Тема. Устаревшие слова. Закрепление.




Цели урока: 1) повторить изакрепить сведения об устаревших словах;

2) тренировать в умении работать с этимологическим и толковым словарями при объяснении лексического значения устаревших слов.

 

I. Повторение и закрепление сведений об устаревших словах (проверка домашнего задания, упр. 708 (3)).

 

Отдельные учащиеся делают сообщения по выполненным дома упражнениям, а все пятиклассники участвуют в обсуждении и работают в тетрадях: записывают значения некоторых устаревших слов (по указанию учителя), использованных в литературных произведениях (упр. 705), выполняют третью часть упр. 708, записывают слова из упр. 709 и запоминают их написание.

Предложим учащимся произнести слова из упр. 709 несколько раз вслух хором: громко, с обычной интенсивностью, тихо и шёпотом, а затем попросим ребят закрыть учебники и записать слова по памяти или под диктовку. После этого пятиклассники проверяют записи друг друга.

 

II. Тренировка в умении использовать этимологический словарь для определения сведений о происхождении слов (упр. 711).

 

III. Подготовка к сочинению-миниатюре по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» (упр. 712).

 

1. Рассмотрение и устное описание картины (упр. 712 (1)).

 

На картине «Иван-царевич на Сером Волке» художник изобразил фрагмент русской народной сказки, когда герой скачет стрелой на волке сквозь дремучие леса, унося Елену Прекрасную от злых преследователей. Персонажи картины печальны в ожидании предстоящей разлуки.

Сказочных героев окружают замшелые стволы могучих вековых деревьев дремучего леса, тесно обступившие тропу. Сквозь переплетённые ветви деревьев-великанов с трудом могут пробиться солнечные лучи.

Иван-царевич крепко обнимает Елену Прекрасную и тревожно вглядывается в лесную чащу, готовясь сразиться с любым врагом, чтобы защитить её и спасти. Елена Прекрасная доверчиво склонилась на грудь к своему защитнику и сложила руки на коленях. Она устала и грустит в ожидании своей участи, глаза девушки потуплены, она не смотрит вокруг, ведь этот непроходимый лес таит в себе опасность.

Художнику удалось передать стремительное движение персонажей сказки через лесную чащу. Волк словно летит, выбрасывая вперёд сильные лапы, которые едва касаются земли. В могучем прыжке он преодолевает топкое болото. Острые уши Серого Волка плотно прижаты к большой тяжёлой голове, пасть открыта – видимо, ему уже тяжело дышать, взгляд почти скрытых в серой шерсти глаз устремлён вперёд. Пряди длинных каштановых волос героини развеваются от ветра, от быстрого движения меч Ивана-царевича отлетает назад.

Сказочные герои одеты в парчовые златотканые одежды. На Иване-царевиче расшитый золотом кафтан, подпоясанный синим кушаком, и узорчатые рукавицы. Голову его покрывает отороченная мехом шапка, на ногах -- красные сафьяновые сапоги. На Елене Прекрасной голубое атласное платье с узким поясом, украшенным драгоценными камнями. Широкая золотая кайма украшает одежду девушки. На голове её драгоценный яхонтовый убор, на шее ожерелье из скатного жемчуга, ножки обуты в расшитые золотом сапожки.

Образы персонажей картины соответствуют представлениям русского народа о красоте, любви и отваге. Иван-царевич предстаёт на картине как мужественный защитник, оберегающий нежную женственную Елену Прекрасную. Сказочных героев окружают опасности, но между мрачными деревьями брезжит свет, в топком болоте белеют лилии, а на первом плане картины справа цветут две переплетённые яблоньки, как надежда на спасение, как символ торжества добра, любви и справедливости.

 

Чтение и смысловой и орфографический анализ текста (упр. 712 (2)).

 

Д. з.: на выбор: сочинение по картине В. М. Васнецова или упр. 712 (3).

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 15 мин., II этап – 5 мин., III этап – 25 мин.

 

Урок 126.

Тема. Фразеология как раздел лингвистики (§ 51).

Цели урока: 1) дать представление о фразеологии как разделе лингвистики;

2) формировать умение опознавать в речи фразеологизмы и объяснять их значение путём подбора синонимов и с помощью толкования.

 

I. Формирование представления о фразеологии как разделе лингвистики (внимательное чтение текста на стр. 56-57).

 

II. Формирование умения объяснять значение фразеологизмов путём подбора синонимов (упр. 714, 716, 717, 718 (1), 719, 720).

 

Постараемся добиться от учащихся понимания того, что одним из основных признаков фразеологизма как устойчивого сочетания слов является то, что это сочетание часто можно заменить одним словом – синонимом. Отметим также, что с помощью фразеологизма более ярко и образно характеризуется действие (бежать сломя голову = бежать быстро) или предмет (кожа да кости = худой) (см. упр. 714).

Ещё одна особенность фразеологизмов, которая роднит их со словами, – способность вступать в антонимичные отношения (см. упр. 716). Чтобы ответить на вопрос упр. 716, учащимся придётся заменить пары антонимичных фразеологизмов парами антонимов или свободных словосочетаний.

Справка. Работать хорошо – работать плохо; расстроиться --- воодушевиться; плакать – успокаиваться; начать сложное или неприятное дело – распутывать сложное или неприятное дело.

 

Обратим внимание учащихся также на сферу употребления фразеологизмов – разговорная и художественная речь. По усмотрению учителя можно потренировать пятиклассников в умении использовать фразеологизмы в речи – дать задание составить с данными в упражнениях фразеологизмами предложения.

 

Учебная игра. Кто быстрее? Выполнение упражнения 717 можно организовать как соревнование команд. Побеждает та команда, которая быстрее подберёт синонимы к данным в упражнении группам фразеологизмов. Условие игры – подобрать в качестве синонимов нейтральные слова. В слабом классе напоминаем, что нейтральными называют те слова, которые могут употребляться как в разговорном, так и во всех книжных стилях.

 

Справка. 1) Разговаривать; 2) уничтожить; 3) замолчать; 4) хвалить; 5) запомнить; 6) плакать; 7) голодать.

Соревнование можно продолжить выполнением упр. 720: каждый названный представителем команды фразеологизм со словом рука приносит команде очко. Чтобы облегчить задачу, учитель может называть учащимся слово-синоним.

 

Справка. Валится из рук – не удаётся; выпускать из рук – терять; из рук вон (плохо) – очень, совсем; из рук в руки – от одного к другому; как без рук – совсем беспомощен; не покладая рук (работать) – без отдыха, не останавливаясь; сбывать с рук – продавать, отдавать; не с руки – неловко, неудобно; правая рука – первый помощник; рука набита – имеется опыт; рука не дрогнет – хватит решимости, мужества; рука не поднимается – не хватает решимости; сильная рука – влиятельный покровитель; своя рука – свой человек; давать (бить) по рукам – запрещать что-либо делать; прибирать к рукам – присваивать; руки коротки – нет достаточной власти; руки не доходят – нет времени, возможности заняться чем-либо; руки опускаются – пропадает желание что-либо делать; руки чешутся – очень хочется что-то сделать; ударить по рукам – прийти к согласию; под руку (говорить) – не вовремя, некстати; приложить руку (к чему-либо) – поучаствовать; положа руку на сердце – честно; нечист на руку – склонен к воровству; на скорую руку – быстро; на руку (кому-либо) – кстати, совпадает с желаниями; чужими руками жар загребать – пользоваться чужими трудами; носить на руках – оберегать и т. д.

 

Упр. 719 можно предложить в качестве домашнего задания желающим или использовать для следующего тура соревнования.

 

Справка. Нить Ариадны – то, что поможет найти выход в затруднительной ситуации; ахиллесова пята – слабое, уязвимое место; кануть в Лету – оказаться забытым, бесследно исчезнуть; петь дифирамбы (песни, которые пели Дионису – греческому богу виноделия и виноградарства) – восхвалять; танталовы муки – страдания, вызываемые созерцанием желанной цели и невозможностью её достигнуть; сизифов труд – бесполезный, бесплодный труд; ящик Пандоры – источник всяческих бедствий; геркулесовы столбы – крайний предел и т. д.

 

IV. Д. з.: 1) упр. 721 (устное высказывание);

2) упр. 723 (орфографический минимум), по желанию -- упр. 718 (2).

 

Посоветуем учащимся, которые будут выполнять упр. 718 (2), изобразить не только те фразеологизмы, которые даны в упражнении, но и другие известные им фразеологизмы. Учитель по своему усмотрению также может объявить эту часть домашнего задания продолжением соревнования, организованного на уроке: ученики должны будут изобразить фразеологизмы и предложить одноклассникам назвать эти устойчивые выражения.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 5 мин., II этап --25-30 мин., III этап – 20-25 мин., IV этап – 2 мин.

 

Резерв – упр. 715.

 

Урок 127.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: