К проекту областного закона «О психологической помощи населению в Ленинградской области»




 

Проект областного закона «О психологической помощи населению в Ленинградской области» разработан с целью совершенствования законодательства в сфере охраны психологического здоровья граждан и создания единых норм, оказания и получения гражданам психологической помощи.

Для развития эффективной и научно-обоснованной системы оказания психологической помощи населению, необходимо создавать условия, регламентирующие и упорядочивающие этот вид деятельности. Современный рынок психологических услуг в России и, в частности, в Ленинградской области, трудно назвать системой. В настоящее время это совокупность государственных, частных и общественных организаций, относящихся к разным ведомствам, которые осуществляют свою деятельность по разным принципам и этическим нормам. Отсутствует система взаимодействия между учреждениями, организациями и частнопрактикующими специалистами.

Профессиональных определений психолога на законодательном уровне на данный момент нет. Также не ясен круг обязанностей психолога, законодательно не установлены его права и обязанности, равно как и клиента. Если психиатр в своей практике может руководствоваться законодательством в области медицины, то правовой статус психолога довольно расплывчатый и ограничивается отдельными приказами.

Нет смысла доказывать насколько велика роль психологической помощи в современном мире. Мы помним авиакатастрофу в Египте 31 октября 2015, когда наши земляки оказались в списке жертв. По данным МЧС психологическая помощь была оказана более чем в 3 тыс. случаях. Из них 2326 это обращения на телефон "горячей линии". Так же психологи оказывали помощь в опознании жертв авиакатастрофы.

все эти дни с родственниками погибших круглосуточно находились психологи МЧС.

Однако, некоторые руководители региона на местах решили, что могут привлечь и своих психологов, которые не проходили подготовку для оказания психологической помощи при ЧС, то есть обычных школьных психологов, психологов- наркологов, преподавателей психологии, которые принесли больше вреда, чем пользы, в том числе и сами оказались в сложной ситуации, когда им потребовалась супервизорская помощь.

В МЧС существует Правила Организации и порядок оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях и при пожарах регионального характера. В Правилах четко прописано, что руководители привлекаемых организаций отвечают за готовность специалистов к работе в зоне ЧС, обеспечивают материально-техническую оснащенность своих сотрудников и несут ответственность за жизнь и здоровье сотрудников, привлекаемых к работе в зоне ЧС в соответствии с законодательством Российской Федерации. И эта лишь одна грань проблемы, связанной с оказанием психологических услуг.

С нормативной точки зрения, психологические услуги определяются как услуги, предоставляемые практическими психологами в рамках профессиональных компетенций в ответ на запросы людей.

В большинстве случаев в перечень таких услуг входит оказание психологической помощи и поддержки людям различного возраста в разрешении психологических проблем, преодолении трудных жизненных и кризисных ситуаций, в подержании психического и соматического здоровья, оптимизации психического развития, адаптация и повышение качества жизни.

Психологические услуги оказывают специалисты в различных ведомственных организациях: сфера образования, сфера здравоохранения, социальная сфера. Организационно-методическую основу деятельности служб практической психологии определяют ведомственные документы, также работу психологических служб регламентируют различные нормативные акты субъектов Федерации, материалы резолюций и рабочие материалы съездов психологов образования. Нет единой системы федерального уровня, регламентирующей деятельность данных служб.

В системе здравоохранения, в социальной сфере работу психологов регламентируют Положения и нормативные акты, принятые исключительно только для этих направлений.

Например, для оказания экстренной психологической помощи по телефону (Телефон Доверия) в разные годы были созданы службы при различных ведомственных учреждениях: при молодежных центрах, при службах социальной защиты, в системе образования. Несмотря на то, что данный вид помощи должен оказываться специально подготовленными психологами, зачастую этим консультантом является работник социальной службы, в данный момент (в момент поступления звонка) свободный от своих обязанностей. По своему назначению Телефон Доверия является средством экстренной психологической помощи в кризисных ситуациях, эти обстоятельства могут быть неожиданными, непредсказуемыми (несчастный случай, катастрофа, суицид близкого или суицидальные намерения звонящего). Оказывая услуги с помощью непрофессионала, данные службы дискредитируют всю психологическую помощь, а зачастую наносят непоправимый вред клиенту и не несут никакой ответственности.

Так же различная ведомственная подчиненность ведет к различному уровню заработной платы, надбавок, льгот специалистам.

В последнее время идет массовая коммерциализация рынка психологических услуг. Низкий уровень заработной платы приводит к тому, что большая часть специалистов-психологов уходят в частный бизнес. Для осуществления предпринимательской психологической деятельности необходима государственная регистрация. Также необходима регистрация в органах статистики, медицинском, социальном и пенсионном фондах. Однако в РФ психологические консультации не выделяются в отдельную категорию услуг. Между тем рынок услуг, предлагающих психологическое консультирование, переполнен экстрасенсами и ясновидящими, поддерживаемыми рекламой в СМИ. В большинстве случаев оказание таких непрофессиональных услуг, число которых постоянно растет, нацелено на фактический обман потребителя. Ведь обязанности психолога не определены, и контроля со стороны государства нет, следовательно ответственности перед своим клиентом такой специалист не несет.

Это не только подрывает доверие к профессиональной помощи специалистов, но и может нанести серьезный урон психологическому и физическому здоровью человека. Действующее законодательство требует оформления частной практики психолога как предпринимательской деятельности, но не предусматривает получения сертификатов или специальных разрешений на занятие частной практикой в области оказания психологических услуг.

Все чаще мы сталкиваемся с различными гуру, которые учат нашу молодежь сомнительным ценностям под видом психологического тренинга, разрушая и так неустойчивую психику подростков и молодежи. Активизируются различные общественные организации, которые под видом психологического обучения провоцируют агрессивное поведение молодежи, направляя агрессию в нужном им направлении.

Нередки случаю, когда даже в государственных службах работают психологи, не имеющие профессионального профильного образования, а прошедшие пару тренингов и получившие свидетельство через интернет.

Межведомственная разобщенность, слабая информированность населения, отсутствие надзора со стороны профессионального сообщества, отождествление психолога с целителями и экстрасенсами, безответственность, беззащитность клиента перед специалистом, а зачастую и обман клиента – это не весь перечень проблем связанных с рынком психологических услуг. Все это является основным препятствием к развитию квалифицированной психологической помощи в России.

 

Очевидно, что решением ряда проблем в этой сфере может стать закон «Об оказании психологической помощи населению Ленинградской области».

Данный закон позволит регулировать деятельность всех специалистов, оказывающих психологические услуги в нашем регионе, будет способствовать формированию единого понимания содержания психологической помощи, четко отделит психологическую практику от иных видов услуг, гарантирует получение качественной психологической поддержки за счет ограничения круга лиц, имеющих право на профессиональную психологическую деятельность, послужит основанием для ее регламентации и разработки стандарта оказания психологической помощи независимо от сферы и особенностей клиента, защитит клиента от преступной деятельности псевдоспециалистов, определит меру ответственности государственных структур.

 

Депутат Законодательного собрания

Ленинградской области В.А.Коваленко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: