Основными особенностями ценообразования в городском хозяйстве являются:
1. Если в промышленности при установлении цен предпочтение отдается равенство условий труда общественно-необходимым затратам, то при установлении цен на услуги предпочтение отдается принципу одинаковой оплаты за услуги одинакового полезного эффекта. Это связано с наличием большого разнообразия услуг и местным характером производства и потребления.
2. При установлении цен учитывается социальная значимость услуги. Социально значимые услуги предоставляются населению по льготно низким ценам. При этом осуществляется дотирование организаций, предоставляющих эти услуги.
3. Цены в городском хозяйстве зависят от качественных характеристик услуг и их потребления. Услуги могут быть одинаковы по конечным результатам, но разные по условиям их потребления. В связи с этим применяется дифференциация цен по качественным характеристикам.
В современных условиях ранее принятый порядок установления тарифов недопустим. Необходимо изменить процедуру утверждения тарифа (цены) на услуги предприятий естественных монополий.
Необходимо сделать ее конструктивной и доступной для общественности, потребителям. Для этого в регионах должны быть образованы специальные органы (комиссии) наделенные соответствующими полномочиями.
Сложившаяся схема формирования тарифа и практика предоставления коммунальных услуг предприятий направлены на завышение себестоимости и увеличение объема отпускаемых ресурсов.
5.1. Принципы планирования.
Планирование работы предприятий городского хозяйства осуществляется на основе общих принципов и методологии планирования.
Планирование осуществляется:
- на основе прямых договоров с заказчиком или представителем заказчика;
- с расчетом на собственные ресурсы предприятия;
- на основе динамичного саморегулирования экономических процессов, поддерживаемых соответствующими законодательными и нормативными актами и стимулируемых с помощью экономических рычагов (налоговых льгот, процентов по вкладам и ссудам, валютного курса, норм амортизационных отчислений);
- использования маркетинга при определении объемов производства, реализации услуг и ценообразования.
Под нормой понимается максимально допустимая величина абсолютного расхода ресурсов на изготовление единицы продукции (услуг) установленного качества.
Норматив - относительная величина, которая характеризует степень использования орудий труда, предметов труда, их расходование на единицу площади, веса, объема.
Нормы и нормативы разрабатываются по следующим группам:
1. Нормы затрат живого труда (нормы затрат рабочего времени на единицу продукции, услуги, нормы выработки продукции в единицу времени, нормы обслуживания, нормативы численности).
2. Нормы материальных затрат (удельные нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.)
3. Нормативы использования средств труда (коэффициент использования производственной мощности, удельный вес установленного оборудования и т.д.)
4. Нормативы организации производственного процесса (длительность производственного цикла, объемы незавершенного производства, запасы сырья, материалов, топлива и т.д.)
5. Нормативы освоения производственных мощностей.
5.2. Особенности предприятий городского хозяйства, влияющие на планирование.
При планировании необходимо учитывать следующие особенности городского хозяйства:
1. Продукция (услуги) городского хозяйства имеет локальный характер и тесно связана с демографическими процессами населённых мест, размерами территорий, рельефом местности сложившейся планировкой города и климатическими особенностями. Планируемый объём продукции и услуг определяется на основе числа жителей города и норм потребления услуг на одного человека. Влияние других факторов учитывается с помощью специальных коэффициентов.
2. При планировании должны быть соблюдены пропорции между размером жилого фонда и производственными мощностями коммунальных предприятий, а также соответствующим развитием ремонтной базы.
3. Однородность продукции при планировании позволяет использовать натуральные показатели.
4. Совпадение производства и потребления продукции во времени и пространстве (отсутствие незавершенного производства) ориентирует планирование на жёсткую увязку производства и потребления продукции по часам суток и по соответствующему графику.
5. В связи с неравномерным потреблением услуг мощность планируется максимальной, исходя из пиковой нагрузки.
5.3. Текущее планирование на предприятиях городского хозяйства. Характеристика плана экономического и социального развития предприятия городского хозяйства.
План экономического и социального развития предприятия – это документ, состоящий из комплекса взаимосвязанных таблиц, содержащих расчётные показатели, характеризующие все сферы деятельности предприятия.
Составление плана носит вероятностный характер и осуществляется на основе прогнозирования оценок и поведения потребителей услуг, рыночных цен на ресурсы, изменение погодных условий, социально-экономических последствий (уровень инфляции, а также оценки последствий научно-технических и коммерческих мероприятий).
План экономического и социального развития предприятий городского хозяйства в настоящее время включает следующие разделы:
1. План производства и реализации продукции или услуг (производственная программа).
2. План капитального вложения и капитального строительства.
3. План материально-технического обеспечения.
4. План по труду и заработной плате.
5. План по издержкам.
6. Финансовый план.
7. План социального развития коллектива.
8. План повышения экономической эффективности.
План производства и реализации продукции или услуг –. В нём устанавливаются объёмные показатели выпуска продукции (услуг) в натуральном и стоимостном выражении. Последовательность разработки этого раздела:
1. Бухгалтерия предоставляет плановому отделу информацию о сроках списания ресурсов по видам в течение планового периода.
2. Из муниципального заказа берётся возможный объём продукции или услуг и проводится сопоставление потребности города в услугах
3. Производится расчёт числа ремонтов
План капитальных вложений и капитального строительства. Включает в себя расчёты по обоснованию ввода в действие новых основных фондов, в том числе за счёт технического перевооружения, реконструкции строительно-монтажных работ, если они необходимы для предприятия.