Тема. Графика как раздел лингвистики.




Цели урока: 1) проверить усвоение разделов «Фонетика» и «Орфоэпия»;

2) сформировать представление об особенностях письменной речи и причинах её возникновения;

3) добиться осознания учащимися сходства и различия разделов графика, орфография и пунктуация.

 

{ф}I. Тренировка в умении отражать звуковой облик слов в транскрипции (упр. 59).

 

II. Подведение итогов пропедевтического изучения разделов «Фонетика» и «Орфоэпия» (самостоятельная работа).

 

Самостоятельная работа.

 

Высокий уровень подготовки.

 

Задание 1. Учитель просит по памяти устно воспроизвести пункты тезисного плана (упр. 53). В то время как один из учеников воспроизводит тезис, остальные записывают 3-5 примеров слов, его иллюстрирующих.

 

Задание 2. Списывание с доски слов и расстановка в них ударения.

 

Звонят, туфля, километр, досуг, договор, хозяева, христианин.

 

Задание 3. Орфографический минимум (упр. 63) с добавлением тех слов, которые вызвали затруднения учащихся и с которыми велась целенаправленная работа.

 

Задание 4. Провести фонетический разбор слов майонез (1 вариант) и экзамен (2 вариант).

 

*Задание 5. Затранскрибировать фразу На солнце золотом сияет дождь летучий (В. Набоков).

 

Примечание. Последнее задание выполняется по желанию учащегося, и за него выставляется отдельная оценка.

 

 

Средний уровень подготовки.

Задание 1. Списывание с доски слов и расстановка в них ударения.

 

Звонят, туфля, километр, договор, хозяева.

 

Задание 2. Орфографический минимум (упр. 63) с добавлением тех слов, которые вызвали затруднения учащихся и с которыми велась целенаправленная работа.

 

Задание 3. Провести фонетический разбор слов просьба (1 вариант) и вокзал (2 вариант).

 

{ф}Ш. Анализ эпиграфа к разделу «Графика» (высказывание Я. К. Грота).

 

Анализируя эпиграф, учащиеся пытаются объяснить использование автором высказывания метафоры «рычаг знания», для чего обращаются к толковому словарю и находят переносное значение этого слова.

 

Рычаг, -а, м. 1. Устройство, имеющее точку опоры и служащее для уравновешивания большей силы при помощи меньшей, а также для совершения какой-либо работы. Поднять рычагом.

2. перен. Средство, которым можно возбудить деятельность, привести что-нибудь в действие. Найти рычаги воздействия на кого-либо.

IV. Формирование представления о возникновении письменности и о графике как разделе лингвистики (работа с текстом (стр. 18)).

Учащиеся внимательно читают текст, делят его на части, составляют план. Можно предложить следующие формы работы:

 

1. Все учащиеся составляют тематический план (в каждом пункте отражена микротема части текста).

 

Составленный учащимися план может выглядеть следующим образом:

 

1. Причины возникновения письменности.

2. Основа русского алфавита.

3. Разделы лингвистики, изучающие особенности письменной речи.

4. Предмет изучения графики.

 

2. Учащиеся первого варианта составляют план на основе вопросов, учащиеся второго варианта – тезисный. При проверке учащиеся разных вариантов читают поочерёдно пункт плана, содержащий вопрос, и пункт плана, содержащий тезис текста, -- ответ на поставленный вопрос.

 

V. Д. з.: упр. 65, 68. Отдельные учащиеся получают задание составить сообщение по предложенной в упр. 64 теме.

 

Примерное распределение времени урока: {ф}I этап – 7-10 мин., II этап – 20-25 мин., {ф}III этап – 5 мин., IV этап – 10-15 мин., V этап – 2 мин.

 

 


1. Словарный диктант в пятом классе может включать 15-20 слов.

2. Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок; оценка «4» -- за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки; оценка «3» ставится, если допущено 3-4 ошибки; оценка «2» -- если допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

 

Урок 12.

Тема. Алфавит и его использование (§6). Звуки и буквы (§7).

 

Цели урока: 1) закрепить знание русского алфавита и умение им пользоваться в работе со словарями;

2) добиться осознания различия между звуками и буквами.

 

I. Работа над ошибками.

 

Анализируются типичные ошибки, допущенные учащимися в самостоятельной работе.

 

II. Повторение алфавита и совершенствование навыка его использования при составлении списков (проверка домашнего задания, упр. 67, {ф} 66).

 
 


В классе средней успеваемости попросим слабых учащихся рассказать алфавит; в слабом классе предложим рассказать алфавит сначала хором по рядам, а затем выслушаем отдельных учащихся. В случае необходимости предложим пятиклассникам повторить алфавит, чтобы на следующем уроке они могли достойно поучаствовать в игре «Эстафета» (см. урок 3). После этого пятиклассники читают список фамилий писателей и поэтов, чьи произведения будут изучаться в текущем учебном году (упр. 68).

Учитель нацеливает учащихся на запоминание написания данных в упр. 67 слов. К словам, в корне которых есть проверяемые безударные гласные, учащиеся подбирают проверочные слова или формы.

 

III. Сочинение-миниатюра (упр. 70).

 

Ещё раз напомним учащимся, что желательный объём сочинения-миниатюры 3-5 предложений, время написания – 10-15 минут.

После выполнения работы ребята по желанию или по просьбе учителя читают сочинения вслух. Ученикам, стремящимся улучшить качество своей работы, советуем поработать дома.

 

IV. Совершенствование умения различать звуки и буквы (упр. 71, 72, 73).

 

Прежде чем приступить к выполнению задания 1 упр. 72, учащиеся вспомнят, что оглушение согласных звуков происходит перед глухим согласным и в конце слова. После выполнения задания пятиклассники сделают орфографический вывод о том, что для определения правильного написания согласных в месте их скопления или в конце слова необходимо подобрать проверочное слово или форму, в которой этот согласный стоял бы перед гласным (в сильной позиции).

Ответ на вопрос упр. 73 подведёт к этапу определения домашнего задания (упр. 76).

 

V. Д. з.: 1) работа над ошибками;

2) упр. 76, 77.

 

Целью домашних упражнений является отработка умения правильно соотносить звучание слова с его графическим изображением: обозначать на письме слова с сочетаниями нч, чн, чк, нщ, рщ и с мягким знаком для обозначения мягкости согласного (упр. 76) и применять известное пятиклассникам с начальной школы правило о написании непроизносимых согласных (упр. 77).

При определении домашнего задания обратим внимание пятиклассников на информацию в рамочке. В слабом классе не только обсуждаем ответ на вопрос 1 упр. 77, но и даём образец оформления записи данных в задании слов.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 5-7 мин., II этап – 10-15 мин., III этап – 15 мин., IV этап – 10 мин., V этап – 3 мин.

 

Резерв – упр. 69.

 

Урок 13.

Тема. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я (§8).

Цели урока: 1)повторить сведения о двойной роли букв е, ё, ю, я;

2) добиваться понимания причин несовпадения в русском языке количества гласных звуков и букв.

 

I. Отработка умения правильно соотносить звучание слова с его графическим изображением (проверка домашнего задания, упр. 74, 75).

 

II. Повторение сведений о двойной роли букв е, ё, ю, я (упр. 80, 83).


В сильном классе можно сразу предложить сначала выполнить упр. 83 и обратить особое внимание на несовпадение количества гласных звуков и букв ([ а ], [ о ], [ и ], [ ы ], [ э ], [ у ] и а, о, и, ы, э, у, е, ё, ю, я соответственно) и лишь затем – построить развёрнутое высказывание на основе информации, которая содержится в схеме упр. 80, и сопроводить его своими примерами.

В классе средней успеваемости нам кажется целесообразным начать с построения устного высказывания (упр. 80), а затем предложить подумать над вопросами упр. 83 и воспользоваться при этом материалами изученных параграфов.

 

III. Отработка умения определять звуковое значение букв е, ё, ю, я в словах и совершенствование умения проводить частичный и полный фонетический анализ слов с этими буквами (упр. 81).

Одна из форм работы с этим упражнением -- распределительный диктант: в первом столбике окажутся слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, во втором – те, в которых эти буквы обозначают два звука.

Прежде чем начать работу, в сильном классе можно предложить учащимся использовать метод просмотрового чтения и найти среди этих слов те, которые должны будут оказаться в обоих столбиках (объявление, змея, явление). Именно эти слова в сильном классе можно предложить для фонетического разбора.

 

IV. Построение устного высказывания (упр. 78).

 

Если на II-ом этапе урока 11 не проводилось обсуждение отрывка из высказывания Я. Грота (эпиграфа к разделу), то пятиклассники уточняют по толковому словарю значение слова рычаг (см. урок 11) и затем предлагают своё понимание смысла этого высказывания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: