Классическое наименование науки (и вузовского курса) «История политических учений» уже указывает на ее предмет: политические учения, рассматриваемые в историческом развитии. Однако требуют пояснения и термин «политические», и термин «учения».
Понятие «политика » и его производные употребляются в научном обороте не всегда однозначно. В советской философской литературе были распространены определения политики, в которых основным содержательным элементом политических отношений называлась борьба классов за определенный способ производства. В том же смысле экономисты говорили о политической экономии как науке об общественно-производственных отношениях людей. Правда, одновременно высказывались также соображения, что для политики наиболее характерна прямая или косвенная связь с властью вообще и любой властной деятельностью. В последние годы многие отечественные ученые пропагандируют политическую науку без вхождения в нее наук о государстве и праве.
Представляются все-таки неоправданными как выведение политики за рамки государственно-правовой сферы, так и ограничение ее внутригосударственными рамками (например, определение политики как «искусства управления государством»). Уже этимология слова «политика» свидетельствует об односторонности и того, и другого взгляда. По-гречески «полис» (государство), «политика» (государственные дела), «политический» (касающийся государства) означали рассмотрение в качестве политики всего, что связано с государственной властью. Конечно, такое понимание политики пришло не сразу. Но если вести речь об оформлении политической науки и связывать этот процесс с Макиавелли, мы вынуждены констатировать трактовку им политики в неразрывной связи с государством. Впрочем, это было свойственно и древним римлянам.
Политические учения отражают политическую деятельность, обосновывают или, наоборот, отвергают определенное устройство государства, основные его функции и методы властвования. С этой точки зрения нуждаются в корректировке и уточнении выдержанные в марксистском ключе определения политической идеологии как совокупности основных положений и общих идей, выражающих отношение определенного класса к данному общественному строю и его взгляд на исторический процесс в целом. Связь политической идеологии с существованием государства не выделена здесь в качестве основного момента.
Политические учения всегда рассматривали общественные явления применительно к функционированию государства. В этом смысле политические теории прошлого имеют нечто общее с современной политической наукой, даже если последняя и социологизировалась. Было бы неправильно отрицать преемственность в развитии политических учений. Политические учения прошлого, предварительно отфильтровавшись, вошли в ткань политической теории наших дней.
Теории, составляющие предмет истории политических учений, хотя и ставят во главу угла государство, не игнорируют и социальную структуру общества, отношение различных слоев в обществе к государству, роль других общественных образований в управлении государственными делами и т. д. В центре внимания всегда находились такие вопросы, как личность и государство, права человека, привилегии групп и сословий, правовые и революционные способы осуществления реформ, политические режимы, соотношение властей, смена форм правления, источники права и т. п. И выражались идеи по-разному – от политических мифов до политических трактатов, добротных сочинений и проектов конституций. Разумеется, в прошлом исследования проводились не на том уровне, на каком делает это современная политическая наука. Однако многие работы сохраняют свою прелесть до наших дней.
В каждом развернутом учении студент может выделить его содержательную часть, в которой дается решение того или иного вопроса (о происхождении государства и права, о смене одной формы правления другой, о конечных судьбах государства и права и т. д.); форму изложения (монография, политический памфлет, законопроект и т. п.); методологическую (мировоззренческую) часть (религиозную, светскую, материалистическую или идеалистическую и пр.); программно-оценочную часть, содержащую оценки и выводы (рекомендации) на перспективу. Первая и последняя части наиболее отчетливо могут демонстрировать общечеловеческие или классовые, демократические или клановые, передовые или отжившие социально-политические и собственно правовые ценности.
Традиционно в уяснении предмета данного курса принято разграничивать его с предметами близких учебных дисциплин.
Историю политических учений можно рассматривать как историю теории государства и права.
С историей государства и права связь тоже самая тесная: там – историческое развитие самих государства и права (государственно-правовых институтов), здесь – история идей о них. Изучение той и другой возможно только во взаимосвязи.
С отраслевыми юридическими дисциплинами связь прямая, но разной интенсивности. В тех из них, которые выходят на общее политико-правовое устройство (например, конституционное право, административное право), содержатся положения, идентичные по своему предмету тем, которыми располагает история политических учений. Только наш курс излагает эти положения в их возникновении и развитии. Чем дальше отраслевые юридические науки от общеполитических позиций, чем больше в них догматики, техники и естественнонаучного, тем меньше дает им современный курс истории политических учений.
Как любой другой курс, история политических учений связана с философией – этой общеметодологической наукой и определяющей дисциплиной, и с историей философии, которая также содержит фиксацию исторически возникающего и развивающегося общетеоретического знания, концептуально оформленных его конструкций. Но предмет философии – более общего характера, не специализированный на политике: материя, мироздание, планетарный мир, общество, человек.
В той степени, в какой можно разграничить теорию государства и вообще юридическую науку с политической наукой и с политологией как особым вузовским курсом, следует видеть их связь и особенности предмета истории политических учений. Предмет политологии – политическая система, которая включает четыре органически связанные между собой подсистемы:
– политические организации (структуры);
– политические нормы;
– политические отношения;
– политическую идеологию.
Как убеждаемся, место истории учений – в последней подсистеме. Но в той части, в какой политическая идеология касается государства и права, она образует курс истории политических учений как равнозначный курсу истории учений о государстве и праве. В широком смысле история политических учений включает в себя все политологические идеи в полном объеме.
Таким образом, можно сказать, что история политических учений – наука одновременно теоретическая, историческая, политическая и юридическая.
1. Предметом ИППУ являетется:
- история государства и права
- теория государства и права
- закономерности возникновения и развития теоретических представлений о государстве и праве.
2. ИППУ относится:
- к отраслевым юридическим наукам
- прикладным юридическим наукам
- историческим и теоретическим наукам
3. Методология ИППУ:
- совокупность приемов и способов изучения теории и доктрин
- закономерности возникновения теорий и доктрин
- влияние доктрин на политическую действительность
4. Что является первичным феноменом историческо-философского процнсса:
- учение
- течение
- направление
4. Временной подход к изучению ИППУ предполагает:
- время возникновения учения
- время упадка учений
- хронологию развития учения
5. Портретный подход к изучению ИППУ предусматривает:
- сущность теорий
- значение теорий
- персональные идеи кого-либо.
6. странно-ведческий подход к узучению ИППУ предполагает:
-время возникновения учения
- характеристику политических и правовых учений в конкретной стране и в кронкретное время
- переодизацию учений
8. предметный подход к изучению ИППУ предусматривает:
- сущность теории. идеи доктрины
- предмет политической науки
- предмет юридической науки.
9. ИППУ – это наука:
- философская
- историческая
- теоретическая, историческая, юридическая
10. Наиболее тесная связь у ИППУ с:
- теорией государства и права
- юридической антропологией
- социологией права
11. Материалистический метод предполагает:
- самостоятельное значение идей
- идеи производные от материальных условий жизни
- независимость материальных условий жизни общества от идей
12. Идеалистический метод соориентирован на:
- поиск источника идей и учений вне материальных условиях жизни
- производность идей от классовой борьбы
- заданность идей материальными условиями жизни общества.
13. Диалектический метод предполагает:
- движение идей от низших представлений к высшим
- связь государства и права
- влияние экономики на право
14. Релятивистский подход основан на то, что:
- всякая истина относительна
- в мире идей идет постоянная борьба
- идеи основаны на противоречиях социальной действительности.
15. Где впервые возникли ППУ:
- в Древней Греции
- в Древнем Риме
- в странах Древнего Востока
16. Книга Мертвых была написана:
- в Древнем Китае
- в Древней Индии
- в Древнем Египте
17. Месопотамия – это:
- междуречье Тигра и Ефрата
- юг Африки
- Центральная Африка
18. Законы Ману – это:
- памятник древнекитайской культуры
- памятник древнеегипетской культуры
- памятник древнеиндийской культуры
19. Идеолдогия брахманизма появилась:
- в Индии
-в Египте
- в Вавилоне
20. Идеология буддизма сформировалась:
- в Персии
- в Египте
- в Индии
21. В сем принципиальная разница между буддизмом и брахманизмом:
- в различных трактовках правил (кодексов Варн)
- в отношении к государству
-в отношении к закону
22. Общим источником брахманизма и буддизма явяляется:
- Книга Мертвых
- Веды
- Речения Ипусера
23. Поднебесная – это:
- Древний Китай
- Древняя Индия
- Древний Вавилон
24. Меритократия – это:
- учение, согласно которому на власть могут претендовать только те, у которых есть соответствующие знания и достоинства
- учение о власти денег
- учение о власти силы
25. Основой учения Конфуция являлось:
- моральные основания власти
- добродетель
- концепция
- исправление имен (статусов)
26. Древнекитайские легисты -- это:
- представители школы законников
- чиновники
- придворные
27. Что появилось раньше:
- доктрина
- учение
- миф
28. Авторство Лунь юй (Беседы и высказывания) принадлежит:
- Конфуцию
- Лао-цзы
- Шан Яну
29. Гомер принадлежит:
- к раннему периоду ИППУ Древней Греции
- среднему периоду
-позднему периоду
30. Кого считают основателем политической науки в Древней Греции:
- Гераклита
- Демокрита
- Аристотеля
31. Учение о смешанной форме правления принадлежит:
- Аристотелю
- Платону
- Полибию
32. Автором «Слова о законе и благодати» является:
- Митрополит Илларион
- Феодосии Косой
- Агапит
33. Государственные символы Россия заимствовала у:
- Византии
- Польши
- Литвы
34. Автром «Моления» является:
- Матвей Башкин
- Даниил Заточник
- Иосиф Волоцкий
35. Максим Грек принадлежал:
- к стяжателям
- к нестяжателям
- не разделял ни одну, ни другую идеологию
36. Идеологом стяжателей являлся:
- Нил Сорский
- Иосиф Волоцкий
- Филофей
37. Идеологом нестяжателей являлся:
- Филофей
- Нил Сорский
- Максим Грек
38. Иоанн Грозный вел переписку с:
- Андреем Курбским
- Сильвестром
-Адашевым
39. Абсолютистские политико-правовые идеи в России развивали:
- Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич, Феофан Прокопович
- А. Курбский, А. Радищев
- М. Грек, Нил Сорский
40. К.П. Победоносцев:
- теоретик правового государства
- сторонник естественного права
- теоретик консерватизма
41. Авторство «Философических писем» принадлежит:
- П.И. Пестелю
- М.М. Сперанскому
- П.Я. Чаадаеву.
42. Основателем психологической теории права является:
- С.А. Мурамцев
- Б.Н. Чичерин
- Л.И. Петражицкий
43. Г. Ф. Шершеневич:
- теоретик юридического позитивизма
- представитель социологической юриспруденции
- теоретик исторической школы права
44. С.А. Мурамцев:
- Теоретик социологической теории права
- теоретик юридического позитивизма
- основатель психологической школы права