Тема. Роль определения в речи. Дополнение.




 

Цели урока: 1) углубить представление о роли определений в тексте;

2) закрепить сведения о дополнении и отработать умение распространять предложения этим второстепенным членом.

 

I. Повторение сведений о второстепенных членах (проверка домашнего задания).

 

II. Углубление представления о функциях определения в речи (работа с художественным текстом, {ф} выборочно-распределительный диктант, упр. 372, 373, 374).

 

Желательный результат работы на этом этапе урока -- умение учащихся опознавать образные определения (эпитеты) и использовать их в собственной речи. С целью отработки этого умения можно предложить учащимся провести лингвистический эксперимент, аналогичный тому, что проводился на предыдущем уроке на этапе подготовки к выполнению домашнего задания (упр. 370 (2)).

 

Задание 1. Прочитайте выразительно записанный на доске текст. С помощью каких языковых средств было создано это художественное описание? Спишите текст, подчёркивая определения.

 

Густой зелёный ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.

(И. Бунин)

 

Задание 2. Прочитайте этот текст, опуская определения. Что изменилось? Сделайте вывод о роли определений в художественном тексте.

Выборочно-распределительный диктант.

Задание. Выпишите из предложений определения с теми членами предложения, которые эти определения распространяют. Распределите словосочетания в два столбика: определяемое слово + определение, которое не является эпитетом; определяемое слово + эпитет.

Золотые косы, длинная коса, стальной характер, хорошие манеры, светлое настроение, честный поступок, потрясающее событие, вчерашняя газета, зеленокосая берёзка, высокий дуб, роскошная крона.

 

III. Закрепление сведений о дополнении и отработка умения распространять предложения дополнениями (упр. 375, 376).

 

IV. Подготовка к выполнению домашнего задания.

Д. з.: упр. 377.

 

На этапе определения домашнего задания рассматриваем вместе с ребятами репродукцию картины Н. П. Богданова-Бельского «Новые хозяева», обращая внимание пятиклассников на выразительные детали.

Целесообразно будет после обсуждения сюжета картины и прочтения восстановленного текста задать вопрос, почему в тексте-описании картины использовано так много дополнений.

 

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 5 мин., II этап – 20 мин., III этап – 10-15 мин., IV этап – 5 мин.

 

Урок 65.

 

Цели урока: 1) закрепить сведения об обстоятельстве и отработать умение распространять предложения обстоятельствами разных видов;

2) отработать умение проводить разбор предложений по членам и определять синтаксическую роль слов в предложении.

 

I. Проверка умения использовать дополнения в собственной речи (проверка домашнего задания).

 

II. Повторение и систематизация сведений об обстоятельстве и отработка умения распространять сказуемое обстоятельствами различных видов (упр. 343 (устное высказывание), упр. 344).

 

Устное высказывание учащиеся сопровождают своими примерами.

При выполнении упр. 344 пятиклассники уже смогут определить вид использованного обстоятельства. Могут быть использованы следующие обстоятельства: однажды, бережно, как-то, в тайгу, в чаще, нелегко, долго, не скупясь, зимой трудно, щедро. При разборе предложений по членам обращаем внимание учащихся на то, что сказуемое может быть составным (была похожа, решил найти), а подлежащее может быть выражено цельным словосочетанием (много лет).

 

III. Отработка умения определять синтаксическую роль слов в предложении (упр. 381).

 

Особую сложность при выполнении упр. 345 может вызвать определение синтаксической роли слова звезда в предложениях 4 и 6. Думаем, очень важно научить пятиклассников при определении синтаксической роли слов обращаться к семантике. Так, в предложении 4 слово звезда в составе словосочетания обозначает признак предмета (костюм (какой?) золотыми звёздами), а в предложении 6 – признак действия (светились (как?) звёздами).

В качестве дополнительного задания можно попросить учащихся найти предложения, в которых слово звезда употребляется как изобразительно-выразительное средство (троп) – метафора (предложение 2) и сравнение (предложение 6).

 

IV. Выработка умения использовать слова в разных функциях и конструировать предложения по заданным схемам (упр. 382, 378).

 

V. Д. з.: упр. 385 или упр. 383 (по выбору учащихся).

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 3 мин., II этап – 15-20 мин., III этап – 7-10 мин., IV этап – 10 мин., V этап – 2 мин.

 

Урок 66.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: