I. Определение целей работы по изучению русского языка на 2-ую четверть.




На этом этапе урока желательно дать учащимся представление об объёме тем, которые будут рассматриваться в течение второй учебной четверти, а также определить количество и вид контрольных работ, которые будут проведены по итогам изучения отдельных тем.

 

II. Формирование представления о синтаксисе как разделе лингвистики (чтение и анализ текста на стр. 121-122 и эпиграфа к разделу).

 

Особенно важным в работе над содержанием текста о синтаксисе, на наш взгляд, является обсуждение первого вопроса после текста. Ответ на этот вопрос должен будет представлять собой доказательство не только главной мысли текста, но и содержания эпиграфа к разделу.

Затем учащиеся уже самостоятельно определяют по оглавлению учебника объём изучаемого в рамках раздела «Синтаксис» в пятом классе материала и выделяют темы, которые будут для них новыми.

 

III. Формирование представления о словосочетании как единице синтаксиса (чтение и анализ текста § 22 (стр. 122-123)).

 

Внимательное чтение текста предваряет его беглый просмотр. Учащимся впервые предлагается разделить текст на части не по окончании чтения, а в ходе его.

Постараемся при работе с текстом добиться от учащихся осмысления основных признаков словосочетания: наличия не менее двух элементов – самостоятельных слов, одно их которых выступает в роли главной части, а другое в роли части зависимой; наличие смысловой и грамматической связи между словами в словосочетании.

Тезисный план может выглядеть следующим образом:

 

1. Словосочетание – это сочетание двух слов, которые связаны по смыслу и грамматически, одно из них является главным, другое – зависимым.

2. Грамматическая связь устанавливается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога.

3. Грамматическая основа предложения словосочетанием не является.

4. Модель словосочетания показывает главное и зависимое слова и части речи, которыми они выражены.

 

IV. Закрепление сведений об основных признаках словосочетания (упр. 321, 322, 323).

Указанные упражнения помогают закрепить представление о существовании грамматической (упр. 323) и смысловой (упр. 322) связи между словами в словосочетании, а также об обязательном наличии двух частей: главной и зависимой (упр. 321), что определяется по вопросу.

V. Расширение представления о роли словосочетаний в речи (чтение текста на стр. 126, упр. 329, 330).

Задание упр. 329 возвращает учащихся к ранее изученному материалу. Подведём пятиклассников к выводу о том, что использование в названии тематической группы словосочетания способствует более точной и содержательной классификации различных предметов и явлений, выделению внутри более широкой тематической группы групп более конкретных.

 

VI. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.

Учащиеся перечисляют основные признаки словосочетания как единицы синтаксиса и говорят об отличиях словосочетания от слова (о роли словосочетания в речи).

 

Д. з.: 1) пересказ текстов на стр. 121-123;

2) упр. 321, 332.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 5 мин., II этап – 5-7 мин., III этап – 12-15 мин., IV этап –10 мин., V этап – 7-10 мин., VI этап – 3 мин.

 

Урок 56.

Цели урока: 1) дать представление о видах словосочетаний;

2) формировать умение проводить синтаксический разбор словосочетания.

 

I. Закрепление сведений о признаках словосочетания как единицы синтаксиса и формирование умения опознавать словосочетания в составе более крупной единицы (предложения) (проверка домашнего задания, тренировочное упражнение).

 

Упражнение. 1. Запишите под диктовку предложения. Выделите корни в слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова».

2. Докажите, что эти предложения составляют текст. Озаглавьте.

3. Выпишите из предложений данного текста все словосочетания.

На верхушках елей висят гирлянды смолистых шишек. Пушистый снег белоснежной каймой украшает мохнатые ветви. Нет зимой дерева наряднее ели.

 

II. Формирование представления об основных видах словосочетаний в русском языке и выработка умения соотносить словосочетания с соответствующими схемами (упр. 324 (устное высказывание), 325).

 

III. Отработка умения строить словосочетания по заданным схемам (упр. 326).

 

IV. Знакомство с планом синтаксического разбора словосочетания и выработка умения проводить разбор этой единицы синтаксиса (упр. 331).

 

Чтобы разбор словосочетания не стал формальностью, необходимо, чтобы учащиеся осмыслили логику анализа этой единицы синтаксиса: от определения модели, по которой строится словосочетание, – к определению типа смысловых отношений между главным и зависимым словами (от анализа структуры – к анализу семантики). Особое внимание уделим построению высказывания в процессе устного разбора.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: