I. Проверка домашнего задания.




Проверить знание орфографического минимума можно разными способами: 1) составить диктовку из пятнадцати словосочетаний на основе двух упражнений; 2) в сильном классе включить в орфографический минимум упр. 910 3-5 словосочетаний из упр. 891; 3) в слабом классе заменить 3-5 словосочетаний в упр. 910 словосочетаниями из упр. 891; 4) провести самодиктант: ученики называют те словосочетания, которые они запомнили, класс записывает первые 15 из названных.

 

II. Повторение сведений о постоянных морфологических признаках глагола (работа с вопросами на стр. 134).

 

III. Осознание смысловых различий глаголов разных видов и формирование умения различать глаголы совершенного и несовершенного вида (анализ схемы на стр. 134, упр. 912, 911 (строки 1,2)).

 

IV. Совершенствование умения определять начальную форму глагола с учётом вида (упр. 901 (3-5 строки)).

 

V. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.

Учащиеся ещё раз перечисляют постоянные морфологические признаки глагола и рассказывают о различиях глаголов совешенного и несовершенного вида.

Д. з.: 1) устное высказывание по схеме на стр. 134;

2) упр. 911 (3-5 строки).

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 15 мин., II этап – 3 мин., III этап – 12-15 мин., IV этап – 10 мин., V этап – 3 мин.

Урок 177.

Тема. Вид глагола. Закрепление (§ 70).

Цель урока: 1) сформировать представление о видовой паре и о способах образования таких пар;

2) формировать правильный способ выбора написания суффиксов глаголов несовершенного вида –ыва- (-ива-) и –ова- (-ева-).

 

I. Повторение сведений о виде глагола (проверка домашнего задания).

 

II. Формирование представления о видовых парах и овладение способами их образования (анализ текста на стр. 136, упр. 913).

 

III. Овладение умением правильно выбирать на письме суффиксы глаголов несовершенного вида –ыва- (-ива-) и –ова- (-ева-) (внимательное чтение правила на стр. 136, упр. 916, 917).

Выполняя задание упр. 917, учащиеся могут употребить в предложениях глаголы разглядывать, прицениваться, оценивать (качество), использовать, учитывать (фасон, возраст и др.), подсчитывать (необходимое количество ткани, общую стоимость и др.), пробовать на ощупь, дотрагиваться и т. п.

 

{ф}IV. Тренировка в умении составлять тексты-описания действия (упр. 914).

V. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.

Учащиеся рассказывают о видовых парах глагола (различиях глаголов в видовых парах и их образовании) и описывают правильный способ действия при определении правильного написания глаголов несовершенного вида с суффиксами –ыва- (-ива-) и –ова- (-ева-).

Д. з.: 1) подробный пересказ текстов на стр. 136, 137;

2) упр. 915, по желанию – упр. 918;

Примерное распределение времени урока: I этап – 3 мин., II этап – 10-12 мин., III этап – 15 мин., IV этап – 10-12 мин., V этап – 3 мин.

Урок 178.

Тема. Переходные и непереходные глаголы (§ 70).

Цель урока: дать представление о семантико-синтаксических различиях переходных и непереходных глаголов и учить различать глаголы этих групп.

 

I. Проверка умений по темам «Инфинитив», «Вид глагола» (самостоятельная работа).

Самостоятельная работа.

Задание 1. Запишите глаголы и укажите их морфемный состав.

Приберечь, улечься, позаниматься, обойти, захватить.

Задание 2. Запишите рядом с каждым глаголом его неопределённую форму.

Растут, вырастят, вырастают, выращиваются.

 

Задание 3. Запишите рядом с каждым глаголом его видовую пару. Укажите морфемы, которыми различаются глаголы каждой пары.

 

Тащить -- …, дёргать -- …, читать -- …, говорить -- …, считать -- ….

 

Задание 4. Запишите глаголы, вставляя пропущенные буквы. В скобках укажите проверочные формы.

 

Подгляд_вать, распис_ваться, чувств_вать, высказ_ваться, отбрас_вать, честв_вать, отскак_вать, расслед_вать, отчит_вать, обрад_вать.

 

{ф}Задание 5. Диктовка из словосочетаний упр. 891 и 910, которые не вошли в диктант на уроке № 176.

 

Примечание. Задание 5 оценивается отдельно.

II. Формирование представления о переходных глаголах (внимательное чтение текста на стр. 138).

 

Постараемся добиться от учащихся осмысления того, что все глаголы в русском языке делятся на переходные и непереходные по двум признакам: особенностям значения и способности-неспособности сочетаться с существительными в винительном падеже без предлога, причём эта синтаксическая особенность также обусловлена различием в значении глаголов двух групп.

 

IV. Формирование умения различать переходные и непереходные глаголы (упр. 920).

 

Выполнив задание 2 упражнения, учащиеся приходят к выводу о том, что, когда к приведённым в качестве примеров глаголам добавляется суффикс -ся, образуются непереходные глаголы. Таким образом, переходные глаголы не могут иметь суффикс –ся.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: