.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: