ОТЧЕТ
О научной, научно-технической и инновационной деятельности
Аспиранта за первый год обучения
Аспирант (соискатель) Белановская Марина Леонидовна |
Факультет социально-педагогических технологий |
Кафедра возрастной и педагогической психологии |
Специальность 19.00.05 «Социальная психология» |
Форма обучения дневная |
Минск 2013 г.
Обучение в аспирантуре БГПУ имени М. Танка на очной форме обучения по специальности 19.00.05 «Социальная психология» осуществляется с 01.11.2012 г.
Научный руководитель – Олифирович Наталья Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии.
Тема кандидатской диссертации – «Влияние мотивов брачного выбора на устойчивость брака» (утверждена Советом БГПУ, Протокол №4 от 22.12.2012г.).
За первый год обучения осуществлена следующая работа.
Учебно-исследовательская работа
1. Изучение общетеоретических дисциплин и сдача кандидатских экзаменов (зачета).
Изучение общетеоретических дисциплин выполнено в период обучения в магистратуре УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» на факультете социально-педагогических технологий в период с 1 сентября 2011 г. по 30 июня 2012 г.
Сдача кандидатских экзаменов и зачета:
Философия и методология науки (136 часов) – 9 (девять) баллов;
Иностранный (английский) язык (420 часов)– 9 (девять) баллов;
Основы информационных технологий (92 часа)– 8 (восесь) баллов.
Изучение других дисциплин:
Педагогика и психология высшей школы (52 часа) – зачтено;
Методология и методы педагогических исследований – зачтено;
Организация педагогического процесса в высшей школе – зачтено.
2. Участие в научно-практических конференциях, семинарах и т.п.
За первый год обучения (2012–2013 г.) принято участие в научно-практических конференциях регионального, республиканского и международного уровня:
1. IV Международный научно-практический семинар «Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы», 18 апр. 2013г., Барановичи – опубликованы материалы.
2. VI Международная научно-практическая конференция «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы», Москва, РУДН, 18-19 апреля 2013г. – изданы материалы.
3. Международная научно-практическая конференция «Психология отношения человека к жизнедеятельности: проблемы и перспективы», 10-13 июля 2013г., г. Владимир – опубликованы материалы.
1. Выполнение календарного плана научных исследований
№ этапа | Наименование этапа | Сроки и форма предоставления отчета (краткая характеристика достигнутых результатов) |
1. | ноябрь 2012 – март 2013 | Проведен анализ литературных источников по проблеме исследования, уточнена научная проблематика. Составлен список использованных источников. Осуществлен обзор диагностических методик. Определены методы сбора и анализа данных для проведения эмпирического исследования. Определена выборка испытуемых и базы для проведения исследования. |
2. | апрель 2013 – июнь 2013 | Осуществлена разработка программы исследования. Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры. Разработана авторская методика по изучению параметров отношения молодежи к браку. Ведется работа по созданию методики по определению мотивов вступления молодежи в брак. |
3. | июль 2013 – октябрь 2013 | Разработана анкета по определению параметров семейной системы. Проведено анкетирование респондентов. Проведено пилотажное исследование на выборке студентов 5х курсов БарГУ (г. Барановичи) факультета педагогики и психологии (выборка студентов состоящих в браке, находящихся в разводе, а также не состоящих в браке). Проводится обработка полученных результатов пилотажного исследования. Начата работа по проведению эмпирического исследования на базах ЗАГСов г. Минска и территориальных отделах органов ЗАГС. Разрабатывается рукопись первой главы диссертации. Написано введение и общая характеристика работы. Осуществляется работа по созданию теоретической модели исследования. |
Таким образом, к настоящему времени в рамках диссертационного исследования выполнены:
- Анализ отечественных и зарубежных литературных источников по проблематике исследования. Уточнена история изучения проблемы формирования мотивации к браку у молодежи, условия устойчивости брачно-семейных отношений. Определена проблематика исследования. На основании магистерской диссертации осуществлена разработка многоуровневой модели сформированности готовности молодежи к вступлению в брак. Ведется работа по созданию теоретической модели взаимодействия факторов, определяющих устойчивость брака.
- Обзор диагностических методик. Выявлены пробелы и недостатки в существующих методиках по проблематике исследования. Осуществлено обоснование методического аппарата исследования.
- Выбор и синтез методик. Определены методы сбора и анализа данных для проведения эмпирического исследования. Разработана авторская методика по изучению параметров отношения молодежи к браку, включающая в себя как анализ представлений о своей будущей семье, будущем брачном партнере и психологических и социальных характеристиках брачного партнера, так и изучение отношения респондентов к семье, детям, браку и разводу. Ведется работа по созданию методики по определению мотивов вступления молодежи в брак. Разработана анкета по определению значимых параметров семейной системы, определяющих отношение и мотивацию респондентов к вступлению в брак. Определена выборка испытуемых и базы для проведения исследования.
- Разработка программы исследования. Программа психологического исследования «Влияние мотивов брачного выбора на устойчивость брака» обсуждена и утверждена на заседании кафедры (Протокол №14 от 22.06.2013г.). Начата реализация программы.
- Проведено пилотажное исследование. Выборка пилотажного исследования включает 80 респондентов состоящих в браке, находящихся в разводе, а также не состоящих в браке. Проводится обработка полученных результатов пилотажного исследования. Также начато эмпирическое исследование на базах территориальных отделов органов ЗАГС г. Минска (Дворец бракосочетаний, ЗАГС Фрунзенского района).
- Разработан подробный план диссертации. Подготовлена рукопись первой главы диссертации. Написано введение и общая характеристика работы. Осуществляется работа по созданию теоретической модели исследования.
2. Список опубликованных статей:
За первый год обучения опубликовано или принято к печати 9 научных статей и тезисов. Из них 1 статья в сборниках и научных журналах, входящих в перечень ВАК или в зарубежных изданиях, 1 статья в сборнике научных трудов, 7 тезисов и материалов конференции. Оформлено 3 акта о внедрении результатов исследования в учебный процесс.
а)Статьи в изданиях, входящих в перечень ВАК, или в зарубежных изданиях
1. Белановская, М.Л. Образ брачного партнера в представлениях девушек / Н.И. Олифирович, М.Л. Белановская // Адукацыя i выхаванне – 2012. – № 11. – С. 31–38.