I. Проверка домашнего задания.




Когда пятиклассники будут рассказывать о том, как согласуется сказуемое и определение с существительными мужского рода, которые называют лиц мужского и женского пола, попросим их составить свои примеры предложений, в которых используются такие существительные, и записать эти примеры в тетрадь.

Если учащиеся испытали затруднения при выполнении упр. 774, предложим им аналогичное задание.

 

Задание. Запишите слова, подбирая к каждому из них однокоренное существительное другого рода. Выделите суффиксы, которые вы использовали для образования существительных женского рода.

 

Поэт --поэтесса, барон --…, клоун --…, принц --….

Верблюд – верблюдица, тигр --…, голубь --…, индюк --….

Испанец -- испанка, итальянец --…, кореец --…, индиец --….

{ф}II. Закрепление умения опознавать существительные общего рода и оценивать их стилистические функции (выборочный диктант).

 

Задание 1. Прослушайте и озаглавьте текст. Какие человеческие пороки кажутся автору смешными? Вы разделяете точку зрения автора? Почему?

Задание 2. Каким типом речи воспользовался автор? Докажите свою точку зрения.

 

Воробьи очень симпатичные и очень смешные птички. Я долго думал над тем, почему мы так смеёмся над этими пичужками, а потом понял, что смешит нас в воробьях то же самое, что и в людях.

Мы смеёмся обычно над такими людьми, которые заботятся только о себе и не думают о других; смеёмся над невежами, грубиянами, задирами, драчунами, которые не уважают никого и не умеют ужиться с людьми; смеёмся над жадными и завистливыми, которые стараются захватить всё в свою собственность, над зазнайками, гордецами, которые воображают, что они самые лучшие, а другие совсем ничего не стоят; смеёмся и над разинями, над рассеянными, над трусишками, которые пугаются всякого пустяка.

(По Н. Носову)

 

Задание 3. Послушайте текст ещё раз и выпишите существительные общего рода, ставя их в начальную форму.

 

III. Повторение известных ученикам сведений о типах склонения имён существительных (рассмотрение и анализ схемы на стр. 79, упр. 775).

 

Текст на стр. 79 содержит известную пятиклассникам по начальной школе информацию. Между тем учитель знает, что некоторые моменты не всегда бывают учениками осознаны в должной мере. Поэтому может оказаться полезным предложить им составить вопросы по тексту на стр. 79. Отвечающие зададут одноклассникам примерно следующие вопросы: Что такое склонение? По каким признакам существительные делятся на три группы? Какие существительные относятся к 1-ому (2-ому, 3-ему) склонению?

В сильном классе также можем ввести понятие «тип склонения» -- тип изменения существительных по падежам. Объясним при этом, что существительные, которые при изменении по падежам имеют одинаковый набор окончаний, относятся к одной и той же группе.

 

IV. Формирование представления о разносклоняемых именах существительных (чтение текста на стр. 80, упр. 776).

 

V. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.

Учащиеся рассказывают о распределении существительных на группы по типам склонения и раскрывают грамматические особенности разносклоняемых имён существительных. Предоставим желающим возможность попытаться перечислить разносклоняемые существительные.

 

Д. з.: 1) подробный пересказ текстов на стр. 79-80, знать группу разносклоняемых существительных наизусть;

2) упр. 777.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 5-7 мин., II этап – 10 мин., III этап – 10-12 мин., IV этап – 15 мин., V этап – 3 мин.

 

Уроки 140-141.

Тема. Слитное и раздельное написание не с именами существительными (§ 57).

Урок 140.

Тема. Правописание не с существительными (§ 57).

Цель урока: сформировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными.

 

I. Закрепление сведений о распределении существительных по типам склонения и орфографических особенностях форм косвенных падежей разносклоняемых существительных (проверка домашнего задания, задание учителя).


Учебная игра. Проверку знания разносклоняемых имён существительных можно провести в форме игры «Эстафета». В сильном классе проводим игру на время, в классе средней и слабой успеваемости постараемся смягчить условия игры: та команда (ряд), которая ни разу не уронила «эстафетную палочку», получает три очка, команда (ряд), уронившая один раз – два очка, команда (ряд), уронившая трижды – одно очко. В слабом классе можем продолжить накопление командами очков: предложим учащимся по очереди перечислить падежи.

Для закрепления и проверки умения правильно писать формы косвенных падежей разносклоняемых существительных можем предложить учащимся следующее задание. После выполнения работы организуем взаимопроверку.

Задание. Запишите по памяти разносклоняемые имена существительные в форме родительного падежа. Выделите суффиксы и окончания в записанных падежных формах.

 

II. Совершенствование умения определять тип склонения имён существительных (распределительный диктант).

 

Задание. Распределить существительные в три столбика, объясняя свой выбор.

Образец рассуждения: Существительное моль относится к третьему склонению, так как это существительное женского рода имеет нулевое окончание.

 

1 склонение 2 склонение 3 склонение

 

Батарея, коридор, ель, ёлочка, лекция, время, приключение, роскошь, окошко, конь, путь, аллея, санаторий, сон, радость, имя, дядя, живописец, радость, дедушка, Россия, знамя.

 

III. Повторение правила о написании не с глаголами (ответ на вопрос на стр. 81, запись примеров).

 

IV. Формирование правильного способа действия при выборе слитного или раздельного написания не с существительными (устное высказывание по схеме на стр. 81, упр. 778, 780 (два слова)).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: