Тема. Повторение по итогам года. Правописание морфем. Орфограммы глагола.




Цель урока – 1) закреплять в сознании учащихся представление о морфемном (морфологическом) принципе русской орфографии как ведущем и отрабатывать умение использовать этот принцип при выборе написания;

2) тренировать в умении проводить морфемный и морфологический анализ существительных, прилагательных и глаголов.

 

I. Проверка умения опознавать изобразительно-выразительные средства языка и определять их назначение в художественной речи (проверка домашнего задания).

 

II. Отработка умения использовать морфемный (морфологический) принцип русской орфографии при выборе написания в словах (упр. 1009).

Отвечая на вопросы задания 1 (упр. 1009), учащиеся определят, что слова синица, пташка, егоза, франтиха, умница не являются синонимами, так как имеют разные лексические значения. Существительные пташка, егоза, франтиха и умница поэт использует, чтобы охарактеризовать синицу (умная, весёлая, шустрая и деловитая птичка) и выразить своё к ней отношение. Каждое из этих слов имеет свои синонимы: пташка – птичка, егоза – непоседа, франтиха – щеголиха, умница – разумница (разг.).

В сильном классе можем напомнить учащимся, что слова, которые используются автором для обозначения одного и того же лица (предмета) в рамках одного текста называют контекстными синонимами (в отличие от синонимов языковых).

 

III. Повторение сведений о правописании глаголов и совершенствование умения выбирать правильное написание (упр. 1010).

 

Предложим учащимся при подготовке устного высказывания записать свои примеры, которые они используют в процессе ответа.

 

IV. Определение домашнего задания.

Д. з.: 1) повторить §§ 28, 29;

2) подобрать и записать 7-10 предложений с разными пунктограммами.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 7-10 мин., II этап – 20-25 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 2 мин.

 

Урок 202.

Тема. Повторение по итогам года. Простое осложнённое предложение. Сложные предложения.

 

Цель урока – отрабатывать навыки правильного пунктуационного оформления простых осложнённых и сложных предложений.

 

I. Повторение сведений о структуре простых осложнённых и сложных предложений и отработка навыка их правильного пунктуационного оформления (проверка домашнего задания – объяснительный взаимодиктант).

 

Предложим учащимся поочерёдно продиктовать одноклассникам по одному примеру записанных дома предложений. Пятиклассники записывают предложения и проводят их пунктуационный анализ.

 

II. Пунктуационный и смысловой анализ текста (упр. 1011).

 

III. Определение домашнего задания.

Д. з.: упр. 1013.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 10 мин., II этап – 30-35 мин., III этап – 1 мин.

 

Урок 203.

Тема. Повторение по итогам года. Разученный диктант.

 

Цель урока – потренировать учащихся в орфографическом и пунктуационном анализе текста и записи его под диктовку.

 

Диктант проводится по тексту упр. 1014.

 

Д. з.: 1) повторить § 30;

2) подобрать и записать 5-7 примеров предложений с прямой речью, составить схемы;

3) проверить предыдущую домашнюю работу (выполнение упр. 1013).

 

 

Урок 204.

 

Тема. Повторение по итогам года. Языковой анализ текста.

Цель урока – потренировать учащихся в языковом анализе текста.

 

I. Анализ разученных диктантов. Проверка домашнего задания.

 

Один из вариантов проведения проверки домашнего задания – взаимодиктант в парах: учащиеся диктуют друг другу по два предложения с прямой речью, после чего проводится взаимопроверка.

После этого пятиклассники проводят устный орфографический и пунктуационный анализ текста домашнего упражнения.

 

II. Языковой анализ текста.

 

Языковой анализ можно провести на материале текста домашнего упражнения.

Фонетический разбор: затеял.

 

Морфемный разбор.

 

1. Укажите морфемный состав глаголов вылез, погреться, встал, зажмурился, зачесалось.

2. Выпишите из второго абзаца текста существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в той форме, в которой они употреблены в тексте, и запишите их в составе словообразовательных пар (лапками, коготками, шёрстку, гребешком, цветочками).

 

Морфологический разбор.

1. По окончаниям существительных (см. предыдущее задание) определите их непостоянные признаки. Запишите эти существительные в начальной форме и определите постоянные признаки.

2. Проведите морфологический разбор глагола зажмурился.

3. Выпишите из второго абзаца текста формы повелительного наклонения глаголов и измените их по числам.

 

Синтаксический разбор.

Провести полный синтаксический разбор первого предложения текста.

 

Примерное распределение времени урока: I этап – 15 мин., II этап – 25 мин., III этап – 5 мин.

 

Д. з.: 1) перечитать классную работу;

2) запишите текст и проведите языковые разборы.

 

В яркой синеве над могучими соснами скапливаются белые облака. Высоко перекатывается гром, и начинает сыпать сквозь солнце блестящий дождь, который быстро превращается от зноя в душистый сосновый пар.

(По И. Бунину)

 

1. Озаглавьте текст. Выпишите изобразительно-выразительные средства и объясните их роль в тексте.

2. Проведите морфологический разбор существительного, прилагательного и глагола.

3. Проведите синтаксический разбор первого предложения и пунктуационный – второго.

 

Урок 205.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: