II. Проверка домашнего задания.




 

Учащиеся рассказывают о выполнении домашних упражнений и делают вывод о том, что в русском языке одна и та же буква может обозначать разные звуки, поэтому при выборе написания необходимо учитывать знания фонетики и обращать внимание на значение слова, чтобы правильно подобрать проверочное слово или форму.

После этого на усмотрение учителя предлагается тем, кто выполнял дома упр. 16, выполнить упр. 24, и наоборот. Задание упражнений будет целесообразно в данных условиях дать сокращённом варианте: предложить учащимся составить не предложения, а словосочетания, которые помогают понять значения одинаково звучащих слов и, следовательно, выбрать соответствующее написание.

 

III. Формирование представления о звукописи как приёме художественной выразительности и наблюдение за использованием этого приёма в стихотворных текстах ({ф} упр. 23, {ф} упр. 26, вниматель-ное чтение текста на стр. 15, упр. 27).


Конкурс. После внимательного чтения текста и в ходе работы над упражнением 27 можно провести конкурс «Кто выразительнее?» среди представителей каждого ряда. Оценку выступлений можно перепоручить ребятам и рекомендовать им для объяснения своих предпочтений использовать выражения «эмоциональный настрой», «настроение поэта»; понятия «темп», «паузы», «интенсивность (громкость) произнесения».

 

Работа с заданием 2 упр. 27 позволит закрепить умение проводить фонетический разбор.

 

V. Подведение итогов урока (обсуждение эпиграфа к уроку и определение домашнего задания).

Подводя итоги урока, ребята опираются на высказывание К. Г. Паустовского, вынесенного в эпиграф к уроку, и ещё раз доказывают его справедливость.

В ходе подготовки к выполнению домашнего задания это обсуждение будет продолжено: эпиграф к уроку является первым предложением текста К. Г. Паустовского, который пятиклассники будут учить наизусть для письма по памяти.

 

Д. з.: 1) работа над ошибками, допущенными в сочинении;

2) упр. 31;

3) по желанию – упр. 29 или 30.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 10-15 мин., II этап – 7-10 мин., III этап – 15-20 мин., IV этап – 5 мин.

 

Примечание. Если по каким-то причинам на данном уроке анализ сочинений невозможен, используем это время для написания сочинения-миниатюры (упр. 30).

Перед проведением первого сочинения-миниатюры учитель даёт рекомендации по его написанию: определяет желательный объём -- 3-5 предложений, время написания -- 10-15 минут.

Резерв – упр. 22, 25, 28.

 

Упражнение 22 можно выполнять на отдельных листочках, которые предварительно подготовит учитель, с использованием только ручки или карандаша в течение строго ограниченного времени: 3-5 минут. Учение может выбрать одну из транскрипций и поучаствовать в одном из туров конкурса. Победителя можно выбрать путём оценки аплодисментами.

 

 
 


 

1. Необходимо серьёзно подготовить ребят к выполнению работы над ошибками. Именно на первых уроках нужно начинать вырабатывать у учеников привычку к ежедневному выполнению этого вида работы. Без регулярного анализа своих ошибок ученик не сможет преодолеть те трудности, которые возникают в силу присущих именно ему особенностей восприятия, а также в связи с особыми ситуациями, в которых он может оказаться (пропуск урока по болезни и т. д.).

При подготовке учащихся к выполнению работы над ошибками, допущенными в сочинении по картине Врубеля, необходимо раскрыть значение сделанных при проверке помет, а также подробно объяснить, как нужно анализировать каждый тип ошибок.

2. Выслушивая на уроках сочинения-миниатюры учащихся, обязательно выскажите слова одобрения по поводу отдельных удачных высказываний, или формы работы, или даже удачно использованных определений. Но в то же время нельзя забывать о том, что основное назначение таких прослушиваний – помочь учащимся в дальнейшем избежать ошибок в создании творческих работ подобного рода. Поэтому необходимо после прочтения указать и на неточности, неудачные выражения, а также показать на примерах, как можно их исправить или заменить.

После выполнения работы ребята по желанию или по просьбе учителя читают сочинения вслух. Ученикам, стремящимся улучшить качество своей работы, советуем поработать дома.

 

Урок 7.

Тема. Слог. Ударение (§3).

 

Цели урока: 1) повторить известные учащимся сведения о слоге, ударных и безударных слогах;

2) дать представление об особенностях и роли ударения в русском языке.

 

I. Проверка домашнего задания (самостоятельная работа – письмо по памяти текста упр. 31).

 

Прежде чем пятиклассники приступят к письму по памяти, предоставим им возможность ещё раз перечитать текст и выслушать два-три выступления одноклассников с выразительным прочтением высказывания К. Г. Паустовского наизусть.

Другой вариант повторения – хоровое выразительное чтение текста наизусть по рядам или всем классом.

 

II. Повторение сведений о слоге и совершенствование умения определять количество и особенности звукового состава слогов (устное высказывание -- упр. 32; {ф} упр. 33, упр. 34, 35).

 

Перед тем как пятиклассники приступят к работе по подготовке к устному высказыванию, обратим их внимание на сведения, данные в рамке, и предложим учесть их при составлении высказывания: сопроводить выраженные в плане мысли своими примерами.

Отвечая на вопрос упр. 34, пятиклассники вспомнят, что количество слогов в словах соответствует количеству гласных звуков. Таким образом, в словах, которые имеют один слог, всегда один гласный, поэтому нет необходимости ставить знак ударения при составлении транскрипции: вариантов неправильной постановки ударения при произнесении быть не может.

В сильном классе после выполнения упр. 35 попросим учеников сделать вывод об особенностях русского ударения, который можно сделать на основе приведённых ими примеров слов.

Примеры слов, соответствующих схеме № 5:

 

Учебная игра. Работу с упражнениями 33 и 34 можно провести в форме игры «Аукцион» (см. урок № 2), а работу с упражнением 31 – на время.

 

III. Формирование представления об особенностях и роли русского ударения (внимательное чтение и анализ содержания текста на стр. 17).

 

В качестве первого задания к тексту предлагается составление его план и пересказ текста по частям.

Прежде чем приступить к составлению плана, в сильном классе зададим ребятам вопрос, какие типы планов им известны. Они могут при ответе опереться на классификацию по структуре (планы простой и сложный) и на классификацию по содержанию: план в форме вопросов, план на основе понятий (в каждом пункте называется микротема), план в форме тезисов (такой план представлен в упр. 32).

Предложим пятиклассникам устно или письменно составить план любого типа и напомним, что формулировка его пунктов должна быть однородной. Задание пересказать текст станет частью домашней работы.

 

IV. Закрепление сведений об особенностях и роли русского ударения и отработка навыка правильного произношения слов ({ф} упр. 36, упр. 37, 38, 40).

 

После ответа на вопрос 2 упр. 37 попросим пятиклассников подумать, какие ещё особенности русского ударения можно проиллюстрировать данными в упражнении примерами.

Выполнение упр. 38 подтверждает тезис о смыслоразличительной роли ударения в русском языке и подготавливает к этапу определения домашнего задания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: