Д. з.: упр. 231: в сильном классе – полностью, в слабом – задания 1,2.
Примерное распределение времени урока: I этап – 7 мин., II этап – 35 мин., III этап – 3 мин.
Молодому учителю.
Предупредительный диктант предполагает объяснение орфограмм (пунктограмм) до записи слов (текста).
Уроки 41-43.
Тема. Правописание слов с ь и ъ (§16).
Урок 41.
Тема. Употребление ь для обозначения мягкости согласных и после шипящих.
Цель урока: повторить, расширить и обобщить сведения о написании ь для обозначения мягкости согласных и после шипящих.
I. Проверка усвоения темы «Правописание личных окончаний глаголов».
Задание 1. Словарный диктант.
Цель словарного диктанта – проверить сформированность умения учащихся правильно выбирать личные окончания глаголов.
Если учитель чувствует необходимость, предлагается дополнительное задание: объяснить выбор личных окончаний глаголов.
Выходит на улицу, оглянешься вокруг, вынете из кармана, посмотришь в глаза, малыши затеют игру, постелем ковёр, увидишься с друзьями, запишете в блокнот, украсим комнату, ребята построят снежную крепость, развеешь по ветру, пересилите волнение.
Задание 2. Проспрягайте глаголы построиться, развеять (I вариант) и раскаяться, начертить (II вариант). Выделите личные окончания.
II. Систематизация сведений о функциях ь и ъ (внимательное чтение текста на стр. 88, работа с вопросами).
Назначение 2-го и 3-его вопросов после параграфа – привить пятиклассникам навык составления плана предстоящей работы по изучению отдельных тем, определения её границ и перспективы.
III. Восстановление в памяти учащихся сведений о способах обозначения мягкости согласных (упр. 233, 234, 235).
Выполняя упр. 233, учащиеся приводят примеры слов, в которых мягкость согласных обозначается с помощью букв е, ё, ю, я, и, ь.
Основная цель работы с заданием упр. 234 – учить пятиклассников отличать ь для обозначения мягкости согласного от ь в роли знака разделительного.
IV. Углубление и систематизация сведений о написании ь после шипящих (упр. 236 (устное высказывание), чтение текста на стр. 89-90 и {ф} изложение информации текста в виде таблицы).
Восстановить в памяти учащихся и обобщить сведения о написании ь после шипящих поможет работа по составлению устного текста на основе схемы в упр. 236. При составлении устного высказывания обращаем особое внимание учащихся на последовательность изложения теоретического материала и сопровождение не только данными в схеме, но и собственными примерами. Проверить точность своих высказываний учащиеся могут по следующему за упражнением тексту.
{ф} Работу по систематизации сведений о написании ь пятиклассники продолжат переработкой информации, которую содержит текст: на основе текста составляется таблица (см. задание после текста). Обратим внимание учеников, что одна и та же информация оказалась представленной в трёх разных формах.
{ф}V. Тренировка в умении использовать правило о написании ь после шипящих (упр. 239).
VI. Д. з.: 1) выучить наизусть текст на стр. 89-90;
2) упр. 237.
Примерное распределение времени урока: I этап – 15 мин., II этап – 7-10 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 5-7 мин., {ф}V этап – 5 мин., VI этап – 2 мин.
Урок 42.
Тема. Правописание –тся и –ться в глаголах.
Цель урока: формировать навык правильного выбора написания –тся и –ться в глаголах.
I. Совершенствование умения определять гласную в безударном личном окончании глагола и отработка навыка написания ь в форме 2-го л. ед. ч. глагола (анализ самостоятельных работ, проверка домашнего задания, упр. 238, {ф} упр.240).
После проведения анализа словарных диктантов учащимся будет полезно поработать с упр. 238, которое позволит ещё повторить не только правило об употреблении ь в форме 2-го лица ед. ч. глаголов, но и ещё раз вернуться к правилу о выборе безударного личного окончания глагола.
Учебная игра. Этой же цели можно достичь при выполнении упр. 240, которое лучше всего провести в форме игры «Аукцион» или «Кто больше?» (по командам или рядам). Балл засчитывается команде или отдельному участнику при соблюдении обязательного условия – объяснения написания безударного личного окончания.
II. Повторение правила о правописании –тся и –ться в глаголе (упр. 241, чтение текста на стр. 91).
Работа с упр. 241 носит исследовательский характер, но выводы, которые нужно сделать, подготовлены изучением раздела «Фонетика». Задание приучает пятиклассников задумываться над причинами возникновения орфографических трудностей и самостоятельно их отыскивать.
III. Отработка умения применять правило о написании –тся и –ться в глаголе (упр. 242, 244).