114. Литературное редактирование – это …
А) исправление ошибок в оттиске типографского набора;
Б) литературно-редакторская деятельность в журналах, газетах, на радио, телевидении;
В) правка-переделка и правка-сокращение текста в целях его совершенствования;
Г) анализ, оценка и совершенствование литературной формы текста.
115. Важнейшие психологические предпосылки профессионального восприятия текста в редактировании: …
А) субъективизм, эмоционально приподнятое отношение к тексту;
Б) любознательность, быстрота реакции;
В) активность восприятия текста, конкретность суждений;
Г) художественные наклонности, созерцательность.
116. Экстенсивный способ повышения информационных качеств сообщения заключается …
А) в расширении объема сообщения, детализация изложения;
Б) в свертывании информации, стремление передать содержание более экономными языковыми средствами;
В) в полном изменении фактического материала;
Г) в полном изменении логической структуры.
117. Интенсивный способ повышения информационных качеств сообщения заключается …
А) в расширении объема сообщения, детализация изложения;
Б) в свертывании информации, стремление передать содержание более экономными языковыми средствами;
В) в полном изменении фактического материала;
Г) в полном изменении логической структуры.
118. Замена, перестановка, пропуск или появление лишних букв относятся…
А) к пунктуационным ошибкам;
Б) к орфографическим ошибкам;
В) к «глазным» ошибкам;
Г) к фактическим ошибкам.
119. Верным признаком нелогичности мышления является…
А) незнание законов логики;
Б) пунктуационные ошибки;
В) неточное употребление частиц;
Г) неточное употребление союзов.
120.Укажите типичный недостаток композиции:
А) неточность в номинациях;
Б) неудачно выбранный принцип расположения частей;
В) подмена тезиса;
Г) пропуски необходимых слов.
121. Работая над фактическим материалом, редактор изучает и оценивает…
А) элементы номинации;
Б) принцип расположения частей;
В) актуальность темы;
Г) последовательность речевых единиц.
122. Раскрыть тему, донести до читателя в полном объеме новые знания о предмете или явлении, ставшие предметом исследования автора, должна…
А) аннотация к тексту;
Б) вводная часть текста;
В) основная часть текста;
Г) заключительная часть текста.
123. При ознакомительном чтении следует…
А) направить усилия на восприятие каждого слова, каждого знака текста;
Б) сосредоточить внимание на содержании произведения, его идее, теме, манере изложения автора, т. е. оценить текст как целое;
В) «пробежать» текст, контролируя внесенные исправления, проверяя единообразие написания имен собственных, выверяя цифровые данные, даты;
Г) провести необходимые сокращения, экстенсивным или интенсивным способом повысить информативность текста.
124. При углубленном чтении следует…
А) направить усилия на восприятие каждого слова, каждого знака текста;
Б) сосредоточить внимание на содержании произведения, его идее, теме, манере изложения автора, т. е. оценить текст как целое;
В) «пробежать» текст, контролируя внесенные исправления, проверяя единообразие написания имен собственных, выверяя цифровые данные, даты;
Г) провести необходимые сокращения, экстенсивным или интенсивным способом повысить информативность текста.
125. При шлифовочном чтении следует…
А) направить усилия на восприятие каждого слова, каждого знака текста;
Б) сосредоточить внимание на содержании произведения, его идее, теме, манере изложения автора, т. е. оценить текст как целое;
В) «пробежать» текст, контролируя внесенные исправления, проверяя единообразие написания имен собственных, выверяя цифровые данные, даты;
Г) провести необходимые сокращения, экстенсивным или интенсивным способом повысить информативность текста.
126. Цель редакторской правки-вычитки – …
А) уменьшение объем текста, доведение его до заданного размера;
Б) литературная отделка текста, совершенствование его формы, уточнение идеи автора, его замысла;
В) чтение текста «насквозь», выявление всех имеющихся недочётов;
Г) создание нового варианта текста на основе материала, представленного автором.
В
127. Цель редакторской правки-сокращения –
А) уменьшение объем текста, доведение его до заданного размера;
Б) литературная отделка текста, совершенствование его формы, уточнение идеи автора, его замысла;
В) чтение текста «насквозь», выявление всех имеющихся недочётов;
Г) создание нового варианта текста на основе материала, представленного автором.
128. Цель редакторской правки-обработки –
А) уменьшение объем текста, доведение его до заданного размера;
Б) литературная отделка текста, совершенствование его формы, уточнение идеи автора, его замысла;
В) чтение текста «насквозь», выявление всех имеющихся недочётов;
Г) создание нового варианта текста на основе материала, представленного автором.
129. Цель редакторской правки-переделки –
А) уменьшение объем текста, доведение его до заданного размера;
Б) литературная отделка текста, совершенствование его формы, уточнение идеи автора, его замысла;
В) чтение текста «насквозь», выявление всех имеющихся недочётов;
Г) создание нового варианта текста на основе материала, представленного автором.
130. Цель повествования – …
А) создавать картину действительности, перечисляя свойства, стороны предмета или явления;
Б) выяснять причины явлений, обосновывать выводы, доказательства;
В) передавать движение событий во времени;
Г) инструктировать, указывая на последовательность действий.
131. Повествования бывают…
А) динамические и статические;
Б) эпические и сценические;
В) биографические и театральные;
Г) развивающиеся и статические.
132. Цель описания – …
А) создавать картину действительности, перечисляя свойства, стороны предмета или явления;
Б) выяснять причины явлений, обосновывать выводы, доказательства;
В) передавать движение событий во времени;
Г) инструктировать, указывая на последовательность действий.
133. Описания бывают…
А) динамические и статические;
Б) эпические и сценические;
В) биографические и театральные;
Г) развивающиеся и статические.
134. Цель рассуждения – …
А) создавать картину действительности, перечисляя свойства, стороны предмета или явления;
Б) выяснять причины явлений, обосновывать выводы, доказательства;
В) передавать движение событий во времени;
Г) инструктировать, указывая на последовательность действий.
135. Таблицей называется…
А) совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе;
Б) распределение собранного и систематизированного автором фактического материала по однотипным строкам и столбцам;
В) структурированная сетка из линий и совокупность сеточных узлов;
Г) описание содержания, структуры и ограничений целостности, используемые для создания и поддержки фактических данных.
136. В номинальных определениях…
А) объясняется значение слова;
Б) перечисляются уже известные, установленные признаки;
В) вводятся дополнительные сведения;
Г) раскрывается смысл нового события или явления.
137. В реальных определениях…
А) объясняется значение слова;
Б) раскрывается содержание собственно понятия;
В) вводятся дополнительные сведения;
Г) раскрывается смысл нового события или явления.
138. В регистрирующих определениях…
А) объясняется значение слова;
Б) перечисляются уже известные, установленные признаки;
В) вводятся дополнительные сведения;
Г) раскрывается смысл нового события или явления.
Б
139. В уточняющих определениях…
А) объясняется значение слова;
Б) перечисляются уже известные, установленные признаки;
В) вводятся дополнительные сведения;
Г) раскрывается смысл нового события или явления.
140. В учреждающих определениях…
А) объясняется значение слова;
Б) перечисляются уже известные, установленные признаки;
В) вводятся дополнительные сведения;
Г) раскрывается смысл нового события или явления.
Научное редактирование
141. Основная функция научного стиля - …
А) общение;
Б) сообщение;
В) воздействие;
Г) рассуждение.
142. Особенности научного стиля:...
А) документальность, четкость, высокая стандартизация, строгая регламентация;
Б) образность, поэтичность, экспрессивность;
В) объективность, логическая последовательность, однозначность, точность, лаконичность;
Г) экспрессивность, непринужденность, прерывистость и непоследовательность.
143. Основные языковые средства научного стиля:…
А) административно-канцелярская терминология, номенклатурные наименования, предложения с перечислением;
Б) тропы и стилистические фигуры, авторские неологизма, разностилевая лексика;
В) большое количество терминов, абстрактных существительных, тенденция к сложным построениям;
Г) общественно-политическая лексика, политические призыва, лозунги.
