Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [Концепция профильного обучения]
Введение профильного обучения является одним из приоритетных направлений модернизации системы образования как направление развития способности учащегося к конструированию своей образовательной траектории, что позволит ему осуществить свободный выбор сферы будущей профессиональной деятельности и создаст ситуацию самостоятельного действия на рынке образовательных услуг.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Профильная школа - самостоятельный вид образовательного учреждения, в котором до 9 класса обучение производится по программе общеобразовательной школы с добавлением в 8-9 классе предпрофильной подготовки), а в 10-11 классах осуществляется профильное обучение по одному из профилей (возможные профили – социально-экономический, естественно-математический, гуманитарный, информационно-технологический).
Содержание профильного обучения определяется государственным образовательным стандартом (появился 2004 г.) и Базисным учебным планом (принят в марте 2004 года Министерством образования РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования), согласно которым содержание обучения выстраивается на основе базовых, профильных и элективных предметов, примерное процентное соотношение объемов которых составляет 50:30:20 соответственно. Базовые общеобразовательные предметы, а именно - математика, история, русский и иностранный языки, физическая культура, интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и подобных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и подобных профилей) - являются обязательными для изучения всеми школьниками.
Профильные предметы – предметы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные курсы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки – в филологическом профиле; история, право, экономика и др. – в социально-экономическом профиле и т.д.
Совокупность базовых и профильных предметов составляет федеральный компонент государственного образовательного стандарта (ГОС), который оценивается в рамках единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Элективные курсы предназначены как для углубления основных профильных предметов, так и для внутрипрофильной специализации обучения, построения индивидуальных образовательных траекторий, что способствует решению задач социальной адаптации.
Для того, что бы учащийся самостоятельно и осознанно смог выбрать дальнейший профиль обучения в 8-9 классе производится предпрофильная подготовка, которая включает в себя следующие компоненты:
- организация курсов по выбору по предметам, которые будут изучаться в профильных классах;
- информационная подготовка, т. н. профессиональное просвещение - информирование учащихся о различных профессиях и требованиях, которые данные профессии предъявляют к претендентам;
- профильная ориентация - психологическая подготовка к осознанному выбору дальнейшего профиля обучения.
В результате реализации этапа предпрофильной подготовки у учащихся формируется субъективный опыт, в который будут включены представления о собственных проявлениях познавательной активности, приемах выполнения умственных и практических действий, а также личностные смыслы, ценности, установки и стереотипы, которые и послужат основой для самоопределения личности.