Цели урока: 1)дать понятие о текстоведении как разделе лингвистики;
2) добиваться понимания основных признаков текста и умения аргументированно доказывать их наличие при анализе текста;
3) совершенствовать умение определять тему и идею текста.
I. Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе № 1.
Работа над ошибками проводится в обычном режиме: в ходе работы анализируются типичные ошибки, допущенные учащимися в контрольном диктанте. Затем даём ученикам время для анализа индивидуальных ошибок или предлагаем учащимся выполнить работу над допущенными ими ошибками дома.
II. Формирование понятия о текстоведении (чтение и анализ текста на стр. 189).
После внимательного чтения текста можно предложить учащимся самим составить вопросы по его содержанию и задать их классу. Составленные вопросы могут быть следующими:
-- Какие единицы языка изучает лингвистика?
-- Почему возникла наука о тесте?
-- Как называют раздел лингвистики, в котором изучается текст?
Чтобы ответить на второй вопрос после текста, можно рассмотреть его особенности. Наводящий вопрос: Как вы поняли, что перед вами текст, а не набор отдельных предложений? Учащиеся отметят, что у этого текста, как и у других, есть тема (Текстоведение как раздел лингвистики), в нём раскрывается определённая идея (Текстоведение изучает тексты (связные речевые произведения)); предложения расположены в определённой последовательности, они связаны между собой (первые два предложения – с помощью союза но, однокоренных слов (изучение, учёные, изучать); средствами связи третьего предложения со вторым являются формы слова (тексты, о тексте) и указательное наречие так и т. д.). Аналогичным образом связаны и абзацы этого текста.
Если возникли трудности с определением этих особенностей, можно провести лингвистический эксперимент: например, переставить местами первые два предложения, что приведёт к выводу о том, что предложения в тексте расположены в определённом порядке и связаны определёнными языковыми средствами.
III. Усвоение основных признаков текста (вдумчивое чтение текста § 33 – стр. 189-190).
После внимательного чтения текста учащиеся ответят на вопрос, какие признаки текста они не назвали в ходе работы с текстом на стр. 143. Обратим особое внимание учащихся на то, что текст может быть не только в письменной, но и в устной форме, и строить любое устное высказывание нужно с учётом основных признаков текста.
IV. Совершенствование умения определять тему и идею текста, подбирать наиболее удачный заголовок (упр. 506, 507).
Важно, чтобы при выполнении упр. 506 учащиеся полностью раскрывали тему текста и предлагали заголовки, которые действительно отражают тему или идею. Ответы учащихся могут выглядеть примерно так:
Второй текст о том, как самка ворона откладывает и сберегает яйцо. Заголовок – «Заботливая ворониха».
Третий текст о том, как на гнездо белки обрушился ком снега и белка спасала своих детёнышей. Заголовок – «Спасены!».
В четвёртом тексте автор говорит о том, что любит гулять по лесу в дождливые летние дни. Заголовок – «Прелесть лесных прогулок».
Назначение упр. 507 – развести в сознании учащихся понятия «тема» и «идея» и отработать умение отражать в заголовках текстов тему и идею.
Работая над упражнением, учащиеся могут предложить следующие заголовки: «В тайге» и «Тишина хвойного царства» для первого текста; «В пустыне» и «В жаркой пустыне» -- для второго.
V. Совершенствование умения различать тему и идею текста (упр. 508).
Запись в тетрадях учеников будет выглядеть следующим образом:
Скворец. Нужно ли беречь птиц? Как построить скворечник. Весна. Птицы весной. Весенняя радость. Весенние работы в саду. | Мы любим птиц. Птицы – наши друзья. Берегите птиц. Сады цветут! Скворцы прилетели! Весенний день год кормит. Весна пришла! |
В слабом классе целесообразно организовать совместную работу с упражнением. Учащиеся должны доказать свою точку зрения, в случае затруднения учитель ещё раз подробно объясняет необходимость определённого выбора.
VI. Д. з.: 1) работа над ошибками;
2) выполнить задания после текста на стр. 189-190;
3) упр. 509.
Примерное распределение времени урока: I этап – 10 мин., II этап – 7-10 мин., III этап – 5 мин., IV этап – 15 мин., V этап – 5-7 мин., VI этап – 2 мин.
1. В том случае, если в контрольной работе № 1 недостаточно хорошо было выполнены грамматические задания, после анализа ошибок на уроке целесообразно предложить учащимся выполнить дома аналогичные задания.
2. Для слабых учащихся можно подготовить карточки с заданиями, которые будут способствовать формированию и отработке необходимых орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Урок 16.