методические рекомендации по их выполнению




СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Задания к самостоятельной работе и

методические рекомендации по их выполнению

 

Задание 1 (10 часов)

Тема: Основные факторы развития образования

Задание. Изучите фрагменты нижеуказанных произведений, сопоставьте позиции авторов и напишите реферат на тему «ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».

Методические указания.

Не расширяйте тему реферата! Ваша работа должна освещать только причины (факторы) создания учреждений для детей дошкольного возраста. Не следует включать в реферат материал, относящийся к организации, содержанию и т.п. работы того или иного учреждения.

Структура реферата: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы. Объем реферата от 9 до 15 страниц.

Во введении (1-2 страницы) укажите, чему посвящен реферат (В реферате Вам предстоит выделить и описать, какие факторы послужили основой создания учреждений общественного дошкольного воспитания в России и за рубежом, начиная с XVIII века, установить значение идеологического фактора). Объясните, как Вы понимаете ключевые фразы, используемые в реферате («институт дошкольного образования», «факторы создания…», «идеологические основы…»).

При написании основной части реферата (6-12 страниц) постарайтесь показать, как изменяются причины создания общественных дошкольных учреждений, какие виды детских учреждений получают приоритет на том или ином историческом отрезке, как меняется взгляд на взаимоотношение семейного и общественного воспитания.

При изложении материала рекомендуется придерживаться хронологического порядка, начиная работу с анализа причин создания Воспитательных домов И.И.Бецким.

В работу необходимо включать цитаты из первоисточников. При этом цитаты должны иллюстрировать, подтверждать освещаемые в реферате идеи.

В заключении (1-2 страницы) перечислите те факторы, о которых шла речь в реферате, выделите роль идеологического фактора, поясните, является ли возникновение учреждений общественного дошкольного воспитания объективной закономерностью социального развития.

Титульная страница реферата и список использованной литературы оформляется в соответствии с общими требованиями.

Литература:

- первоисточники (хрестоматии):

1. Уильдерспин С. Воспитание маленьких детей, или о важности воспитания детей бедняков // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. М., 1986 (1974).

2. Бецкой И.И. Генеральный план Московского Воспитательного дома // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. М., 1999 (1987, 1976).

3. Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. М., 1999 (1987, 1976).

4. Свентицкая М.Х. Наш детский сад // Там же.

5. Декларации по дошкольному воспитанию 1917, 1920 // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. М., 1988.

- аналитическая литература (есть в методкабинете)

6. Литвин Л.Н. Идейные основы дегуманизации дошкольного воспитания в советской педагогике 20х годов // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Пермь, 1993.

7. Якушева Ю.М. Социальные основы сиротства // Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования: Межвузовский сборник научных трудов. Часть II. Пермь, 1997.

И другая литература по выбору студента.

Задание 2 (4 часа)

Тема. Сравнительная педагогика как наука

Задание. Составьте КАРТОТЕКУ СТАТЕЙ, содержание которых относится к предметной области сравнительной педагогики.

Методические указания.

Подбор статей каждый студент осуществляет самостоятельно. Включение в картотеку статей, содержание которых не относится к проблематике сравнительной педагогики, считается ошибкой.

Картотека должна включать не менее 20 статей, опубликованных в различных педагогических журналах («Педагогика», «Дошкольное воспитание» и др.) в период 2001-2011 гг.

Каждая статья фиксируется на отдельной карточке, на которой указываются выходные данные и приводится аннотация.

Студенты, претендующие на получение максимальной суммы баллов, на обратной стороне каждой карточки отмечают, к какому этапу развития сравнительной педагогики можно отнести данную работу, обосновывая свое мнение.

 

Задание 3 (2 часа)

Тема. Мировые тенденции развития образования на современном этапе

Задание. Составьте ГЛОССАРИЙ понятий, рассматриваемых при изучении курса сравнительной педагогики.

Методические указания.

В глоссарии должны быть раскрыты следующие понятия: гуманизация, дегуманизация, гуманитаризация, технологизация, информатизация, стандартизация, демократизация, интеграция, дифференциация, индивидуализация, глобализация, модернизация, инновация, детерминация, тенденция.

Данные термины используются в различных областях научного знания и соответственно имеют множество значений. Вам необходимо представить в своем глоссарии только такое определение, которое относится к проблематике сравнительной педагогики.

При наличии у студента «педагогического словарика» задание выполняется в нём.

 


Задание 4 (2 часа)

Тема. Общие закономерности и национально-региональная специфика развития системы дошкольного образования

Задание. Подготовьте ДОКЛАД, раскрывающий вопросы организации дошкольного образования в одной из зарубежных стран (по выбору студента).

Методические указания.

Объем доклада – 2 страницы.

В докладе необходимо осветить только следующие вопросы:

- Какие нормативно-правовые документы определяют статус дошкольного образования в данной стране? Включено ли оно в систему непрерывного образования?

- В каком возрасте дети поступают в школу? Имеет ли место всеобщая предшкольная подготовка детей?

- Какое участие принимают государство, социум и родители в создании и финансировании учреждений, обеспечивающих присмотр за детьми дошкольного возраста и их образование?

- Какие типы дошкольных учреждений получили распространение в данной стране? При их перечислении указывайте контингент (для кого) и целевой ориентир (присмотр, подготовка к школе и т.д.).

 

Задание 5 (2 часа)

Тема. Личностно-центрированное образование

Задание. Подготовьте ДОКЛАД, раскрывающий специфику реализации идей личностно-центрированного образования в педагогическом творчестве одного из нижеперечисленных авторов (по выбору студента).

Методические указания.

Объем доклада – от 3 до 5 страниц.

В докладе необходимо отразить все из перечисленных вопросов:

- Какова методологическая позиция автора (как автор рассматривает процесс развития ребенка, какие факторы обусловливают развитие, какую роль играют среди этих факторов воспитание и обучение, можно ли считать автора сторонником «свободного воспитания» и почему)?

- Какие целевые ориентиры образовательного (педагогического) процесса обозначает автор (на ступени дошкольного или младшего школьного возраста)?

- Почему данную педагогическую систему можно считать личностно-центрированной?

- Есть ли единая образовательная программа? Что служит основой для планирования образовательного процесса?

- Как автор характеризует организационные аспекты своей системы (взаимодействие между детьми и педагогами, установление режима дня, правил поведения, организация предметной среды и др.)?

- Какие ведущие принципы работы обозначает автор?

- Какие содержательные или методические аспекты изученной педагогической системы удивили Вас в наибольшей степени?

Раскрывая каждый из вопросов, старайтесь излагать материал последовательно, не повторяя ранее сказанное другими словами. При необходимости иллюстрируйте отдельные положения конкретными примерами.

Список докладов:

- Идеальный детский сад К.Н. Вентцеля

- Школа Б. Беттельгейма.

- Свободное воспитание в школе А. Нила.

- «Школа для жизни» О. Декроли.

- Педагогическая система С. Френе (дошкольный возраст).

- Вальдорфский детский сад

- Педагогика Реджио Эмилия.

- «Зеленый дом» Ф. Дольто.

Задание 6.1. – контрольное – выполняется на основе материалов соответствующих аудиторных занятий.

Тема. Личностно-центрированное образование

Задание. Выделите принципиальные различия традиционной и реформаторской педагогики. Рекомендуется оформить материал в таблице.

Вопросы для сопоставления Традиционная педагогика Реформаторская педагогика
Основоположники Перечислить фамилии
Соотношение обучения и воспитания Что в приоритете и почему?
Целевой ориентир образовательного процесса  
Роль системных знаний в образовании человека  
Роль педагога  
Учет индивидуальных различия детей  
Учет интересов детей  
Свобода и дисциплина  
Вы можете продолжить таблицу, включив дополнительно свои вопросы.

Докажите, что традиционная система является личностно-отчужденной, а системы педагогов-реформаторов – личностно-центрированными.

 

Задание 6 (2 часа) – выполняется после практического занятия № 4-5.

Тема. Личностно-центрированное образование

Задание. Составьте ТАБЛИЦУ «Направления реформаторской педагогики»

Методические указания.

В таблице должно быть отражено принятое название каждого направления реформаторской педагогики, кратко охарактеризована его специфика, указаны фамилии представителей (по каждому из направлений), отмечены их наиболее значимые педагогические произведения.

В таблицу должны быть включены не только те педагоги-реформаторы, творчество которых рассматривалось на аудиторных занятиях, но и другие представители тех или иных направлений реформаторской педагогики (первой половины ХХ века).

Направление: Свободная школа Школа жизни Школа действия Школа труда
Целевой ориентир образовательного процесса        
Учет индивидуальных особенностей детей        
Представители и их наиболее значимые труды        

 

 

Задание 7 (2 часа) – выполняется при подготовке к лабораторной работе № 1.

Тема. Личностно-центрированное образование: Педагогика М. Монтессори

Задание порогового уровня. Составьте развернутый ПЛАН-КОНСПЕКТ одного из произведений М. Монтессори (по выбору студента).

Методические указания.

План-конспект должен не только обозначать части произведения, но и отражать основные положения данной работы. План-конспект должен быть оформлен удобным для восприятия образом и иметь объем не менее 3 страниц.

 

Студентам, претендующим на получение максимального количества баллов, предлагается задание повышенного уровня: составьте КАРТОТЕКУ произведений М. Монтессори с развернутыми аннотациями. Карточки в картотеке должны быть обязательно упорядочены по параметрам, которые студент определяет самостоятельно. Такие параметры, как хронологический или алфавитный порядок расположения, могут использоваться только как второстепенные.

 

Задание 8 (3 часа)

Тема. Альтернативные дидактические системы

Задание. Составьте ТАБЛИЦУ «Инновационные модели обучения в зарубежном начальном и дошкольном образовании»

Методические указания.

В таблице должно быть отражено название модели (автор, страна), ее ведущие теоретические основания, целевые ориентиры дидактического процесса, принципы его организации, а также обозначены приоритетные средства, методы и формы, используемые в рамках данной модели.

Студенты, претендующие на получение максимального количества баллов, дополнительно составляют классификационную карту, группируя рассматриваемые модели по самостоятельно определяемым основаниям.

 

Задание 9 (3 часа)

Тема. Альтернативные дидактические системы

Задание. Составьте ТАБЛИЦУ «Формы и способы дифференциации образовательного процесса в зарубежной начальной школе»

Методические указания.

В таблице должно быть

 

за Владимира Путина проголосовали 45 602 075 человек, что составило 63,60%; Геннадию Зюганову отдали голоса 17,18% (12 318 353 человек); Михаил Прохоров занял третью позицию с результатом в 7,98% (5 722 508 голосов); Владимир Жириновский получил 6,22% (4 458 103 голосов); Сергей Миронов – 3,85% (763 935 голосов). Президент избран на шестилетний срок. Инаугурация избранного президента России намечена на 7 мая



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: