IV. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.




 

Д. з.: упр. 247.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 10-15 мин., II этап – 5-7 мин., III этап – 20-25 мин., IV этап – 5-7 мин., {ф}V этап – 5 мин., VI этап – 2 мин.

 

Резерв – упр. 243.

 

 

Урок 43.

Тема. Употребление разделительных ь и ъ.

Цель урока: повторить правило об употреблении разделительных Ь и Ъ и отработать его практическое применение.

 

I. Тренировка умения применять правило о написании –тся и –ться в глаголах (проверка домашнего задания).

 

II. Повторение и систематизация сведений об употреблении разделительных ь и ъ и отработка умения использовать эти сведения при выборе правильного написания (чтение материалов рубрики «Знайте и применяйте!» на стр. 94, упр. 248, {ф} упр. 251).

 
 


Упр. 251 позволяет заострить внимание учащихся на употреблении разделительного ъ только после приставок, которые оканчиваются на согласный, и нам кажется целесообразным предложить его для выполнения в слабом классе.

 

III. Повторение и обобщение сведений о целях использования ь и отработка умения использовать эти сведения на письме (упр. 255).

 

IV. Формирование представления об употреблении ь и ъ в словах иноязычного происхождения (чтение правила на стр. 96, упр. 256).

 

V. Подведение итогов урока (упр. 249 – устное высказывание) и определение домашнего задания.

Д. з.: 1) упр. 257 (устное высказывание);

2) упр. 252 (1), 253.

 

Упр. 252 (2) учащиеся выполняют по желанию.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 3-5 мин., II этап – 15 мин., III этап – 15 мин., IV этап – 5 мин., V этап – 3-5 мин.

 

Резерв – упр. 254.

 

Урок 44.

Тема. Слитные, дефисные и раздельные написания (§17).

 

Цели урока: повторить правила о раздельном написании предлогов и правописании не с глаголами и отработать их практическое применение.

 

I. Повторение правил употребления ь и ъ и проверка умения применять правила на письме (проверка домашнего задания, словарный диктант).

Словарный диктант.

Цель словарного диктанта – проверить степень сформированности умения применять на письме правила употребления ь и ъ.

 

Дополнительное задание: объяснить выбор написания.

Увлечься работой, простое объяснение, пообещаешь вернуться, несёшься вскачь, красивая брошь, выглянет из-за туч, сошьёшь фартук, чудесный пейзаж, цветочная пыльца, объективная причина, мясной бульон, отутюжьте постельное бельё.

 

II. Осмысление необходимости соблюдения на письме правил о слитном и раздельном написании слов (упр. 258 (1, 2), 259).

 

При выполнении учащимися упр. 259 обратим внимание учащихся на то, что каждое слово, и служебное в том числе, имеет своё значение. Так, предлог за (за нос) помогает образовать форму винительного падежа существительного и выражает отношение «действие и предмет, на который направлено это действие» (схватить за нос, держаться за нос); предлог под (под нос) указывает на место расположения и т. д.

В целях экономии времени ограничим задание упр. 259 работой по составлению предложений со словами одной из пар (на выбор учащихся).

 

III. Повторение сведений о написании не с глаголами и отработка умения применять это правило на письме (чтение материалов рубрики «Знайте и применяйте!» на стр. 98, упр. 260, 261).

 

IV. Подведение итогов урока (упр. 264 – устное высказывание) и определение домашнего задания.

 

Д. з.: 1) упр. 262, 263;

2) приготовить альбомные или тетрадные листки с изображением букв -е, -и.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 15 мин., II этап – 10-12 мин., III этап – 12-15 мин., IV этап – 5 мин.

 

Урок 45.

Тема. Повторение и обобщение сведений по разделу «Орфография».

Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе.

Примечание: выбираем для повторения те этапы данного урока, которые целесообразны для проведения в конкретном классе (целесообразность определяется по качеству выполнения текущих самостоятельных работ).

 

I. Анализ словарных диктантов.

II. Проверка усвоения сведений раздела «Орфография» (фронтальный опрос).

Фронтальный опрос.

 

1. Что изучает орфография?

2. Какие разделы включает орфография как система правил правописания?

3. Сформулируйте основной закон русской орфографии.

4. Что такое орфограмма?

5. Перечислите известные вам орфограммы-гласные корня. Приведите примеры.

6. Назовите орфограммы-согласные. Приведите примеры слов с этими орфограммами.

7. Что такое склонение? Расскажите о правописании падежных окончаний существительных.

8. Что такое спряжение? Расскажите о том, как правильно выбрать личное окончание глагола.

9. Расскажите об употреблении Ь и Ъ.

10. Расскажите о слитном, раздельном и дефисном написании слов.

 

Отвечая на вопросы, учащиеся дают подробные объяснения способа действия при выборе написания и приводят примеры, которые одноклассники записывают в тетрадь.

 

III. Тренировка в умении определять вид орфограммы-гласной в корне слова (распределительный диктант).

Целесообразно провести распределительный диктант, пригласив к доске троих учеников.

 

Задание 1. Распределите слова с орфограммой-гласной в корне по столбикам: 1) безударные гласные в корне, проверяемые ударением; 2) безударные гласные в корне, не проверяемые ударением; 3) чередующиеся гласные. Выделите корень, гласную в корне подчеркните. Какое слово оказалось записанным в два столбика?

 

Ароматный, наслаждение, иней, винегрет, сожаление, горизонт, надломить, увлекаться, сиреневый, поскользнуться, удивительный, велосипед, рассмотреть, очаровательный, атмосфера, разбросать, легендарный, долина, президент, далёкий, облако, извинение.

 

 

наслаждение сожаление увлекаться удивительный очаровательный легендарный долина далёкий извинение ароматный иней винегрет горизонт сиреневый велосипед атмосфера легендарный президент облако опоздать надломить рассмотреть разбросать поскользнуться

 

 

Задание 2. Найдите в первом столбике слова, которые соответствуют следующим моделям: ­­­∩^□, ­­­∩^^□.

 

IV. Тренировка в умении опознавать и классифицировать орфограммы-согласные (выборочно-распределительный диктант).

 

Задание. Выписать из данных словосочетаний слова с орфограммой «Непроизносимая согласная» в два столбика: 1) непроизносимая согласная присутствует; 2) непроизносимой согласной нет. Слова записывать в начальной форме.

 

Чудесная погода, поздний визит, прекрасный подарок, спускаться по лестнице, опасный поворот, ваш сверстник, древесный запах, настойчивая просьба, вкусный пирожок, прелестный ребёнок, редкие посещения, словесный портрет, мой ровесник, страстный любитель, искусный букет, доблестный воин, устный ответ, високосный год, завистливый взгляд, блеснуть знаниями, местные достопримечательности, ближайшие окрестности, воскресная прогулка, громоздкое сооружение, меткий стрелок, частный случай, шествовать по площади.

 

поздний лестница сверстник прелестный доблестный устный завистливый местный окрестности громоздкий частный чудесный прекрасный опасный древесный вкусный словесный ровесник искусный високосный блеснуть воскресный шествовать  

 

V. Конкурс. Кто больше вспомнит и запишет слов с орфограммой «Удвоенная согласная в корне слова»? Условия конкурса: за каждое названное слово начисляется один балл. Балл участник конкурса теряет в том случае, если запишет слово с ошибкой или слово, в котором присутствует другая орфограмма: «Буквы н и нн в суффиксах причастий и прилагательных» и т. д.

Время выполнения задания – 3 минуты. По истечении этого времени к доске для участия в конкурсе приглашаются один-два представителя от каждого ряда, причём работать по указанию учителя можно как индивидуально, так и в паре. Победителю (победителям) предлагается продиктовать одноклассникам свои примеры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: