V. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.




Учащиеся рассказывают о значении, образовании и изменении форм условного наклонения глаголов и приводят свои примеры.

Д. з.: 1) подробный пересказ текста на стр. 144;

2) упр. 935.

Примерное распределение времени урока: I этап – 3-5 мин., II этап – 5-7 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 20 мин., V этап – 3 мин.

Уроки 183-185.

Тема. Повелительное наклонение (§ 74).

Урок 183.

Тема. Значение, образование, изменение форм повелительного наклонения глагола (§ 74).

Цели урока: 1) сформировать представление о значении, образовании, изменении глаголов в повелительном наклонении;

2) формировать умение образовывать формы повелительного наклонения глаголов;

3) отрабатывать умение использовать глаголы в повелительном наклонении в собственной речи.

I. Проверка знания сведений об условном наклонении и умения образовывать, изменять и правильно оформлять на письме формы условного наклонения глаголов (проверка домашнего задания).

Один из вариантов проверки умения правильно оформлять на письме и опознавать формы условного наклонения глаголов – предложить учащимся записать под диктовку текст домашнего упражнения и подчеркнуть формы условного наклонения глаголов как член предложения.

После этого предложим учащимся задание, проверяющее умение образовывать и изменять глаголы в условном наклонении.

 

Задание. Образуйте все формы условного наклонения глаголов расстилать, сберечь, удивиться.

 

II. Формирование представления о значении, образовании, изменении и использовании в речи глаголов в повелительном наклонении (внимательное чтение и пересказ текста на стр. 146-147, упр. 937).

 

III. Совершенствование умения использовать глаголы в повелительном наклонении в собственной речи (упр. 938).

 

IV. Формирование умения образовывать формы единственного и множественного числа повелительного наклонения (упр. 940).

 

Рассмотрев содержание данной в упражнении таблицы, пятиклассники ещё раз обратят внимание на то, что формы повелительного наклонения глаголов образуются от основы настоящего (или будущего простого) времени. Также ещё раз заострим внимание учеников на том, что при образовании форм наклонения от возвратных глаголов значение возвратности сохраняется и выражается с помощью постфикса -ся.

 

V. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.

Учащиеся рассказывают о значении, образовании, изменении и употреблении форм повелительного наклонения глагола.

Д. з.: 1) подробный пересказ текста на стр. 146;

2) упр. 939.

Примерное распределение времени урока: I этап – 15 мин., II этап – 15 мин., III этап – 5 мин., IV этап – 7 мин., V этап – 3 мин.

 

 

Урок 184.

Тема. Орфограммы в формах повелительного наклонения глагола (§ 74).

Цели урока: 1) отрабатывать умение образовывать формы повелительного наклонения глаголов;

2) формировать навык написания ь после шипящих в формах повелительного наклонения глаголов;

3) организовать сравнительный анализ форм повелительного наклонения и глаголов в настоящем (будущем) времени изъявительном наклонении.

I. Отработка умения образовывать формы повелительного наклонения глаголов и употреблять их в собственной речи (проверка домашнего задания, упр. 941, {ф} тренировочное задание).

 

В ходе проверки выполнения домашнего задания подводим пятиклассников к осмыслению связи между наклонением глагола и целью высказывания предложения.

Если у пятиклассников возникли затруднения при выполнении письменного домашнего задания, предоставим им возможность потренироваться в образовании форм повелительного наклонения глаголов.

 

Задание. Образуйте все формы повелительного наклонения глаголов.

 

Заниматься, заняться, увлечься, увлекаться, разбираться, разобраться.

 

II. Формирование навыка использовать ь после шипящих в формах повелительного наклонения глаголов (чтение правила на стр. 149, упр. 945 (1), упр. 946 (1-2 строки)).

 

Второе задание упр. 945 содержит также задание с помощью схемы из упр. 236 восстановить в памяти сведения о написании ь после шипящих в других формах глагола. В сильном классе можно предложить учащимся самостоятельно вспомнить эти сведения и лишь затем обратиться к схеме.

 

III. Формирование умения различать формы повелительного наклонения и формы изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа и выбирать правильное написание этих форм (упр. 947, 948 (2-4 глаголы)).

IV. Подведение итогов урока (пересказ правила о написании ь в форме повелительного наклонения глагола, упр. 949) и определение домашнего задания.

Д. з.: 1) упр. 945 (2);

2) упр. 946 (строчки 3-6);

3) упр. 948 (5-8 глаголы).

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 7-15 мин., II этап – 10 мин., III этап – 15 мин., IV этап – 5 мин.

 


Опыт показывает, что для учащихся часто оказывается сложным различение орфограммы в личном окончании глагола в изъявительном наклонении 2-ом лице множественном числе и орфограммы в суффиксе формы повелительного наклонения множественного числа.

Нам кажется оправданным прежде всего ориентировать учащихся на осмысление значения использованных в предложении форм (действие, которое происходит на самом деле – призыв к действию) и соотнесение с этим значением вида предложения по цели высказывания. Зададим ученикам вопрос: «В каком по цели высказывания предложении используется глагол в повелительном наклонении, а в каком – глагол в изъявительном наклонении?» и попросим их сделать вывод.

Следующий шаг – определение морфемного состава глагольных форм. В форме повелительного наклонения множественного числа учащиеся выделяют суффикс -и- и окончание –те, в изъявительном наклонении – личное окончание.

И, наконец, у глагола в изъявительном наклонении учащиеся определяют спряжение, в зависимости от спряжения пишут –е или –и.

 

 

Урок 185.

Тема. Повелительное наклонение. Закрепление (§ 74).

Цели урока: 1) развивать навыки орфографически правильного написания форм повелительного наклонения глагола;

2) совершенствовать умение использовать формы повелительного наклонения глаголов в собственной речи.

 

I. Тренировка в умении орфографически правильного написания глаголов в формах повелительного наклонения (проверка домашнего задания, диктант «Проверяю себя», предупредительный диктант).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: