Каким образом достигается эффект распространения экологических знаний?




Как сделать из «мусора» друга?

Поделимся опытом Ярославской области.

13 мая 2012 года в Ярославской области состоялась акция «Сделаем Ярославскую область ЧИСТОЙ!».

В этот день силами примерно 850 человек были частично или полностью очищены от мусора 27 популярных мест отдыха четырех районов области.

Важные особенности акции:

- подготовка ко дню уборок длилась в течение 5 месяцев, а информационная кампания по привлечению добровольцев – 1 месяц

- уборки проходили в разных точках области в один день

- участие в уборках – исключительно на добровольной основе

- инициаторы и участники – простые граждане, неравнодушные к проблеме мусора

 

Каким образом достигается эффект распространения экологических знаний?

1 – через вовлечение людей в проблему мусора и конкретную деятельность по её решению.

С декабря 2011 года инициаторы искали специалистов из разных областей знаний для помощи в подготовке и проведении акции. В итоге команда организаторов пополнилась экологами, биологами, программистами, общественниками, дизайнерами, краеведами, преподавателями, юристами, представителями органов власти и СМИ. В ходе подготовки акции все участники и помощники приобрели большой опыт организаторской деятельности, погрузились глубже в проблемы окружающей среды, узнали способы исправления ситуации своими силами в сотрудничестве с разными институтами общества. Сформировалось неформальное общественное движение с горизонтальной структурой и большими человеческими ресурсами.

2 – информационная кампания акции затронула десятки тысяч людей.

В ходе подготовки публиковались статьи на близкие к акции темы экологической направленности. В информационной кампании использовались: социальная сеть ВКонтакте (порядка 500 непосредственных читателей, 1500 – опосредованных и неизвестное количество читателей продублированных записей и просто посетителей группы), новостная рассылка на сайтах chistyi-yar.ru и sdelaem76.ru – около 300 подписчиков, рассылка статей по СМИ: около 10-ти газетных публикаций, более 100 – электронных, 2 эфира на радио, видеоролик акции на всех телеканалах Ярославля, новостные выпуски об акции по радио, обсуждение темы мусора и связанных тем на форумах и в тематических клубах – клуб Дебатов, клуб Мир друзей, клуб Новая Среда, а также презентации акции и проблемы мусора в разных сообществах.

3 – через непосредственное участие граждан в уборке природы.

Участие позволило на практике увидеть глубину проблемы и степень загрязнённости природы. Подобный опыт должен стать причиной дальнейших активных действий участников в области защиты окружающей среды.

Основные акценты акции:

1. Проведение масштабной акции по очистке лесов, озёр, мест отдыха от мусора. Привлечение внимания всех слоёв населения к проблеме «мусора».

2. Формирование (в ходе информационной кампании) новых стереотипов поведения, альтернативных потребительским:

· убирать мусор (не только свой), оставлять после себя чище, чем было;

· reduce/reuse/recycle – уменьшать отходы, переиспользовать, перерабатывать вторсырьё;

· собирать мусор раздельно, вторсырьё перерабатывать, опасные отходы сдавать в пункты приёма;

3. Работа с типичными убеждениями среди населения:

Задача организаторов - создавать благоприятное информационное пространство (рассылки, блоги, группы, истории успеха), где негативные убеждения преобразуются в позитивные и креативные. Например,

· «От меня ничего не зависит» >> «Напротив, один человек может сделать многое»;

· «От властей ничего не добиться» >> «Напротив, администрации активно помогают добровольцам»;

· «В России менталитет не позволит сделать чисто» >> «Напротив, опыт прошлых акций показал их эффективность»;

· «Мусор – это же грязь» >> «Напротив, мусор – это ценный ресурс»

4. Поиск, привлечение к проекту существующих сообществ с целью объединения усилий:

· молодёжные организации,

· неформальные клубы по интересам,

· спортивные секции, клубы

· творческие группы,

· садоводства, местные сообщества

· партнёры из сферы экологии, здоровья и др.

5. Налаживание механизмов общения местной общественности с местной властью, бизнесом, СМИ для решения общих социальных задач. Повышение активности, вовлеченности местных жителей в решение экологических проблем в своих районах собственными силами.

6. Учитывая крайнюю актуальность проблемы роста отходов и переполненности полигонов для их хранения - информационная подготовка населения области к внедрению системы раздельного сбора отходов (с целью их вторичного использования).

Этапы реализации акции:

1. Формирование команды проекта

2. Информационная компания по заполнению карты замусоренных мест

3. Картографирование мест замусоренности (интернет-инструменты)

4. Выбор и согласование точек уборки с территориальными администрациями

5. Материально-техническая подготовка к акции

6. Широкая информационная компания, призывающая принять участие в акции

7. Запись добровольцев на уборки

8. День уборки

9. Вывоз, утилизация и вторичная переработка собранного мусора

Развитие проекта

Опыт других стран показал, что наиболее эффективны максимально масштабные акции.

15 сентября 2012 года состоится общероссийская уборка, которая призвана объединить сотни тысяч людей в едином желании очистить Природу от мусора и создать в ней устойчивую чистоту.

Каким будет дальнейший вектор развития движения – покажет время.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: