Становление учения о методе научного познания в XVII в.: эмпиризм, рационализм, логика Пор-Рояля




В явном виде методология научного познания (а не только философского познания — гносеология, теория познания, учение о познании) стала развиваться как особое направление в Новое время. В первую очередь это связано с выходом в свет работ “Новый органон” Ф.Бэкона (1620), “Рассуждение о методе” Р.Декарта (1637) и “Логика Пор-Рояля” (“Логика, или Искусство мыслить”) А.Арно и П.Николя (1662). Пор-Рояль — женский монастырь во Франции, центр янсенизма в XVII в.

С первых строк центральной работы Ф.Бэкона “Новый органон, или истинные указания для истолкования природы” ясно прослеживается обоснование им нового направления в философии, называемого теперь философией и методологией науки.

Бэкон говорит о неразработанности обозначенной им новой предметной области (методологии научного познания.

Вполне отчетливо в его работе ставится проблема разработки методологии научного познания и методологии практического применения известного знания. Бэкон также справедливо критикует логику в смысле ее формальности и непродуктивности для получения нового знания

Для Ф.Бэкона методология базируется на гносеологической посылке: источником истинного знания является опыт, и соответственно при построении знания “единственная надежда — в истинной индукции.

Что касается разработки Ф.Бэконом конкретных методологических проблем, то многие его установки в метафорической форме выражены в сказе о “четырех идолах”.

Назовем первый вид идолами рода, второй — идолами пещеры, третий — идолами площади и четвертый — идолами театра.

Идолы рода находят основание в самой природе человека, в племени или самом роде людей.

Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого, помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы...

Существуют еще идолы, которые происходят как бы в силу взаимной связанности и сообщества людей. Эти идолы мы называем... идолами площади. Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум...

Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из различных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их мы называем идолами театра.

Другие ориентации во взглядах на источники истинного знания высказаны Р. Декартом. В центральном труде по проблемам теории познания “Рассуждение о методе” Декарт утверждает, что критерием истинности знания является его умозрительная очевидность, соответствие здравому смыслу всех людей (а отнюдь не соответствие чувственному опыту).

Как и Бэкон, Декарт критикует логику за то, что она не дает путей к новому знанию, т.е. не может быть основой научного метода как метода познания.

Декарт так формулирует свою методологическую установку и основные познавательные принципы: “Подобно тому как обилие законов часто служит оправданием для пороков — почему государственный порядок лучше, когда законов немного, но они строго соблюдаются, — так вместо большого количества правил, образующих логику, я счел достаточным твердое и непоколебимое соблюдение четырех следующих.

Первое — никогда не применять за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению.

Второе — делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколь это возможно и нужно для лучшего их преодоления.

Третье — придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи.

И последнее — составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений” [Декарт, 1950, с.272].

При самом общем подходе можно сказать, что первое познавательное правило Декарта выражает принципиальную сторону его учения — рационализм, второе — аналитический метод, второе вместе с третьим — кроме прочего, содержит принцип редукции, четвертое – элементы системного подхода.

Важно отметить следующее: Бэкон и Декарт сходились во взглядах на то, что мир познаваем, что учение о познавательных методах (т.е. то, что мы сейчас называем логикой, методологией и философией науки) необходимо разрабатывать. Существенно расходились они в оценке источников и способов построения достоверного знания: эмпи- ризм с опорой на индуктивный метод у Бэкона и рационализм с опорой на дедуктивный метод у Декарта. Как показал дальнейший ход развития науки и методологии научного знания, учения Бэкона и Декарта оказались не взаимоисключающими, а взаимодополняющими учениями об источниках научного знания и составили вместе основную “эмпирико-рационалистскую” традицию развития научного знания вплоть до нашего времени.

Общая гносеологическая позиция авторов “Логики Пор-Рояля” (автор АРНО) сродни декартовской. Это недвусмысленно выражено в следующей фразе: “Истинный разум ставит все на свои места. Он велит сомневаться в том, что сомнительно, отвергать то, что ложно, и, не кривя душой, признавать очевидное; его не смущают вздорные доводы пирронистов, не способные сокрушать разумную уверенность в том, что истинно...”

В целом в книге подробно и конкретно рассматриваются неправильные умозаключения, методы анализа и синтеза, проблемы аксиоматизации знания. Одной из итоговых является глава “Метод наук, сведенный к восьми основным правилам” [Арно, 1991, с. 341—343]. Перечисление этих правил свидетельствует об их сходстве с рационалистской позицией Декарта:

“Два правила касательно определений:

1. Не оставлять без определения ни одного сколь-нибудь неясного или неоднозначного термина.

2. Использовать в определениях только хорошо известные или уже разъясненные термины.

Два правила для аксиом:

3. Принимать за аксиомы только совершенно очевидные положения.

4. Принимать за очевидное то, что признается истинным без особого напряжения внимания.

Два правила для доказательств:

5. Доказывать все сколько-нибудь неясные положения, используя для их доказательства только предшествующие определения, или принятые аксиомы, или положения, которые уже были доказаны.

6. Никогда не обманываться неоднозначностью терминов и не забывать мысленно подставлять определения, которые их ограничивают и разъясняют.

Два правила для метода:

7. Рассматривать вещи по возможности в их естественном порядке, начиная с самого общего и самого простого и излагая, прежде чем переходить к отдельным видам, все то, что относится к сущности рода.

8. По возможности делить всякий род на все его виды, всякое целое — на все его части и всякую задачу — на все мыслимые случаи” [Арно, 1991, с. 342].

В целом же можно сказать, что “логика Пор-Рояля” есть объединение традиционных проблем формальной логики и зарождающейся методологии научного познания (в идейном русле Р.Декарта).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: