Тема. Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова «Алёнушка».




 

Цели урока: подготовить учащихся к сочинению по картине.

 

I. Повторение сведений о В. М. Васнецове (высказывания учащихся, упр. 832 (1)).

Предоставим учащимся возможность вспомнить известные им сведения о творчестве В. М. Васнецова и назвать знакомые картины (например, «Три царевны подземного царства» (см. часть 1-ую учебника)). Если есть возможность, продемонстрируем ученикам репродукции картин Васнецова. После этого пятиклассники читают текст упр. 832 (1).

 

II. Описание картины В. М. Васнецова «Алёнушка».

Обсуждение названия картины и соответствия её сюжета сюжету русской народной сказки.

Попросим пятиклассников вспомнить сюжет русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Ребята вспомнят, что колдунья в сказке топит Алёнушку, чтобы предстать в её образе перед добрым и честным купцом, её мужем. К речке приходит превращённый в козлёночка её брат и просит защитить его от колдуньи. Сестрица с горечью отвечает, что серый камень тянет её на дно.

Пятиклассники приходят к выводу, что сюжет картины лишь отдалённо напоминает произведение устного народного творчества, но, взглянув на репродукцию, мы сейчас же вспоминаем сказку.

Наверное, это происходит потому, что художник назвал свою героиню Алёнушкой и изобразил её у омута. Но прежде всего роднит эту картину со сказочным сюжетом общее настроение, которое удалось передать в образе девушки и окружающей её природы художнику: настроение горькой печали, глубокой неизбывной тоски.

В сказках природа часто помогает добрым персонажам спастись от злых сил, защищает от преследователей. И природа на картине словно укрывает девушку от недобрых людей, сочувствует Алёнушке.

 

История создания картины.

 

Расскажем ребятам, что замысел картины пришёл к творцу, когда он был в деревне неподалёку от усадьбы Абрамцево (ребята вспомнят картину «Осень в Абрамцеве» В. Д. Поленова). Здесь Васнецову очень полюбился старый заросший пруд с густым ельником и тонкими осинками по берегам. Такие уголки природы навевают светлую грусть, и вспоминаются здесь народные песни-причитания о горькой доле молодой крестьянской девушки.

«Алёнушка, - рассказывал В. М. Васнецов, -- как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё».

Художнику удалось выявить и воплотить на полотне реальную основу поэтического вымысла русского народа: он изобразил простую крестьянскую девочку-сиротку, которая плачет на камне у омута, печалясь о своей горькой судьбе. Наверное, она не может найти сочувствия у людей, поэтому убежала в глубокую чащу, где ищет утешения у природы.

 

Описание героини.

 

Попросим пятиклассников назвать те детали в облике героини картины, которые позволяют им понять, что перед ними не персонаж сказки, а простая крестьянская девушка.

В ходе внимательного рассмотрения изображения героини ребята отметят, что девушка сидит на камне босая, на ней ситцевый поношенный цветастый сарафан и выцветшая голубая кофта. Видимо, пробираясь через чащу, она потеряла платок, и косы её расплелись, волосы растрепались. Загорелые руки девушки загрубели от работы.

Предложим теперь ученикам описать детали облика Алёнушки: позу, лицо, взгляд.

Девушка сидит на сером камне, сложив на коленях усталые руки и положив голову на переплетённые пальцы. Одиночество и глубокое страдание выражаются во всём её облике. Горькая обида, безысходная печаль словно пригнули девушку к земле. Растрепанные каштановые волосы рассыпались по тонкой шее и плечам, прядями падают на лицо и свешиваются вниз.

Лицо Алёнушки устало и бледно, на щеках лежат тени от слёз. Широко открытые глаза затуманены слезами и устремлены в тёмные воды омута. Наверное, девушка долго и безутешно плакала, и последний горестный вздох только что сорвался с её полуоткрытых губ.

 

Описание природы.

 

Настроение, которое разлито в природе, тонко согласовано с чувствами героини. Пейзаж проникнут поэтической грустью, природа словно утешает девочку, которая убежала далеко от людей выплакать своё горе деревьям, тёмной воде лесного омута.

За спиной Алёнушки сдвинулись тёмные ели, густая чаща дремучего леса ограждает её от недобрых людей. Тёмно-зелёные верхушки елей вырисовываются на бледно-сером небе, они окутаны лёгкой дымкой. Тонкие осинки с поникшей листвой грустно роняют золотые листочки в холодную осеннюю воду.

Гладкая безжизненная поверхность омута пугает своей неподвижностью и темнотой. Темные воды мрачно хранят горькую тайну. Жёлтые листья застыли на поверхности, неясные блики-отражения уходят в глубину.

Поникла желтеющая трава, и притихли птицы. Сумрачно осеннее небо, и деревья, и вода замерли в безмолвном сострадании. Кажется, тронутая дыханием осени природа тоскует вместе с девушкой.

Колорит картины созвучен душевному состоянию героини. Краски увядающей осенней природы: тусклое серое небо, тронутая желтизной листва, побуревшая поздняя трава, поблёкшие камыши и прибрежная осока – сливаются с её глубоким душевным переживанием.

Художнику удалось воплотить в картине представление русского человека о том, что природа способна откликаться на мысли и чувства людей и сопереживать их горю. Это представление выражено в русских народных песнях, сказках и других произведениях устного народного творчества, и в картине «Алёнушка» Васнецов сумел наиболее полно и проникновенно выразить лирическую поэзию родного народа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: