Ученики рассказывают об изменении глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам и делают необходимые отметки в схеме.




 

Задание. Проспрягайте в будущем времени глаголы расстроиться, бороться. Окончания выделите.

 

5. Учащиеся говорят об изменении глаголов в повелительном наклонении по числам и отмечают, что глаголы в этом наклонении могут употребляться в значении 2-го и 3-го лица (напиши(те) – пусть напишет(ут)).

 

Учитель также может задать дополнительный вопрос о том, от какой основы образуются формы повелительного наклонения 2-го лица глагола.

 

Задание. Образуйте все формы повелительного наклонения данных глаголов. Объясните орфограммы.

 

Развлечься, приготовить, спрятать.

 

6. Попросим пятиклассников определить, есть ли уже в схеме те сведения, которые нужны для заполнения последнего столбика. Пятиклассники определят, что глаголы в повелительном наклонении изменяются так же, как и глаголы в изъявительном наклонении прошедшем времени, так как формы условного наклонения образуются путём присоединения частицы бы (б) к форме прошедшего времени глагола.

 

Задание. Составьте схемы, по которым строятся все формы глаголов в условном наклонении.

 

II. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.

Подводя итоги, учащиеся составляют устное высказывание по схеме и приводят свои примеры.

 

Непостоянные признаки глагола.

 

Наклонение глагола

Изъявительное
Прошедшее время   Род (в ед. ч.), число. Настоящее время (у глаголов несовершенного вида)     Лицо, число Будущее время   Лицо, число
Повелительное Лицо, число Условное Род (в ед. ч.), число

Д. з.: 1) провести полный морфологический разбор всех глаголов из текста, записанного на уроке;

2) составить диктовку из 30 глагольных форм с изученными орфограммами глаголов.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 40 мин. (1 – 20 мин., 2 – 7 мин., 3 – 3 мин., 4 – 3-5 мин., 5 – 3-5 мин., 6 – 3 мин.); II этап – 5 мин.

Урок 191.

Тема. Контрольная работа № 10 (зачёт по теме «Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола»).

Цели урока: проверить умения в рамках темы «Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола».

 

Зачёт.

Задание 1. Составьте и запишите три предложения с глаголом заниматься (1 вариант) и глаголом удивляться (2 вариант), использовав его в разных наклонениях.

Задание 2. Образуйте формы времени глаголов задержаться, задерживаться (1 вариант) и показаться, показываться (2 вариант).

Задание 3. Проспрягайте глаголы расклеить, расстелиться (1 вариант) и расслышать, раскашляться (2 вариант). Личные окончания выделите.

Задание 4. Запишите под диктовку текст.

Однажды осенью мальчик проснулся среди ночи. Озеро дышало в окна сырым туманом. В нём чудились хриплые и протяжные звуки, словно великан трубил в охотничий рог.

Утром мальчик увидел, что на озере пролётом остановились лебеди. Весь город высыпал на берег, чтобы полюбоваться на прекрасных птиц.

На озере лебеди погостили недели две и улетели. После их отлёта повалил снег, забелил берега и не скоро растаял.

(По С. Романовскому)

Задание 5. Выпишите из второго абзаца текста глаголы с орфограммами. Орфограммы обозначьте.

Задание 6. Укажите вид глаголов первого абзаца.

Задание 7. Из последнего абзаца выпишите переходный глагол.

Задание 8. Укажите морфемный состав одного из возвратных глаголов из текста (на выбор).

Задание 9. Перечислите непостоянные морфологические признаки глаголов погостили (1 вариант) и улетели (2 вариант).

 

Урок 192.

Тема. Безличные глаголы (§ 76).

Цели урока: 1) сформировать представление о безличных глаголах: значении, семантических группах, грамматических особенностях, роли в предложении;

2) дать понятие об употреблении личных глаголов в значении безличных.

 

I. Анализ контрольных работ.

 

II. Формирование представления о безличных глаголах (работа с текстом на стр. 158-159, упр. 975).

 

Учебная игра. «Взаимоопрос».

 

Чтобы учащиеся лучше усвоили новый материал, предложим им после совместного внимательного прочтения составить вопросы к каждой части и задать их классу. Такую работу можно организовать следующим образом. Ученик задаёт вопрос по тексту и называет того, кто будет на этот вопрос отвечать. Если ученик, которому был задан вопрос, не может ответить или отвечает неточно, то задавший вопрос ученик отвечает или вносит поправки в ответ одноклассника и задаёт следующий вопрос другому ученику. Если этот ученик отвечает, то ему переходит право задать свой вопрос. Условие: вопросы не должны повторяться.

III. Формирование умения использовать безличные глаголы в собственной речи (упр. 976).

Сопоставляя двусоставные предложения с составленными безличными, учащиеся определят различия и в семантике, и в грамматической организации.

 

IV. Формирование представления об употреблении личных глаголов в значении безличных и отработка умения конструировать с ними предложения (чтение текста на стр. 160, упр. 977).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: