I. Знакомство с учебником.




Урок 1.

 

Тема. Лингвистика – наука о языке (§1).

 

Цели урока: 1) познакомить с учебником, его структурой, основными типами упражнений;

2) сформировать представление о лингвистике как науке о языке;

3) определить цели изучения лингвистики в школе и дать представление о содержании курса русского языка в пятом классе.

 

I. Знакомство с учебником.

Основными этапами работы могут быть следующие:

1. Рассмотрение обложки, форзацев, титульного листа.

2. Просмотровое чтение оглавления. На этом этапе обращаем внимание учащихся на то, что:

ü курс состоит из двух частей -- вводного и систематического;

ü названия частей вводного курса соответствуют названиям основных разделов науки о языке;

ü материал по каждой части речи, изучаемой в 5-ом классе, организуется одинаково: общее значение, правописание, морфологические признаки (постоянные и непостоянные), синтаксическая роль и правила употребления в речи;

ü в приложении даются словарики, каждый из которых имеет своё назначение, и планы языкового разбора.

3. Изучение условных обозначений и нахождение этих обозначений на страницах учебника.

4. Ознакомление с организацией и предъявлением материала в параграфах учебника. При этом нужно акцентировать внимание учащихся на том, что:

ü перед вступительным параграфом и в начале каждого раздела даются эпиграфы (затем обсуждается их назначение: раскрыть цель изучения каждого раздела и подчеркнуть его важность, отмеченную писателями-классиками или известными лингвистами);

ü используются специальные рубрики, с помощью которых вводится теория («Теоретические сведения», «Знайте и применяйте!», «Обратите внимание!»);

ü перед теоретическими сведениями и после них даются вопросы, которые нацеливают на внимательное чтение и проверяют понимание прочитанного текста;

ü в рамочках заключена информация, разъясняющая значение и происхождение лингвистических терминов;

ü выделяются специальные типы упражнений: «Пишем творческую работу» (сочинение-миниатюра, сочинение, изложение-миниатюра, изложение), «Проводим наблюдение», «Русский язык на других уроках» («Язык и литература», «На уроке иностранного языка», «На уроке истории», «На уроке математики»), «Речевой этикет», «Конкурс художников», «Устное высказывание», «Орфографический минимум»;

ü в учебнике есть репродукции картин, большое количество рисунков, фотографий (учащиеся пробуют определить их назначение в книге).

 

II. Выразительное чтение и обсуждение содержание эпиграфа (высказывание Н. В. Гоголя на стр. 3).

 

Высказывание Н. В. Гоголя учащиеся сначала внимательно читают про себя, а затем вслух. Уже на этом уроке можно начать работу, связанную с подготовкой выразительного чтения мини-текста. Учитель может обратить внимание на то, как отражается в звучании слова его значение и тот смысл, который с его помощью передаётся в тексте: громада (объёмное, мощное звучание слова), наслаждение, неизмеримость (несколько замедленное произнесение, растянутые гласные звуки), чудные (акцентированное повышение тона). Можно организовать хоровое чтение текста, чтобы все учащиеся попробовали передать эмоциональный настрой автора.

После выразительного прочтения эпиграфа учащиеся записывают его и определяют главную мысль высказывания. Обращаем внимание на то, что эта мысль выражена точно, образно, ярко, а помогает в этом автору правильный отбор языковых средств.

 

III. Формирование представления о лингвистике и её основных разделах (чтение и анализ текста (стр. 3), упр. 1, 2).

Анализ текста начинается с работы по предтекстовым заданиям. Поиск ответа на первый вопрос позволяет активизировать возможности памяти и мыслительные способности учеников и настроить их на восприятие новой информации. Второе задание определяет характер предстоящего чтения (вдумчивое) и те характеристики текста, на которые нужно обратить особое внимание при чтении (тематика, композиция).

Вопросы после текста помогают проверить, как усвоена информация, и повторить полученные сведения. Можно предложить детям пересказать одну из частей текста в том случае, если учитель считает нужным закрепить знания.

Таким образом, в ходе анализа текста учащиеся усваивают значение термина лингвистика (языкознание, языковедение) и получают некоторое представление о круге изучаемых лингвистикой вопросов и о её разделах.

Выполнение упр. 1 и упр. 2 позволит подвести пятиклассников к осознанию основных задач изучения родного языка в средней школе: усвоить основные сведения о языке, его законы (правила), овладеть правильной и выразительной устной и письменной речью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: