Рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей. Каждый из нас ежедневно вступает в экономические отношения. Отправляясь в магазин за покупками, приобретая билет на автобус, оплачивая коммунальные услуги, мы выступаем в качестве покупателей. Спрос – это количество товара, которое потребители готовы купить по данной цене в данный период времени. Чем выше цена, тем меньшее количество продукции приобретают покупатели. Чем ниже цена (до определённого предела), тем больший объём приобретается.
Такая связь между ценой и количеством востребованной продукции характерна почти для всех товаров. Но есть и исключения. В условиях дефицита, экономической нестабильности рост цен вызывает увеличение спроса на товары первой необходимости длительного хранения. Существует и ещё целый ряд товаров, спрос на которые увеличивается с ростом цены. Это товары, связанные не с потреблением, а с накоплением, – акции, ценные бумаги, драгоценные металлы, предметы искусства, антиквариат и другое. Все эти предметы приобретаются, как правило, для того, чтобы со временем перепродать их по более высокой цене. Поэтому и спрос на такие товары с ростом их цены увеличивается. Но это лишь исключения. Во всех остальных случаях спрос на товар увеличивается со снижением цены и уменьшается с её ростом, то есть связь между количеством и ценой товара обратная.
Анализируя спрос на различные товары, можно проследить ещё одну интересную закономерность. Спрос на некоторые товары является взаимозависимым.
На рынке существуют товары, способные заменять друг друга. Масло – маргарин, чай – кофе, мыло – стиральный порошок, говядина – свинина – мясо птицы. Всё это – примеры товаров-заменителей. Соответственно, изменение цены одного из таких товаров вызывает изменение спроса на другой товар.
Кроме товаров-заменителей на рынке присутствуют товары, которые дополняют друг друга: музыкальный центр – компакт-диски, автомобиль – бензин – автосервис, фотоаппарат – фотоплёнка, карты памяти – услуги печати фотографий и т.д. Спрос на эти товары также взаимосвязан.
Анализируя динамику спроса, производители прогнозируют реакцию потребителей на различные изменения и за счёт этого имеют возможность «подстроить» своё поведение на рынке товаров под реакцию покупателей.
(По материалам энциклопедии для школьников)
13 |
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
14 |
Какова зависимость между ценой и количеством товара, востребованного потребителями? Какие два исключения из этой зависимости приведены в тексте?
15 |
Объясните мысль автора о том, что «рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей». С опорой на текст и знания курса дайте два объяснения.
16 |
Спрос на какие группы товаров является взаимозависимым? На примере любых товаров (услуг) каждой группы проиллюстрируйте взаимозависимость спроса на них.
17 |
Известно, что весной покупательницы начинают активно готовиться к летнему пляжному сезону. В этот момент предложение диетических продуктов, товаров и услуг для коррекции фигуры увеличивается и становится более разнообразным. Объясните поведение производителей. Какой фрагмент текста может помочь Вам в объяснении?
18 |
Нередко высказывается мнение, что снижение цены товара ниже определённого предела приводит к уменьшению спроса на товар. Согласны ли Вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.