V. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.




Учащиеся раскрывают значение безличных глаголов, называют их семантические группы и определяют грамматические особенности.

Д. з.: 1) пересказ текстов на стр. 158-159, 160;

2) упр. 979.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 10 мин., II этап – 15 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 7-10 мин., V этап – 2 мин.

 

 

Урок 193.

Тема. Изложение текста-повествования.

Цель урока: формировать умение правильно использовать видо-временные формы глагола при изложении текста-повествования

 

I. Повторение сведений о безличных глаголах и тренировка в умении различать безличные глаголы и личные глаголы в безличном значении (проверка домашнего задания, упр. 978).

 

II. Подготовка к изложению текста упр. 981.

 

После выразительного чтения и объяснения его названия предложим учащимся обратить внимание на видо-временные формы глаголов, которые в нём использованы (по абзацам).

В первом абзаце в 1-2 предложениях автор использует глаголы несовершенного вида в настоящем времени, чтобы передать длительность действия и показать, что пингвины не только любопытные, но и настойчивые в своём стремлении понять происходящее. Этой же цели служат глаголы во втором предложении второго абзаца.

В первом предложении третьего абзаца использованы глаголы совершенного вида в прошедшем времени вышел и собралась (толпа пингвинов), так как речь идёт о уже совершённом однократном действии. Автор таким образом задаёт микротему абзаца. В последующих предложениях абзаца автор разъясняет, как происходило это действие, описывает его с помощью глаголов несовершенного вида в настоящем времени. Таким же образом построены второй и четвёртый абзацы.

В последнем абзаце в первом предложении употреблены глаголы совершенного вида в прошедшем времени. Эти глаголы с приставкой за- обозначают начало действия. Пингвины начали кричать и галдеть, после того как автор согрел (сов. вид, пр. вр. – указание на однократность действия и достижение результата) чай и выключил (сов. вид, пр. вр. – указание на однократность действия и достижение результата) примус.

В предпоследнем предложении текста (Я им примус просто так зажигал) используются глаголы несовершенного вида в прошедшем времени, так как автор говорит о том, что он неоднократно развлекал пингвинов, зажигая примус. В последнем предложении использован глагол в повелительном наклонении.

После анализа использованных видо-временных форм учащиеся могут выписать глаголы в тех формах, которые употребил автор, и приступить к письменному пересказу текста. В сильном классе усложним задание: глаголы выписываются в инфинитиве, с тем чтобы учащиеся вспомнили, в каих формах эти глаголы были использованы автором.

 

III. Письменный пересказ текста.

 

IV. Определение домашнего задания.

Д. з.: упр. 980.

Примерное распределение времени урока: I этап – 5-10 мин., II этап – 15 мин., III этап – 20 мин., IV этап – 1 мин.

Уроки 194-195.

Тема. Синтаксическая роль глагола.

Урок 194.

Тема. Глагол как член предложения (§ 77).

Цели урока: 1) обобщить сведения о роли в предложении глаголов разных грамматических групп: инфинитив; формы изъявительного наклонения, формы условного и повелительного наклонений; безличные глаголы;

2) совершенствовать умение определять роль глагольных форм в предложении.

 

I. Проверка домашнего задания.

 

На усмотрение учителя может быть проведена самостоятельная работа: письмо по памяти того четверостишья, которое выбрали в ходе домашней работы учащиеся и морфологический разбор безличного глагола из этого четверостишья.

 

II. Повторение сведений о роли глагола в словосочетании (упр. 982).

 

III. Повторение и обобщение сведений о роли глагола в предложении (упр. 983).

 

Распределим подготовку высказывания между группами учащихся, предложив каждой группе по одному вопросу. По истечении времени, отведённого на подготовку, представитель каждой группы даёт классу подробный ответ, сопровождая его примерами, и отвечает на дополнительные вопросы одноклассников. Класс записывает примеры, которые диктует отвечающий.

 

IV. Совершенствование умения определять синтаксическую роль инфинитива и умения конструировать предложения с составным глагольным сказуемым (термин не вводится) и со сказуемым, выраженным формой повелительного наклонения глагола (упр. 985, 986).

 

V. Подведение итогов урока и определение домашнего задания.

Учащиеся рассказывают о синтаксической роли глагола в словосочетании и предложении.

Д. з.: упр. 984.

Примерное распределение времени урока: I этап – 10 мин., II этап – 5 мин., III этап – 10-12 мин., IV этап – 15 мин., V этап – 3 мин.

Резерв – упр. 987.

Урок 195.

Тема. Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи (§ 77).

Цели урока: 1) совершенствовать умение пользоваться различными лингвистическими словарями при определении орфоэпических, грамматических, лексических норм;

2) определять роль глагольных форм в предложении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: