V. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.




Учащиеся называют предмет изучения словообразования и перечисляют основные способы образования слов в русском языке, приводя соответствующие примеры.

Д. з.: 1) упр. 580 (устное высказывание);

2) упр. 579.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 5 мин., II этап –10-12 мин., III этап –7-10 мин., IV этап – 10-12 мин., V этап – 3 мин.

 

Резерв – упр. 575 (2).

 

 

Урок 98.

Тема. Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка (§ 37).

Цели урока: 1) дать представление о словообразовательной паре и словообразовательной цепочке;

2) сформировать умение определять производящее слово и словообразующую морфему;

3) познакомить со словообразовательным словарём.

 

I. Повторение сведений об основных способах образования слов в русском языке и закрепление представления о морфеме как значимой части слова (проверка домашнего задания, упр. 578).

 

Попросим учащихся после прочтения задания упр. 578 вспомнить, что такое словообразовательная модель и какие морфемы она может в себя включать.

Работая с упр. 578, учащиеся уже могут определить следующие морфологические признаки слов, которые строятся по данным в упражнении моделям.

∩ного – прилагательное в ед. ч., в род. или вин. падеже, в мужском или среднем роде. Ученики отметят, что род и падеж прилагательных зависят от рода и падежной формы существительного, с которыми они связаны.

за∩ивают – глагол 1-го спр., несов. вида, невозвр.; в наст. вр., 3-ем лице, мн. ч.

∩скими – прилагательное во мн. ч., тв. п.

 

II. Формирование представления о словообразовательной паре и словообразовательной цепочке. Знакомство со словообразовательным словарём (чтение и пересказ текста на стр. 7-8, упр. 581).

III. Формирование умения определять исходное (производящее) слово (упр. 582).

 

В ходе выполнения упр. 582 в сильном классе работаем над освоением терминов «производящее слово», «производное слово», «производящая основа», «словообразующая морфема». В слабом классе и в классе средней успеваемости ограничиваемся использованием термина «исходное слово».

Уже на первых этапах работы по определению словообразовательных пар отрабатываем умение графически объяснять, как образовано слово при помощи суффикса и приставки: выделять исходную часть слова (производящую основу) и словообразующую морфему.

 

IV. Формирование умения составлять словообразовательные цепочки. Совершенствование умения использовать поморфемную запись слов (упр. 584).

 

Записи учащихся будут выглядеть следующим образом.

 

Пыль → о-пыл-я-ть → о-пыл-ени-е; сестр-а → сестр-иц-а → сестр –ич-к-а; рыб-а → рыб-ак →рыб-ац-к-ий; гад-а-ть → за-гад-а-ть → за-гад-очн-ый; уч-и-ть → уч-и-тель → уч-и-тель-ниц-а; чит-а-ть → чит-а-тель → чит-а-тель-ниц-а; конь → кон-н-ый → кон-н-иц-а; зуб → зуб-чат-ый.

 

V. Формирование представления о роли поморфемной записи слов в усвоении основного закона орфографии (пиши морфемы одинаково, без изменений) (упр. 585).

 

VI. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.

 

Пятиклассники ещё раз раскрывают значение терминов «словообразовательная пара» и «словообразовательная цепочка».

Д. з.: упр. 577, 578.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 5-7 мин., II этап –7-10 мин., III этап – 5-7 мин., IV этап – 10 мин., V этап – 10 мин., VI этап – 3 мин.

 

 

Урок 99.

Тема. Образование сложных слов (§ 37).

Цели урока: 1) закрепить умение составлять словообразовательные пары и строить словообразовательные цепочки;

2) сформировать представление о сложении как способе образования сложных слов.

 

I. Закрепление умения составлять словообразовательные пары и строить словообразовательные цепочки. Тренировка в умении пользоваться словообразовательным словарём и словарём значения морфем (задание учителя, упр. 583).

 

Задание 1. 1)Запишите под диктовку слова, укажите их словообразовательную пару -- исходное (производящее) слово.

 

Прочитать, сбежать, приветливый, строитель, гордость, провести, приподняться, подползти, русский, искристый, надкусить.

 

2) Выпишите слова, в которых приставка имеет значение «неполнота действия». Проверьте своё предположение по словарику значения морфем.

 

Задание 2. Составьте словообразовательные цепочки, показывающие последовательность образования следующих слов. Проверьте себя по словообразовательному словарю.

 

Неочищенный, туманность, пришкольный, водянистый, сострадание.

 

Задание 3. Восстановите недостающие звенья словообразовательной цепочки.

 

Диво -- … -- … -- удивительный -- … -- неудивительно.

Дать -- … -- преподать -- … -- … -- преподавательский.

 

II. Формирование представления о сложении как способе образования слов (упр. 586, 587, 588).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: