Тема. Контрольная работа № 12 (контрольный диктант с языковым анализом текста по итогам года).




 

Цель работы: проверить умения учащихся в рамках изученных в курсе пятого класса разделов лингвистики.

 

 

Высокий уровень подготовки.

 

Диктант.

 

Пришла весна. Из земли показалась зеленая стрелочка. Она быстро росла, потом раздели­лась на два листочка. Между ними появился маленький ро­сток.

Однажды утром мы с Толей увидели, что росток расцвел белыми колокольчиками. Толю поразила красота ландыша. Он не мог оторвать глаз от цветка. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать ландыш. «Подожди, не срывай. Сначала скажи, какой он красивый», -- остановил я Толю.

Мальчик посмотрел на колокольчики ландышей. Они были похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя, и еще на что-то удивительно красивое.

В эти мгновения в его душе, как музыка, зазвучало сло­во. Маленький человек тихо прошептал: "Как снежные пушинки. Как серебряные колокольчики. Растите, ландыши!»

(По В. Сухомлинскому)

(104 слова)

 

 

Языковой анализ текста (по разделам).

 

Текстоведение.

1. Озаглавьте текст фразой из текста.

2. Определите тип речи текста.

3. Объясните, почему мальчик не стал срывать ландыш.

 

Фонетика.

4. Проведите фонетический разбор слова появился.

 

Морфемика и словообразование.

5. Выпишите из третьего (1 вариант) и четвёртого (2 вариант) абзацев текста существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Запишите их в составе словообразовательных пар.

 

Лексикология и фразеология.

6. Напишите название изобразительно-выразительного средства, которое использовал автор в последнем абзаце. Выпишите примеры. С какой целью использован этот троп?

7. Выпишите из текста фразеологизм.

 

Морфология.

8. Из второго абзаца выпишите глаголы в повелительном наклонении и измените по числам. Выделите окончания.

9. Выпишите из последнего абзаца текста глаголы зазвучало (1 вариант) и прошептал (2 вариант) и проведите их морфологический разбор.

 

Синтаксис.

 

10. Проведите полный синтаксический разбор предложения Из земли показалась зелёная стрелочка (1 вариант) и Между ними появился зелёный росток (2 вариант).

 

Примечание. Текст диктанта предлагался в качестве текста для прослушивания и смыслового анализа на одном из уроков, что облегчает работу учащихся с вопросами по текстоведению.

Обратим внимание учащихся на то, что заголовок должен быть представлен фразой из текста (это обозначено в задании). Единственно возможный вариант при такой постановке вопроса – «Растите, ландыши!». Тип речи текста – повествование с элементами описания.

При проверке ответа на вопрос 3 учитываем способность учащихся выразить мысль о том, что слово обладает большой силой: часто оно помогает осознать красоту окружающего мира. На оценку этой части ответа могут также повлиять и высказывания учащихся следующего содержания:

-- мы должны беречь красоту;

-- человек должен всегда обдумывать свои поступки, чтобы не разрушить красоту, которая дарит ему радость;

-- человек по-настоящему может быть счастлив, только когда он сохраняет красоту, созидает, а не разрушает её.

 

Средний уровень подготовки.

Диктант.

 

К дому Чайковских подступали белые берёзы. Берёзовые рощи росли вокруг озера.

Однажды мальчик увидел раненую берёзку. Из надреза на коре сочилась влага. Мальчик вскрикнул, зажал рану рукой, заклеил листьями, замазал глиной. Он гладил атласную кору берёзы и шептал: «Потерпите, пожалуйста. Сейчас всё пройдёт».

Через много лет он будет ездить с концертами по всему миру. Гения русской и мировой культуры будут встречать с восхищением везде: в Германии, во Франции, в Англии, в Америке. И везде Пётр Ильич Чайковский будет тосковать по России, по её белым берёзам.

Берёза для композитора – лик Родины, а светлый ропот ветвей –приветный голос России.

 

(По С. Романовскому)

 

(97 слов)

 

 

Задание 1. Определите тему и идею текста.

 

Задание 2. Выпишите из текста пять слов с орфограммами, изученными в течение года. Орфограммы обозначьте.

 

Задание 3. Укажите морфемный состав слов подступали (1 вариант), вскрикнул (2 вариант).

 

Задание 4. Проведите морфологический разбор форм (к) дому (1 вариант), (вокруг) озера (2 вариант).

 

Задание 5. Проведите синтаксический разбор предложения Однажды мальчик увидел раненую берёзу.

 

Задание 6. Подчеркните однородные члены в предложениях третьего абзаца.

 

 

Урок 206.

Тема. Анализ контрольных работ по итогам года. Подведение итогов учебного года.

 

Цели урока: 1) проанализировать ошибки, допущенные в контрольной работе по итогам года;

2) подвести итоги изучения курса русского языка пятого класса.

 

 

I. Анализ контрольных работ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: