Как сделать из «мусора» друга?
Поделимся опытом Ярославской области.
13 мая 2012 года в Ярославской области состоялась акция «Сделаем Ярославскую область ЧИСТОЙ!».
В этот день силами примерно 850 человек были частично или полностью очищены от мусора 27 популярных мест отдыха четырех районов области.
Важные особенности акции:
- подготовка ко дню уборок длилась в течение 5 месяцев, а информационная кампания по привлечению добровольцев – 1 месяц
- уборки проходили в разных точках области в один день
- участие в уборках – исключительно на добровольной основе
- инициаторы и участники – простые граждане, неравнодушные к проблеме мусора
Каким образом достигается эффект распространения экологических знаний?
1 – через вовлечение людей в проблему мусора и конкретную деятельность по её решению.
С декабря 2011 года инициаторы искали специалистов из разных областей знаний для помощи в подготовке и проведении акции. В итоге команда организаторов пополнилась экологами, биологами, программистами, общественниками, дизайнерами, краеведами, преподавателями, юристами, представителями органов власти и СМИ. В ходе подготовки акции все участники и помощники приобрели большой опыт организаторской деятельности, погрузились глубже в проблемы окружающей среды, узнали способы исправления ситуации своими силами в сотрудничестве с разными институтами общества. Сформировалось неформальное общественное движение с горизонтальной структурой и большими человеческими ресурсами.
2 – информационная кампания акции затронула десятки тысяч людей.
В ходе подготовки публиковались статьи на близкие к акции темы экологической направленности. В информационной кампании использовались: социальная сеть ВКонтакте (порядка 500 непосредственных читателей, 1500 – опосредованных и неизвестное количество читателей продублированных записей и просто посетителей группы), новостная рассылка на сайтах chistyi-yar.ru и sdelaem76.ru – около 300 подписчиков, рассылка статей по СМИ: около 10-ти газетных публикаций, более 100 – электронных, 2 эфира на радио, видеоролик акции на всех телеканалах Ярославля, новостные выпуски об акции по радио, обсуждение темы мусора и связанных тем на форумах и в тематических клубах – клуб Дебатов, клуб Мир друзей, клуб Новая Среда, а также презентации акции и проблемы мусора в разных сообществах.
3 – через непосредственное участие граждан в уборке природы.
Участие позволило на практике увидеть глубину проблемы и степень загрязнённости природы. Подобный опыт должен стать причиной дальнейших активных действий участников в области защиты окружающей среды.
Основные акценты акции:
1. Проведение масштабной акции по очистке лесов, озёр, мест отдыха от мусора. Привлечение внимания всех слоёв населения к проблеме «мусора».
2. Формирование (в ходе информационной кампании) новых стереотипов поведения, альтернативных потребительским:
· убирать мусор (не только свой), оставлять после себя чище, чем было;
· reduce/reuse/recycle – уменьшать отходы, переиспользовать, перерабатывать вторсырьё;
· собирать мусор раздельно, вторсырьё перерабатывать, опасные отходы сдавать в пункты приёма;
3. Работа с типичными убеждениями среди населения:
Задача организаторов - создавать благоприятное информационное пространство (рассылки, блоги, группы, истории успеха), где негативные убеждения преобразуются в позитивные и креативные. Например,
· «От меня ничего не зависит» >> «Напротив, один человек может сделать многое»;
· «От властей ничего не добиться» >> «Напротив, администрации активно помогают добровольцам»;
· «В России менталитет не позволит сделать чисто» >> «Напротив, опыт прошлых акций показал их эффективность»;
· «Мусор – это же грязь» >> «Напротив, мусор – это ценный ресурс»
4. Поиск, привлечение к проекту существующих сообществ с целью объединения усилий:
· молодёжные организации,
· неформальные клубы по интересам,
· спортивные секции, клубы
· творческие группы,
· садоводства, местные сообщества
· партнёры из сферы экологии, здоровья и др.
5. Налаживание механизмов общения местной общественности с местной властью, бизнесом, СМИ для решения общих социальных задач. Повышение активности, вовлеченности местных жителей в решение экологических проблем в своих районах собственными силами.
6. Учитывая крайнюю актуальность проблемы роста отходов и переполненности полигонов для их хранения - информационная подготовка населения области к внедрению системы раздельного сбора отходов (с целью их вторичного использования).
Этапы реализации акции:
1. Формирование команды проекта
2. Информационная компания по заполнению карты замусоренных мест
3. Картографирование мест замусоренности (интернет-инструменты)
4. Выбор и согласование точек уборки с территориальными администрациями
5. Материально-техническая подготовка к акции
6. Широкая информационная компания, призывающая принять участие в акции
7. Запись добровольцев на уборки
8. День уборки
9. Вывоз, утилизация и вторичная переработка собранного мусора
Развитие проекта
Опыт других стран показал, что наиболее эффективны максимально масштабные акции.
15 сентября 2012 года состоится общероссийская уборка, которая призвана объединить сотни тысяч людей в едином желании очистить Природу от мусора и создать в ней устойчивую чистоту.
Каким будет дальнейший вектор развития движения – покажет время.