144. Термины – …
А) слова или словосочетания, точно выражающие специальные понятия и предметы;
Б) слова или словосочетания интернационального содержания;
В) специальные полуофициальные слова или выражения, свойственные речи профессионального коллектива;
Г) слова или словосочетания, являющиеся названиями конкретных типичных объектов.
145. Наиболее распространенной формой глагола в научной речи является форма…
А) сослагательного наклонения;
Б) повелительного наклонения;
В) настоящего времени страдательного залога;
Г) настоящего времени действительного залога.
146. Назовите два типа правки научного текста: …
А) уточнение и раскрытие;
Б) сокращение и восполнение;
В) упрощение и усложнение;
Г) анализ и синтез.
147. В ходе ознакомительного этапа подготовки научного издания редактор должен …
А) определить актуальность и целесообразность темы, степень ее разработанности, оригинальность;
Б) систематизировать собранный автором материал, проанализировать структуру составляющих текста, разобраться, где первичная, а где вторичная информация, проанализировать логику изложения;
В) определить смысловую канву написания произведения;
Г) прочитать текст «насквозь», выявляя все имеющиеся недочёты и ошибки.
148. Укажите вид научного документа:…
А) новелла;
Б) инструкция;
В) заявка;
Г) автореферат.
149. Укажите вид научного издания:
А) диссертация;
Б) аннотация;
В) монография;
Г) энциклопедия.
150. Автореферат – это…
А) научное издание в виде брошюры, содержащее результаты проведенного исследования, подающееся на получение ученой степени;
Б) научное книжное издание полного исследования одной проблемы или темы, принадлежащее одному или нескольким авторам;
В) научный непериодический сборник статей, содержащий итоги конференций в виде докладов, рекомендаций, решений;
Г) научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера.
151. Монография – это…
А) научное издание в виде брошюры, содержащее результаты проведенного исследования, подающееся на получение ученой степени;
Б) научное книжное издание полного исследования одной проблемы или темы, принадлежащее одному или нескольким авторам;
В) научный непериодический сборник статей, содержащий итоги конференций в виде докладов, рекомендаций, решений;
Г) научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера.
152. Материалы конференции (съезда, симпозиума) – …
А) научное издание в виде брошюры, содержащее результаты проведенного исследования, подающееся на получение ученой степени;
Б) научное книжное издание полного исследования одной проблемы или темы, принадлежащее одному или нескольким авторам;
В) научный непериодический сборник статей, содержащий итоги конференций в виде докладов, рекомендаций, решений;
Г) научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера.
153. Тезисы конференции – это…
А) научное издание в виде брошюры, содержащее результаты проведенного исследования, подающееся на получение ученой степени;
Б) научное книжное издание полного исследования одной проблемы или темы, принадлежащее одному или нескольким авторам;
В) научный непериодический сборник статей, содержащий итоги конференций в виде докладов, рекомендаций, решений;
Г) научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера.
154. Выберите правильный вариант оформления источника в списке литературы, составленном по порядку цитирования:
А) Сенкевич М. П. Литературное редактирование научных произведений. – М.: Высшая школа, 2007. – С. 37;
Б) Сенкевич М. П. Литературное редактирование научных произведений: Издательство «Высшая школа», М., 2007;
В) Сенкевич М. П. Литературное редактирование научных произведений: учебное пособие / М. П. Сенкевич. – 3 изд. – М.: Высшая школа, 2007. – 272 с.;
Г) Сенкевич М. П. Литературное редактирование научных произведений: учебное пособие / М. П. Сенкевич. – 3 изд. – М.: Высшая школа, 2007. – С. 37.
155. Выберите правильный вариант оформления источника в списке литературы, составленном по алфавиту:
А) Сенкевич М. П. Литературное редактирование научных произведений. – М.: Высшая школа, 2007. – С. 37;
Б) Сенкевич М. П. Литературное редактирование научных произведений: Издательство «Высшая школа», М., 2007;
В) Сенкевич М. П. Литературное редактирование научных произведений: учебное пособие / М. П. Сенкевич. – 3 изд. – М.: Высшая школа, 2007. – 272 с.;
Г) Сенкевич М. П. Литературное редактирование научных произведений: учебное пособие / М. П. Сенкевич. – 3 изд. – М.: Высшая школа, 2007. – С. 37.
156. Критика текста как синоним текстологии означает…
А) теоретическую реконструкцию процесса зарождения и развития творческой мысли автора, воссоздание хронологической динамики творческого процесса;
Б) оценку документально фиксированного результата, отражающий один из этапов работы автора над произведением;
В) совокупность приемов и методов оценки произведения, анализа его текста, источников этого текста, их подлинности и точности;
Г) характеристику качества содержания произведения.
157. Атрибуция в текстологии – …
А) установление авторства;
Б) установление даты;
В) снятие копии с рукописи;
Г) восстановление первой редакции текста.
158. Автографом в текстологии называют…
А) подпись автора под текстом;
Б) оттиск набора текста;
В) план или другую запись, которые отражают работу автора над текстом;
Г) рукопись, написанную или напечатанную самим автором.
159. В текстологической науке вариант – это…
А) рукописное или машинописное воспроизведение текста произведения, сделанное с автографа;
Б) целенаправленно переработанный текст, смысловые изменения которого коснулись идейного содержания, художественной формы или фактографической основы;
В) разночтение между разными источниками одного и того же текста, не вносящее существенное изменение в их смысл и художественное оформление;
Г) рукописная или машинописная копия текста произведения, сделанная с копии.
160. В текстологической науке редакция – это…
А) рукописное или машинописное воспроизведение текста произведения, сделанное с автографа;
Б) целенаправленно переработанный текст, смысловые изменения которого коснулись идейного содержания, художественной формы или фактографической основы;
В) разночтение между разными источниками одного и того же текста, не вносящее существенное изменение в их смысл и художественное оформление;
Г) рукописная или машинописная копия текста произведения, сделанная с копии.
161. Контаминация в текстологии – …
А) теоретическая реконструкция процесса зарождения и развития творческой мысли автора, воссоздание хронологической динамики творческого процесса;
Б) исправления, вносимые в текст без его источников, по догадке, смыслу, контексту;
В) установление авторства, принадлежности произведения данному писателю;
Г) составление текста произведения по различным его источникам.
162. Текстологический комментарий …
А) представляет творческую судьбу произведения, раскрывает его смысловое, идейное звучание;
Б) объясняет особенности языка произведения, слова и обороты речи;
В) характеризует состояние литературного наследия автора, освещает процесс подготовки научно обоснованного текста;
Г) является системой фактических справок к авторскому тексту, раскрывает намеки и иносказания, сообщает исторические и прочие сведения, необходимые для понимания текста
163. Какой из перечисленных ниже источников текста не является рукописным?
А) список;
Б) автограф;
В) корректура;
Г) черновик.
Неориторика
164. Кто ввел название неориторика или новая риторика?
А) Хайм Перельман;
Б) Ролан Барт;
В) Жак Дюбуа;
Г) Жиль Делёз.
165. Неориторика разрабатывается на стыке таких наук, как…
А) лингвистика, математика, герменевтика;
Б) теория литературы, физиология, логика, математика;
В) лингвистика, теория литературы, логика, философия;
Г) математика, философия, лингвистика.
166. Аранжировка элементов, полученных в результате убеждения, структурирование их в речь называется…
А) инвенция;
Б) диспозиция;
В) элокуция;
Г) наррация.
167. Торжественный, совещательный, судебный – …
А) роды красноречия;
Б) стили красноречия;
В) жанры красноречия;
Г) виды риторического выступления.
168. Группа Мю (Groupe µ) – …
А) молодёжный интернет-портал;
Б) издательский проект;
В) группа учёных, занимающаяся проблемами неориторики;
Г) группа модных дизайнеров.
169. Группу Мю (Groupe µ) создали преподаватели…
А) Сорбонны (Франция);
Б) Гарвардского университета (США);
В) Болонского университета (Италия);
Г) Льежского университета (Бельгия).
170. Труды Группы Мю (Groupe µ): …
А) «Общая риторика» и «Частная риторика»;
Б) «Общая риторика» и «Риторика поэзии»;
В) «Старинная риторика» и «Риторика прозы»;
Г) «Старинная риторика» и «Стилистика».