Тема 6. Классификации присловных подчинительных связей




Вопросы:

1. Формальная классификация подчинительных связей. Критерий разграничения.

2. Проблема управления. Сильное и слабое управление (А.М.Пешковский).

3. Классификация подчинительных связей в “Русской грамматике” (Н.Ю.Шведова). Основания классификации.

4. Управление и падежное примыкание.

5. Классификация подчинительных связей в синтаксисе В.А.Белошапковой.

 

Практические задания:

1. Постройте схему связей слов в предложении, определите виды синтаксических связей:

1). Изучение грамматического строя языка без учета лексической его стороны, без учета взаимодействия лексических и грамматических значений - невозможно (В.В.Виноградов); 2) На следующее утро, встав с восходом солнца, мы отправились вдоль берега с намерением вернуться домой лишь к середине дня.

2. Объясните случаи сильного и слабого управления (по традиционной классификации):

Беседовать с другом, о жизни, в кабинете;

Убедить директора, в необходимости..., в письме

Увлекаться джазом, в молодости

Прикрепить бумагу кнопками, к стене, в коридоре

3. Выпишите из “Русской грамматики” примеры на управление (сильное и слабое) и падежное примыкание (по 10 примеров).

Литература:

1. Пешковский А.М. Русский синтаксис в еаучном освещении.

2. Грамматика русского языка. – М., 1960. Т.2. Ч.1. Введение.

3. Русская грамматика. Т.2. Синтаксис. Раздел «Подчинительные связи».

4. Современный русский язык /Под ред В.А.Белошапковой. Синтаксис. §§ 9-12.

 

Тема 7. Семантический аспект синтаксиса: основные понятия

Вопросы:

1. Понятие о пропозиции. Способы синтаксического представления пропозиции.

2. Предикат и актанты. Предикатная и предметная лексика.

3. Типы актантов. Разновидности субъектных, объектных и обстоятельственных актантов. Сирконстанты.

4. Предикаты. Типы предикатов по валентности. Семантические типы предикатов.

5. Связь пропозиций. Суперпредикаты.

6. Модус (модальная рамка) высказывания.

7. Актуализационные котегории модуса: модальность, персонализация, временная и пространственная локализация.

8. Квалификативные категории модуса: персуазивность, авторизация, оценочность.

 

Практические задания:

1. Определите семантические типы предикатов и покажите их валентности (актантную структуру): страшно, послать, рубить, очутиться, рассердиться, больше.

2. Охарактеризуйте семантическую структуру синтаксических единиц: выделите все пропозиции, определите связь пропозиций (в примерах Д, Е, Ж), тип каждого предиката (по валентностям и семантический), типы актантов:

А. Отъезд брата

Б. Покупка пальто

В. Крыша дома

Г. Сегодня она грустна

Д. Прогулка по лесу не состоялась из-за дождя.

Е. Жители высыпали на улицу, с любопытством рассматривая входивших в город.

Ж. Однажды вечером, подходя к винограднику, я нашел калитку запертою.

З. При своей сметливости, он, конечно, догадался, что Пугачев был им доволен.

 

Литература:

1. Современный русский язык /Под ред. В.А.Белошапковой. Синтаксис. Глава 7.

2. Шмелева Т.В. Семантический синтаксис. - Красноярск, 1988.

3. Лекции по синтаксису.

 

 

Тема 8. Коммуникативный аспект синтаксиса: основные понятия

Вопросы:

1. Объясните противопоставления:

формально-синтаксический - коммуникативно-синтаксичнский;

предложение - высказывание.

2. Высказывание как речевая и языковая единица.

3. Типология высказываний:

а) классификация высказываний по коммуникативной цели (Русская грамматика),

б) классификация высказываний по характеру актуальной информации (В.А.Белошапкова).

4. Структура высказывания. Актуальное членение (АЧ).

5. Тема и рема. Данное и новое.

6. Средства выражения АЧ:

- порядок слов,

- интонация,

- лексические показатели: знаменательные слова, местоимения, частицы, союзы,

- тема-рематические конструкции.

7. Соотношение коммуникативной и грамматической структуры.

 

Практическое задание:

Сделайте анализ АЧ высказываний в текстах. Укажите средства АЧ.

1) Некто Ивлев ехал однажды в начале июня в дальний край своего уездаТарантас с кривым пыльным верхом дал ему шурин, в имении которого он проводил лето. Тройку лошадей, мелких, но справных, с густыми сбитыми гривами, нанял он на деревне, у богатого мужика. Правил ими сын этого мужика, малый лет восемнадцати, тупой, хозяйственный (Бунин).

2) Был такой доктор. Звали его Гаспар Арнери. Наивный человек, ярмарочный гуляка, недоучившийся студент могли бы его принять за волшебника. В самом деле, этот доктор делал такие удивительные вещи, что они действительно походили на чудеса. Конечно, ничего общего он не имел с волшебниками и шарлатанами, дурачившими слишком доверчивый народ (Ю.Олеша).

 

Литература:

1. Русская грамматика. Т.2. Синтаксис. §§ 1899; 2591 - 2640. Выписать примеры, иллюстрирующие первичные и вторичные функции вопросов.

2. Современный русский язык /Под ред В.А.Белошапковой. Синтаксис. Глава 9.

3. Лекции по синтаксису.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: