III. Работа над речевым оформлением сочинения.




1. Упр. 832 (3).

Запись и орфографический анализ словосочетаний, использованных в ходе устного описания картины.

 

В ряду других использованных в устной речи и записанных в тетрадь словосочетаний могут быть записаны следующие сочетания слов.

 

Поэтический вымысел, лирическая поэзия родного народа, горькая доля, глубокая тоска, безысходная печаль, крестьянская девочка-сиротка, ситцевый поношенный цветастый сарафан, выцветшая голубая кофта, загорелые руки, растрепанные каштановые волосы, усталое бледное лицо с тенями от слёз, широко открытые глаза, горестный вздох, старый заросший пруд, природа словно сочувствует девочке, густая чаща дремучего леса, бледно-серое небо, холодная осенняя вода, безмолвное сострадание, увядающая осенняя природа.

 

IV. Обсуждение предлагаемого плана сочинения и возможного содержания его частей (упр. 832 (4)).

Д. з.: написать сочинение по картине В. М. Васнецова «Алёнушка».

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 5 мин., II этап –20 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 10 мин.

 

 

Уроки 160-166.

Тема. Морфологические признаки имени прилагательного.

 

Уроки 160-162.

Тема. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные (§ 63).

 

Цели урока: 1) формировать представление о семантических и грамматических особенностях качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных;

2) учить опознавать прилагательные разных разрядов на основе их семантико-грамматического анализа.

 

I. Формирование представления о разрядах имён прилагательных по значению (чтение и анализ схемы на стр. 103-104).

 

Говоря об особенностях предъявления информации в тексте на стр. 103-104 (вопрос на стр. 102), учащиеся отмечают, что разряды имён прилагательных описаны в схеме, которая даёт возможность последовательно сопоставить прилагательные этих разрядов по ряду признаков: 1) вопрос и общее значение; 2) способность образовывать краткую форму; 3) способность образовывать степени сравнения; 4) сочетаемость с наречиями очень, весьма; 5) способность вступать в антонимические отношения; 6) наличие в них особых суффиксов.

Порядок работы с этим текстом может быть следующим. Прежде всего необходимо осмыслить различия в значении прилагательных этих разрядов. Затем нужно проанализировать информацию об особенностях качественных имён прилагательных и научиться перечислять эти признаки, имея в виду, что у прилагательных других разрядов они отсутствуют. Третьим шагом может быть заучивание суффиксов относительных и притяжательных имён прилагательных. После этого уже можно связать воедино выученную и осмысленную информацию и рассказать о прилагательных трёх разрядов в сопоставлении, приводя примеры.

Можем также предложить такую форму работы: ученики каждого ряда подготовят высказывание об особенностях значения прилагательных одного из разрядов, а затем представители рядов расскажут о прилагательных этого разряда классу. Думаем, полезно будет предложить учащимся назвать примеры прилагательных, чтобы отвечающие у доски опознали прилагательное «своего» разряда и объяснили приведённый одноклассниками пример.

Можно повторить такую работу, перераспределив задание: каждый ряд теперь будет готовить высказывание о прилагательных другого разряда. Затем все учащиеся готовят высказывание об особенностях качественных прилагательных в сравнении с относительными и притяжательными и, наконец, об особых суффиксах относительных и притяжательных прилагательных.

Проанализировав теоретический материал, учащиеся приходят к выводу, что прилагательные трёх разрядов различаются и по значению, и по некоторым грамматическим признакам.

 

II. Формирование умения опознавать прилагательные разных разрядов на основе их семантико-грамматического анализа (упр. 833, 835).

 
 


В сильном классе и в классе средней успеваемости нам видится целесообразным при условии совместной предварительной работы с теоретическим материалом предоставить учащимся возможность самостоятельно поработать с упражнением. Затем организуем проверку, в ходе которой учащиеся по всем признакам анализируют те прилагательные, в отнесённости которых к определённому разряду были допущены ошибки.

В слабом классе необходимо подробно проанализировать несколько первых примеров.

 

III. Совершенствование умения использовать в речи прилагательные разных разрядов с особой стилистической функцией и тренировка в умении определять разряд прилагательных (упр. 836).

 

Выполнение упр. 836, думаем, будет целесообразно выполнить совместно, обсуждая уместность-неуместность отдельных прилагательных, степень точности определения и возможность-невозможность лексической сочетаемости названных прилагательных с данными в упражнении существительными. Учитель также поможет опознать причастия, которые будут называть учащиеся.

 

У пятиклассников в тетрадях появится примерно следующая запись:

 

хозяин     газета     сосед     котёнок   крыша   платье   суп   велосипедист   ученик радушный, гостеприимный   полезная, информативная   приятный, добрый     весёлый, шаловливый   надёжная, крепкая   нарядное, яркое   вкусный, наваристый   выносливый, упорный   старательный, прилежный нерадивый, расточительный   ненужная, неинтересная     надоедливый, неприветливый   глупый, шкодливый   дырявая, старая   мятое, некрасивое   жидкий, несолёный   усталый, неудачливый   ленивый, неряшливый  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: