Классификация словосочетаний




Основными направлениями словосочетаний является:

• классификация по степени синтаксической свободы или не свободы

• классификация по составу

• классификация по грамматической семантике

 

В свободных словосочетаниях лексическое значение, входящих в них компонентов знаменательных слов, полностью сохраняются, например: попросить соседа о помощи; счастливые в любви; исполнение желаний. Вне свободных словосочетаниях лексическая самостоятельность одного из компонентов утрачена или ослаблена и такие значения по своему характеру приближаются к слову, например: белый гриб, железная дорога. В эту группу входят так же описательные глагольно-именные обороты, типа: выразить надежду (надеяться), вынести благодарность (поблагодарить). Синтаксическая особенность этих словосочетаний состоит в том, что подобное многокомпонентное образование является одним членом предложения. Кроме того, как единый член предложения рассматриваются все фразеологизмы.

 

По составу:

-простое (горячий воздух)

-сложное (в составе 3 и более слова – ясная синева весеннего неба)

 

По семантике:

Словосочетание выражают синтаксические отношения, предопределяемые семантикой входящих в них компонентов, т.е. их лексико-грамматической природой. Выделяется пять разновидностей сло-восочетаний по выражаемым синтаксическим отношениям:

1. словосочетание выражающее свойство существительного иметь при себе определитель атрибутивное словосоч. Их признаком является базовый грамматический вопрос от существительного какой? При этом атрибутивные отношения могут выражаться всеми разновидностями подчинительной связи (картонная коробка, коробка из картона)

2. Объектное отношение чрезвычайно разнообразны, но в целом отражают либо направленность действия на объект, либо использование объектов в качестве инструмента действия (стучать молотком, передать молоток).

3. Обстоятельственные словосочетания выражают локальные, темпоральные или качественно-количественные причинно-следственные и другие подобные значения. Так же как и в предыдущих случаях существенных ограничений в характере подчинительной связи на выражение этих отношений нет, но в целом согласование реже участвует в выражении этой семантики, поскольку в русском языке обстоятельственные значения выражаются либо наречными, либо предложно-падежными формами.

4. Комплективные. (Информативно недостаточное, восполняющие значение) развиваются, если один из главных компонентов информативно недостаточен. Наиболее яркий пример это нумеративные и безлично-предикативные словосочетания (семеро козлят).

5. Субъектные состоят из двух существительных, одно из которых является отглагольным, а второе имеет значение действующего лица или опредмеченного, неодушевлённого участника действия. Специфика этих словосочетаний состоит в том, что благодаря семантике компонентов они однозначно трансформируются в самостоятельные предикативные единицы (шум поезда, пение соловья). Следует быть внимательными при квалификации таких словосочетаний: предметно-личное существительное обязательно должно предполагать активного субъекта действия (уборка свёклы - не входит в эту категорию).

В словосочетаниях используется подчинительная связь: согласование, управление, примыкание).

 

 

11. Предложение как многоаспектная синтаксическая единица, имеющая формальную, смысловую и коммуникативную стороны организации. Основные грамматические признаки предложения и средства их выражения.

 

 

Предложение как синтаксическая единица имеет разные уровни организации; грамматическую структуру представляет предикативная основа предложения (подлежащее и сказуемое); семантическую структуру - компоненты, выражающие значения субъекта и его предиката, действия; бессубъектного состояния, и др.; коммуникативную структуру - компоненты, обозначающие тему (исходный пункт высказывания) и рему (то новое, что сообщается об этой теме). Поэтому типология предложений в русском языке строится на основании учета разных признаков - содержательных, функциональных, структурных.

Содержательные признаки лежат в основе деления предложений по характеру объективной модальности, по специфике соотнесенности двух компонентов мысли.

Разные значения объективной модальности реализуются в предложениях реальной модальности и в предложениях ирреальной модальности. Разнообразные оттенки субъективно-модальных значений проявляются в предложениях, выражающих предположение, сомнение, уверенность, возможность, невозможность и т.п.

По соотнесенности компонентов мысли (предмета мысли и его признака) предложения делятся на утвердительные (утверждается то, что высказывается о предмете мысли) и отрицательные (отрицается то, что высказывается о предмете мысли).

Функциональные признаки складываются из коммуникативной целенаправленности предложений и зависящей от этого интонации. По функции (цели высказывания) предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

В отдельный тип по цели высказывания могут быть выделены и предложения со значением желательности, хотя традиционно они включаются в побудительные предложения. Каждое из предложений этих типов может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, передающейся особой восклицательной интонацией.

Структурная характеристика предложений строится на основе учета признаков, указывающих на строение предложений.

Так, предложения могут быть простыми и сложными в зависимости от количества предикативных единиц - одной или нескольких.

Простые предложения прежде всего характеризуются синтаксической членимостью или нечленимостью и соответственно делятся на членимые (имеющие члены предложения) и нечленимые (предложения, лишенные способности выделять в своем составе члены предложения).

Членимые предложения делятся на односоставные и двусоставные, т.е. имеющие один или два главных члена в качестве организующего центра предложения.

По наличию или отсутствию второстепенных членов различаются предложения распространенные и нераспространенные.

Как односоставные, так и двусоставные предложения считаются полными, если все синтаксические позиции, необходимые для данной структуры, словесно представлены, и неполными, если одна или несколько синтаксических позиций данной структуры предложения оказываются незамещенными по условиям контекста или ситуации.

 

При оформлении предложения большое значение имеет интонация, выполняющая как грамматическую функцию, так и функцию стилистическую. При помощи интонации передается законченность предложения и осуществляется его членение на синтаксически значимые отрезки, выражается эмоциональность речи, передаются волевые побуждения, а также различные модальные оттенки значений.

 

Предложения строятся по имеющимся в языке отвлеченным образцам, моделям, т.е. имеют структурные схемы, которые обладают широкими возможностями лексического наполнения в речи. Структурные схемы фиксируют структурный минимум предложений - как однокомпонентных, так и двухкомпонентных (односоставных и двусоставных). В структурный минимум включаются лишь компоненты предложения, необходимые для сохранения предложенческого статуса. Например, в предложении К станции подкатывает последний поезд из города (Паст.), построенном по двукомпонентной схеме «имя сущ. в им. п.+глагол активного действия», в состав структурного минимума включаются именно эти позиции (Поезд подкатывается). Остальные члены распространяют эту схему.

 

Предложения могут иметь парадигмы, основанные на соотнесенности форм сказуемого во временном и модальном плане. Например: Он хороший педагог. - Он будет хорошим педагогом. - Он был хорошим педагогом. - Он был бы хорошим педагогом. - Он мог быть хорошим педагогом; Студент хорошо занимается. - Студент хорошо занимался. - Студент будет хорошо заниматься. - Студент мог бы хорошо заниматься; Мне легко. - Мне будет легко. - Мне было легко. - Мне могло бы быть легко.

 

 

12. Структурно-семантическая классификация предложений. Простое и сложное предложения, их отличительные признаки. Классификация предложений по функции и эмоциональной окраске. Классификация предложений по отношению к действительности.

 

Различаются предложения простые и сложные.

Простое предложение имеет один организующий его предикативный центр и содержит в себе, таким образом, одну предикативную единицу. Например: Утро было свежее и прекрасное (Л.); С вокзала до пристани пришлось идти через весь городок (Пауст.); Лопатин еще издалека увидел черные бушлаты моряков (Сим.).

Сложное предложение состоит из объединенных по смыслу и грамматически двух или нескольких предикативных единиц. Каждая из частей сложного предложения имеет свои грамматические составы. Так, предложение Мальчик всматривался в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо (Ч.) состоит из двух частей, в каждой части имеется по два грамматических состава: Мальчик и всматривался в знакомые места; ненавистная бричка и бежала мимо.

Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное единство. Эта мысль о целостности сложного предложения была обоснована в трудах Н.С. Поспелова.

Хотя части сложного предложения структурно напоминают простые предложения (условно они так иногда и называются), они не могут существовать вне сложного предложения, т.е. вне данного грамматического объединения, как самостоятельные коммуникативные единицы. Это особенно четко обнаруживается в сложном предложении с зависимыми частями. Например, в предложении Я не знаю, как случилось, что мы до сих пор с вами незнакомы (Л.) ни одна из имеющихся трех частей не может существовать как отдельное самостоятельное предложение, каждая из них требует пояснения. Как аналоги простых предложений части сложного, объединяясь, могут претерпевать структурные изменения, т.е. они могут обрести такую форму, которая простому предложению не свойственна, хотя вместе с тем эти части обладают своей собственной предикативностью.

Части сложного предложения могут объединяться как равноправные, грамматически независимые, например: Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками (Л.); и как зависимые, например: С трех сторон чернели гребни утесов и отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко (Л.); Замечательно, что, куда ни уводит нас Шопен и что нам ни показывает, мы всегда отдаемся его вымыслам без насилия над чувством уместности, без умственной неловкости (Паст.).

Главное различие между простым и сложным предложением состоит в том, что простое предложение - единица монопредикативная, сложное - полипредикативная.

Существует несколько классификаций предложений. В основе каждой из них лежат разные признаки.

По цели высказывания предложения подразделяются на повествовательные, побудительные вопросительные.

Повествовательные предложения

Повествовательные предложения содержат сообщения. Например: Февральский воздух холоден и сыр (простое повествовательное предложение); Еще и холоден и сыр февральский воздух, но над садом уж смотрит небо ясным взглядом, и молодеет божий мир (И. Бунин) (сложное повествовательное предложение).

Побудительные предложения

Побудительные предложения выражают волеизъявления говорящего - просьбу, приказ, требование и т. д. Например: Любимая, спи... Мою душу не мучай... Во сне улыбайся (все слезы отставить!) (простые побудительные предложения)... цветы собирай и гадай, где поставить, и множество платьев красивых купи (Е. Евтушенко) (сложное побудительное предложение).

Значение побудительности может быть выражено с помощью:

1. форм глаголов побудительного наклонения (Приди! Придите! Пусть придут!);

2. интонации (Огонь! Воры! Молчать!).

Вопросительные предложения

Вопросительные предложения выражают вопрос о предмете речи. Например: Ты не была на берегу? Так где же ты была? Тебе березка на лугу привет передала? (А. Прокофьев) (простое вопросительное предложение); Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (А. Пушкин) (сложное вопросительное предложение).

Средства выражения вопроса:

1. вопросительные местоимения кто? что? какой? который? чей? сколько? где? куда? зачем? почему? и др., которые являются членами предложения: Кто при звездах и при луне так поздно скачет на коне? Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?

2. вопросительные частицы неужели, разве, ли, а и др.: Неужели все так плохо? Не для тебя ль в ночной тиши вчера цветы благоухали? (А. К. Толстой).

Вопросительные предложения могут выражать:

• прямой вопрос: Который час? Куда ты идешь? Где находится почта?

• риторический вопрос (он не требует ответа): Зачем мне знать твои печали? (А. Пушкин);

• вопрос-побуждение: Не пора ли ужинать?

• вопрос-эмоцию: Неужели не встретимся?!

 

По эмоциональной окраске предложения подразделяются на невосклицательные (неэмоциональные) и восклицательные (эмоциональные).

Невосклицательные предложения

Невосклицательные предложения не выражают эмоций (радость, гнев, удивление и проч.). Например: Погоди-ка. Ты без шуток. Ты бы вот мне что сказал (А. Твардовский); Который час? Они имеют либо повествовательную интонацию, либо вопросительную.

Восклицательные предложения

Восклицательные предложения выражают эмоции (радость, гнев, удивление и проч.).

Восклицательными могут быть:

• повествовательные предложения: Как прекрасна весна!

• побудительные предложения: Пишите чисто и аккуратно!

• вопросительные предложения: Что же ты медлишь?!

• Кроме интонации восклицание может также передаваться междометиями, частицами о, ну и, ох и, ну уж, что за, какой и др., например: О! Сколько есть душой свободных сынов у Родины моей! (Н. Некрасов); Эй, Федорушки, Варварушки! Отпирайте сундуки! Выходите к нам, сударушки, выносите пятаки! (Н. Некрасов); Ну и погода! Какая красота! Ну уж и сказал! Что за прелесть!

 

 

13. Классификация простого предложения. Членимые и нечленимые предложения. Дву- и односоставные предложения, их отличия. Полные и неполные предложения. Вопрос об эллиптических предложениях. Знаки препинания в неполных и эллиптических предложениях.

 

Простые предложения в русском языке весьма разнообразны по структуре и семантике. Различия в структуре связаны со строением предикативной основы, с соотношением главных и второстепенных членов, их наличием и отсутствием.

В соответствии с этими признаками различают:

1. Членимые и нечленимые простые предложения.

2. Двусоставные и односоставные предложения.

3. Нераспространенные и распространенные.

4. Полные и неполные.

 

Членимые и нечленимые простые предложения. Типы нечленимых предложений.

 

В основе членимости предложения лежит возможность выделения в его структуре главных и второстепенных членов предложения как его структурно-семантических компонентов. В членимых предложениях выделяются либо субъект и предикат, соотносимые с подлежащим и сказуемым в двусоставном предложении, либо только предикат, соотносимый с главным членом односоставного предложения. Например: Осенний лес как волшебная сказка! Восхитительно! Соответственно в нечленимых предложениях нет членимости на члены предложения. Поэтому они не характеризуются по составу, структурному типу (наличие структурной схемы), распространенности / нераспространенности и т.д. Например: Ах! Да-да!

 

Нечленимые предложения состоят или из одного слова, отсюда традиционное название "слова-предложения", или из сочетаний частиц, модальных слов и междометий.

Среди нечленимых предложений различают утвердительные типа Да, Конечно, отрицательные типа Нет, Еще чего, вопросительные: Неужели? Разве?, побудительные: Давай, Вон! Ну! Тш-ш!, эмоционально-оценочные: Ура! Увы! Э-э-эх!

Среди нечленимых слов-предложений есть большое количество так называемых этикетных слов типа Спасибо, Пожалуйста, До свидания и т.п., которые некоторыми учеными рассматриваются в составе междометий. Слова-предложения употребляются в диалогической речи. Они свойственны только разговорному языку.

 

- Вы спите?

- Нет, - ответил гость (Ч.). Или

 

- Становитесь по местам. Пора. Луна восходит?

- Точно так (Ч.).

- А преконфузно, однако же, должно быть, если откажут.

- Еще бы! (Г.).

 

Предложение считается двусоставным, если его предикативное ядро представлено двумя позициями - подлежащего и сказуемого, и односоставным, если структура предложения предполагает лишь одну позицию главного члена.

 

Подлежащее вместе с его распространителями принято называть составом подлежащего, а сказуемое с его распространителями - составом сказуемого. В основу деления простых предложений на двусоставные и односоставные положено различие в способе выражения основного грамматического значения предложения - предикативности: наличие отношений между носителем признака и признаком и их отсутствие, когда утверждается независимый признак или бытие предмета. Формальным показателем этого различия служит число грамматических составов - один или два.

 

Например, в предложении Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений (П.) два состава: всегдашние занятия Троекурова - состав подлежащего, состояли в разъездах около пространных его владений - состав сказуемого.

 

В предложении Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной (Кольц.) один грамматический состав: главный член его - взгрустнулось - не предполагает употребление подлежащего, так как форма именительного падежа при таком сказуемом невозможна и субъект состояния выражен управляемым местоимением мне.

 

Предложения Донецкая дорога. Невеселая станция, одиноко белеющая в степи, тихая, со стенами, горячими от зноя, без одной тени и, похоже, без людей (Ч.) односоставные. Они имеют один главный член. Отсутствие сказуемого создает специфику данных предложений, целью которых является простая констатация бытия предмета.

 

При синтаксической характеристике односоставных и двусоставных предложений немаловажную роль играет интонация, которая определяется коммуникативным заданием предложения. Интонация как средство оформления односоставности обнаруживается в предложениях типа: Купе первого класса (Ч.); Веник у порога, кадка с водою в сенях, зеленый свет сквозь листву в окошке... (А.Н. Т.).

 

Признак полноты - неполноты предложения не касается его позиционной характеристики, структурно-грамматического состава. С точки зрения позиционной структуры неполных предложений нет. Полные и неполные предложения различаются лишь тем, что в полных предложениях словесно представлены все необходимые формальные звенья данной структуры, а в неполных те или иные позиции данной структуры оказываются незамещенными. Последнее может быть вызвано разными причинами: контекстом, речевой ситуацией, общим опытом говорящих. Неполные предложения по своей коммуникативной значимости ничем не отличаются от полных, они достаточно понятны. Однако они характеризуются формальной невыраженностью некоторых компонентов. Это выявляется в том, что связи и функции имеющихся членов указывают на отсутствующие члены. Например: Они смотрели друг на друга; Райский - с холодным любопытством, она - с дерзким торжеством, сверкая смеющимися глазами (Гонч.). Словоформы с холодным любопытством, с дерзким торжеством и деепричастный оборот сверкая смеющимися глазами обнаруживают грамматическую связь с глаголом, в данном предложении словесно не представленным (его синтаксическое место осталось свободным). Пропуск оказался возможным по условиям контекста: в первой части сложного предложения глагол представлен словесно. Неполным может быть предложение и при условии пропуска второстепенных членов, когда грамматическая форма имеющихся членов указывает на этот пропуск. Например, в тексте: Первую вещь я играл еще с волнением, вторую - почти справясь с ним, третью - поддавшись напору нового и непредвиденного (Паст.) - формы числительных вторую, третью указывают на согласование с отсутствующим существительным в винительном падеже; кроме того, оказалось возможным опустить и другие звенья, известные из контекста (я играл) и оставить в наличии лишь вновь употребляемые словоформы, т.е. те, которые имеют коммуникативную значимость.

 

Таким образом, неполнота предложения обнаруживается прежде всего в условиях контекста, а само понятие неполноты возникает из сопоставления с полными предложениями, при учете синтаксических связей между компонентами предложения.

 

 

Среди лексически неполных предложений особую группу составляют предложения с нулевым предикатом, обозначающим местоположение предмета в пространстве и времени (так называемые эллиптические предложения, в которых, как правило, имеется два компонента - обстоятельственный и подлежащный): За шоссе - березовый лесок (Бун.); На дворе - одиннадцать лошадей, а на стойле - сивый жеребец, злой, тяжелый, гривастый, грудастый (Бун.); Впереди - пустынный сентябрьский день. Впереди - затерянность в этом огромной мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба (Пауст.). Отсутствующий член предложения здесь не только не упоминается в предшествующем контексте, но и вообще трудно воспроизводим лексически.

Знаки препинания в неполных предложениях.

Тире ставится при наличии паузы в эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): Вокруг месяца – бледные круги.

 

При отсутствии паузы тире не ставится: Снова в час ночной тучи над землей.

 

Тире ставится в эллиптических предложениях, основу которых образуют два существительных- в дательном и винительном падежах, без подлежащего и сказуемого, с четким делением на две части: Родине – наш вдохновенный труд.

 

Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части фразы и на месте пропуска делается пауза: Они стояли друг против друга: Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице. Петя пошел в театр, а Саша – в кино.

 

Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена предложения или даже без пропуска: Деньги – исчезают, работа – остается.

 

 

14. Понятие членов предложения как его структурно-семантических компонентов. Отличия главных и второстепенных членов. Семантика и способы выражения подлежащего в двусоставных предложениях (номинативное и инфинитивное подлежащее, подлежащее – слово и словосочетание).

 

Члены предложения — структурно-семантические компоненты предложения, выраженные полнозначными словами или словосочетаниями. Термин "Ч. п." возник из-за отсутствия однозначного соответствия между морфологическими классами или подклассами слов и выполняемыми ими в предложении синтаксическими функциями... Ч. п. выделяются с учетом формы, функции и того синтаксического отношения, которое вводит их в предложение.

 

Традиционное деление членов предложения на главные и второстепенные предполагает высокий уровень грамматической абстракции. Для того что­бы выделить главные члены предложения так, как это делает синтаксическая традиция, нужно от­влечься от многих конкретных языковых фактов.

Во-первых, необходимо отвлечься от коммуника­тивной организации предложения, связанной с рече­вой ситуацией. Со стороны коммуникативной орга­низации различие между главными и второстепенными членами предложения несущественно, так как более важным в коммуникативном аспекте может быть любой член предложения, значение которого соответствует коммуникативному заданию. Так, при ответе на вопрос Когда приехал Иван Иванович? в предложении Иван Иванович приехал вчера акту­ально более значимым будет второстепенный член вчера (то же в случаях Что привёз Иван Ивано­вич? - Иван Иванович привёз поросёнка; Куда уехал Иван Иванович? - Иван Иванович уехал в Киев).

Во-вторых, необходимо отвлечься от всех фактов, связанных со смысловой организацией предложения. Выделение главных членов в традиционных грани­цах игнорирует тот факт, что не при любом лекси­ческом заполнении позиции подлежащего и сказуе­мого или главного члена односоставного предложе­ния может образоваться реальное нераспространенное предложение. Ср. невозможность или крайнюю затрудненность употребления в речи предложений типа "Он поступил" 'совершил поступок'; "Он ли­шился"; "Он очутился" "Он принадлежит"; "Квартира состоит".

Формальный анализ, на котором основано деле­ние членов предложения на главные и второстепен­ные, отвлекается от всех этих фактов, так как на­правлен не на предложение как речевое произведе­ние с конкретным лексическим наполнением, а на предложение как отвлеченную схему. Именно по­этому для традиционного деления членов предложе­ния на главные и второстепенные несущественно то обстоятельство, что во многих реальных предложе­ниях второстепенные члены абсолютно обязательны, так как они восполняют или конкретизируют семантически неполноценные или неопределенные по своей грамматической семантике главные члены.

Традиционное деление членов предложения на главные и второстепенные отвлекается, в частности, от того, что с точки зрения смысловой организации предложения некоторые второстепенные члены так же необходимы, как и главные. Например, для смысла предложения одинакова роль всех падежных форм со значением субъекта - носителя предика­тивного признака; ср.: Сад цветёт. - Саду цвесть; Старушка дремлет. - Старушке дремлется; Ре­бёнок весел. - Ребёнку весело; Больной темпера­турит. - У больного высокая температура. - Больного лихорадит.

 

 

Наиболее распространенным способом выражения подлежащего является форма именительного падежа существительного. Это объясняется тем, что существительное как часть речи обладает обобщенным значением предметности, а форма именительного падежа, как падежа исходного, независимого, наиболее приспособлена к выражению предмета мысли: Пастух присел около теплички и тотчас вызвал меня на полную откровенность (Сол.). В принципе быть подлежащим может существительное любого лексического разряда, однако некоторые ограничения в этом плане все-таки имеются. В качестве подлежащих употребляются обычно существительные с конкретным вещественным значением или абстрактным, но опредмеченным. Существительные, которые заключают в себе значение оценочное, по существу предикативное, как правило, в роли подлежащего не выступают.

 

Такие, например, существительные, как озорник, негодник, скопидом, дуралей, умник, враль и др., ограничены в употреблении в роли подлежащего. В предложениях типа Озорник сидел за партой; Дуралей появился только утром явно ощущается необычность употребления существительных в роли подлежащих, которая объясняется вторичностью их функции и может быть оправдана лишь условиями особого контекста: предварительно эти слова были уже использованы в роли сказуемого, функциональное качество которого вполне соответствует семантике данных существительных.

 

Кроме существительных, в роли подлежащего используются местоимения-существительные: а) личные: Я встретил ее у своего приятеля (Сол.); В гостинице горела одна всего лампочка. Она вспыхнула, когда едко затрещал телефонный звонок (Паст.); б) неопределенные: Все кто-то ходит, не спит (Паст.); И, мнится, в том уединенье сокрылся некто неземной (П.); в) отрицательные: Ничто не сблизит больше нас (Л.); г) вопросительно-относительные: Кто не проклинал станционных смотрителей (П.); Не понимаю, что со мною было (П.).

 

Местоимения других разрядов употребляются как подлежащие, если они выступают в значении имени существительного: а) указательные: То правда, что петух уж больше не поет (Кр.); Это было в семидесятых годах (Л. Т.); б) определительные: Этак всякий может петь (Ч.); в ) притяжательные: Пускай мое пропадает (Я. Т.).

 

Подлежащим может быть любая часть речи, способная субстантивироваться или употребляться в значении имени существительного: Хорошее всегда зажигает желание лучшего (М. Г.);...Произошло непоправимое (Фед.); Танцующие теснились и толкали друг друга (Купр.).

В роли подлежащего может быть числительное: а) количественное: Пятнадцать делится на три, б) собирательное: Оба были заняты, кажется, серьезным разговором (Л.); в) порядковое: Один ходит, другой водит, третий песенку поет (загадка).

 

Значительно реже в роли подлежащего используются неизменяемые части речи, которые в таком случае функционально замещают существительные, - союзы, частицы, наречия, междометия, например: Это «если бы», отнесенное им к прошедшему, сбылось (Т.);...И опять слышится «бу-бу-бу» (Ч.); А это «так» для меня нож острый (Писем.).

 

В особых случаях в качестве подлежащих могут использоваться формы слов (например, глаголов), предназначенных для иных функций: Наши невиннейшие «здравствуйте» и «прощайте» не имели бы никакого смысла, если бы время не было пронизано единством жизненных событий (Паст.); Цветаевское «знаю» поэтически более компетентно, чем «вижу» (С. Вайман). Такие необычные формы требуют подкрепления их позиции определяющими членами.

 

В качестве подлежащего может выступать инфинитив, который не получает предметного значения, сохраняет значение действия, не субстантивируется. И потому в отличие от других «заместителей» существительного в роли подлежащего инфинитив не может иметь определений: Любить - вот счастье! В структуре таких предложений существенную роль играет порядок слов и способ выражения сказуемого. Обычно инфинитивное подлежащее предшествует сказуемому, выраженному как безлично-предикативным словом, так и существительным. При сказуемом, выраженном безлично-предикативным словом, такой порядок единственно возможный. Подлежащее отделяется от сказуемого паузой, членящей предложения на два состава: Подойти к брату было страшно (М. Г.) - пауза перед сказуемым было страшно. Такой порядок слов - инфинитивное подлежащее (одно или вместе с пояснительными словами), затем сказуемое после паузы - признак двусоставности предложения. При ином порядке слов предложение легко переходит в безличное, так как инфинитив, помещенный после сказуемого, выраженного безлично-предикативным словом, попадает в зависимую позицию: Было страшно подойти к брату. Если сказуемое выражено существительным, то инфинитивное подлежащее может помещаться и в позиции после паузы, однако такой порядок слов ощущается как инверсированный, например: Большое это удовольствие - жить на земле (М. Г.), ср.: Жить на земле - это большое удовольствие (прямой порядок слов).

 

Существуют и особые, контекстуально обусловленные способы выражения подлежащего. Они необычны в том смысле, что обозначают действующее лицо или предмет через его признаки или приметы, например: На его зов в переднюю выбежал маленький, прихрамывающий, обтянутый черным трико, с ножом, засунутым за кожаный пояс, рыжий, с желтым клыком, с бельмом на левом глазу (Булг.).

 

В роли подлежащего могут использоваться синтаксически несвободные словосочетания. Особенность этих словосочетаний заключается в том, что главная словоформа в них лексически неопределенна или опустошена, а зависимая содержит вещественное значение (щепотка чаю, килограмм сахару). Кроме того, словосочетание может выражать некоторые совокупности (дед с бабкой, мы с тобой).

 

Среди подлежащих, выраженных словосочетанием, выделяются: 1) существительное количественного значения в сочетании с существительным в форме родительного падежа: Во дворе, возле крыльца, стояла пара лошадей (Шол.); близко по значению этой разновидности подлежащее, имеющее в качестве главного слова существительное со значением группы, совокупности: Наконец толпа людей в серых шинелях вывалилась в сени (М. Г.); По скатам... стелются пучки желтого пушистого ковыля (Шол); 2) числительное, местоимение, прилагательное в сочетании с именем существительным (или частями речи, замещающими его) в форме родительного падежа множественного числа с предлогом: Каждый из нас мечтал стать геологом; Один из мальчиков возвратился поздно вечером (Ч.); 3) существительное или местоимение в сочетании с формой творительного падежа существительного или местоимения: Базаров с Аркадием уехали на другой день (Т.); Чук с Геком переглянулись (Гайд.); Мы с тобой, как ты говоришь, молоды, мы хорошие люди (Т.); 4) сочетание собирательного существительного (большинство, меньшинство, множество и т.п.) с существительным в форме родительного падежа: Большинство студентов уже приехали на сессию.

 

В роли подлежащего часто выступают определенно-количественные сочетания, неопределенно-количественные и сочетания со значением приблизительного количества: четыре стула, несколько студентов, много книг, мало орехов, немного цветов, человек десять школьников, с десяток тетрадей. Например: В квартире обитали только два рояля, скрипка и виолончель (Фед.); Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио (П.); Постепенно в комнату влезло десятка полтора мрачных гимназистов, студентов, булочник и стекольщик (М. Г.); Прошло несколько недель (П.); Как много неба и земли осталось позади (Тв.).

 

Особенность подлежащих, выражающих приблизительное количество с помощью слов около, свыше, больше, меньше и т.п., заключается в отсутствии формы именительного падежа: Больше ста километров оставалось еще впереди; Около десятка книг прочитано залпом.

 

Кроме синтаксически несвободных словосочетаний, в роли подлежащего используются и другие нечленимые сочетания. Это могут быть географические наименования: мыс Доброй Надежды, залив Святого Лаврентия, Главный Кавказский хребет, Восточно-Европейская равнина, Военно-Осетинская дорога, город Минеральные Воды, Большой Каменный мост; названия учреждений, организаций, предприятий: Организация Объединенных Наций, Государственный Исторический музей, названия исторических эпох и событий: Римская империя, эпоха Возрождения; названия знаменательных дат, праздников: День Победы, Новый год.

 

Не членятся и подлежащие, выраженные устойчивыми сочетаниями терминологического характера (красная смородина, геометрическая фигура, глагольная форма), а также крылатые выражения типа: авгиевы конюшни, ариаднина нить, геркулесовы столбы, эзопов язык, архимедов рычаг.

 

В роли подлежащего могут выступать и другие сочетания слов, в частности обнаруживающие семантическую нерасчлененность: По всему было видно, что со Щукарем произошло что-то неладное (Шол.).

 

Наряду с этим позицию подлежащего могут занимать целые предикативные единицы. Входя в состав простого предложения в качестве его члена, они теряют признаки отдельного предложения и приобретают способность распространяться обычным для подлежащего путем, т.е. присоединять к себе определительные члены пред



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: