IV. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.




Учащиеся перечисляют группы приставок и объясняют на примерах, как выбирать написание приставок каждой группы.

Д. з.: 1) выучить правила о написании приставок (стр. 21) наизусть;

2) упр. 619 (изложение-миниатюра).

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 5 мин., II этап –10-15 мин., III этап – 20 мин., IV этап – 3-5 мин.

 

 


В ходе изучения орфограмм напоминаем ученикам, что не стоит механически заучивать способ обозначения орфограммы, поскольку каждый значок выполняет свою роль: выделяется морфема, в которой есть орфограмма; одной чертой подчёркивается буква, написание которой регулируется правилом, двумя – условие её выбора.

 

Урок 107.

Тема. Правописание приставок на з/с (§ 43).

 

Цели урока: 1) отработать умение отличать орфограмму в приставке от орфограммы в корне слова;

2) научить отличать приставки на з/с от приставки с-;

3) сформировать умение применять правило написания слов с приставками на з/с.

 

I. Повторение сведений о делении приставок на группы в зависимости от написания (проверка домашнего задания).

 

II. Отработка умения отличать орфограмму в приставках, которые пишутся всегда одинаково, независимо от произношения, от орфограммы в корне слова (упр. 620, распределительный диктант).

 

Распределительный диктант.

 

Задание. Записать под диктовку слова, распределяя их в два столбика:

 

Слова с орфограммой в приставке Слова с орфограммой в корне

 

Вознаграждение, возмущение, вселить, встретиться, награда, новоселье, наводнение, ссора, надарить, надорвать, надавить, подавать, подойти, подозвать, подорожать, появление, паяльник, содержать, садовод.

 

III. Повторение правила о написании слов с приставками на з/с и отработка умения применять его на письме (упр. 621, 622, 623).

 

Упр. 621 предлагаем пятиклассникам выполнить самостоятельно за три-пять минут. По истечении этого времени можно организовать само- или взаимопроверку.

 

IV. Формирование умения отличать приставки на з/с от приставки с-, которая пишется одинаково, независимо от произношения (предупредительный диктант).

 

Предупредительный диктант.

 

Разгореться, сгореть, избежать, сбить, сдаться, бездумный, сжимать, разжать, свести, разведка, сходить, восхождение, взбираться, здоровье, восход, возбуждение, сборник, избирательный.

 

V. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.

Попросим слабо успевающих учащихся рассказать правило о выборе написания в приставках на з/с и привести свои примеры.

Д. з.: упр. 624, 625 (1), по желанию – упр. 625 (2).

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 3-5 мин., II этап –10-15 мин., III этап – 15 мин., IV этап – 5-7 мин., V этап – 3 мин.

 

Урок 108.

Тема. Правописание приставок. Обобщение (§ 43).

 

Цели урока: 1) закрепить умение опознавать орфограмму «Правописание приставок на з/с» и выбирать правильное написание;

2) сформировать умение правильно писать наиболее употребительные слова с приставками пре- и при-.

 

I. Проверка домашнего задания.


Учебная игра. Среди учащихся, которые выполнили задание по желанию (упр. 625 (2)), можно провести игру «Кто больше?».

 

II. Закрепление умения опознавать орфограмму «Правописание приставок на з/с» и выбирать правильное написание (объяснительный диктант, упр. 626, {ф} 627).

 

Объяснительный диктант.

Задание. Запишите под диктовку слова в составе словосочетаний, объясните написание приставок

 

Разбудить, бездарный, испытать, сжимать, возчик, низвергаться, беспечный, вскарабкаться, издательство, низкий, расписаться, взбираться.

 

Выполнив задание упражнения 626, учащиеся делают вывод, что на стыке приставки на з/с и корня конечные согласные приставки в сочетании с согласной корня могут обозначать разные звуки ([сс], [зз], [щ'], [жж], [шш]), поэтому важно уметь определить, от какого слова образовано данное с помощью приставки (с какой буквы начинается производящее слово). Пятиклассники могут прийти и к такому выводу: если на стыке приставки на з/с и корня произносится глухой звук ([сс], [щ'], [шш]), то на конце приставки пишется с, если звонкий ([зз], [жж]), то пишем з.

 

{ф}Дополнительное задание к упражнению 626: провести фонетический разбор слов расщепить, бессовестный.

 

III. Формирование навыка правильного написания наиболее употребительных слов с приставками пре- и при- (упр. 629).

 

Поскольку в пятом классе даётся только самое общее представление о правописании приставок пре- и при-, то ученикам предлагается потренироваться в написании и употреблении в составе высказываний тех слов, которые часто встречаются в их речи.

 

Конкурс. Попробуем провести конкурс на самое интересное (смешное, познавательное (содержащее важные факты из какой-либо сферы жизни), выразительное, длинное) предложение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: