Коммуникативная культура учителя.




Цель: выработка умений управлять общением.

Теоретическая часть:

1. Основные понятия – общение, общительность, контактность, коммуникабельность.

2. Значение общения в профессиональной деятельности учителя.

3. Структура общения (его этапы): взаимовосприятие, взаимообмен информацией, взаимопонимание, взаимодействие.

4. Стили педагогического общения

Практическая часть занятия включает:

· Тесты на проверку уровня общительности и контактности.

· Упражнения по освоению технологии осуществления каждого этапа общения.

· Решение педагогических задач.

Творческие задания:

1. Изучив литературу по теме, заполните сравнительную таблицу:

Стиль общения   Демокра- тический   Авторитарный   Либеральный
Основные характеристики
Характер отношения к ребенку      
Методы и приемы      
Возможный результат воспитания      

Сделайте вывод о взаимосвязи индивидуального стиля педагога и характера его взаимодействия с детьми.

2. Изучите литературу по проблеме стиля педагогической деятельности, стиля педагогического общения. Выберите среди Ваших знакомых учителей 2-3-х, которые обладают различными стилями общения. Составьте педагогический портрет каждого, отразив следующее:

§ Как учитель организует деятельность учащихся;

§ Какое отношение проявляет к ученикам, как обращается к ним;

§ Как стимулирует учеников (поощряет, упрекает, хвалит, одобряет и т.д.);

§ Каковы выразительные средства общения (особенности речи, голоса, мимики, жестикуляции);

§ Как ведет себя в конфликтных ситуациях.

Сделайте выводы, определите стиль общения, обоснуйте свое мнение (описание сделайте в рамках одной из классификаций стилей общения по выбору).

Литература: 8. 12, 18, 19, 27, 29, 40, 48, 52, 68.

 

 

Вопросы к зачету по курсу

«Психолого-педагогичесий практикум».

 

ЕГФ, VI курс, х/б, г/б, 7 семестр.

Борчук А.В.

 

1. Перспективы и пути овладения педагогической профессии.

2. Педагогическая культура как сущностная характеристика личности учителя.

3. Основные компоненты педагогической культуры.

4. Роль и место профессиональных знаний в структуре педагогической культуры учителя.

5. Педагогическая деятельность и ее особенности.

6. Основные профессионально – педагогические умения и их классификации.

7. Нормативные требования к педагогической деятельности.

8. Педагогическая этика.

9. Профессиональная пригодность и компетентность учителя.

10. Педагогическое мастерство, педагогическое творчество и новаторство.

11. Образцы творческой деятельности педагогов.

12. Барьеры творческой деятельности.

13. Особенности культуры речи учителя. Формы речи и их функции. Требования к речи учителя: стиль, правильность, чистота, терминологическая точность

14. Культура ораторского искусства.

15. Понятие о технике речи и ее значение в работе педагога.

16. Профессиональные требования к голосу педагога: сила звука, выносливость, адаптивность и помехоустойчивость голоса, полетность, гибкость и подвижность голоса, диапазон как объем голоса, тембр, суггестивность как способность голоса к внушению, интонационная выразительность.

17. Дикция как четкость произношения. Недостатки произношения, пути их устранения.

18. Педагогическая ситуация как элемент педагогической деятельности.

19. Виды педагогических ситуаций и их характеристика.

20. Способы анализа педагогических ситуаций. Разновозрастной подход в решении педагогических ситуаций. Примеры анализа педагогических ситуаций.

21. Основные понятия - саморегуляция, самочувствие, самовнушение, самообладание, релаксация, аутогенная тренировка, эмпатия, рефлексия.

22. Психология педагогической саморегуляции. Внутренние механизмы саморегуляции личности.

23. Важнейшие способы саморегуляции: воспитание доброжелательности и оптимизма, контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темп движений, речь, дыхание, разрядка в деятельности (трудотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, юмор, имитационная игра), самовнушение.

24. Причины возникновения конфликтов в системах «учитель-ученик», «учитель-родители учащихся», «ученик-коллектив учащихся». Варианты и стили педагогического разрешения конфликта.

ЛИТЕРАТУРА:

Список обязательной литературы:

1. Абдуллина О.А. Ощепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.,1990.

2. Введение в специальность: Уч.пособие для студентов пед.инст./под ред. Рувинского Л.И. М.,1990.

3. Введение в педагогическую культуру: Уч.пос. под ред. Е.В.Бондаревской. Ростов-на-Дону, 1995.

4. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М., 1986.

5. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. М., 1990.

6. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. М.,1987.

7. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

8. Основы педагогического мастерства. Под ред. И.А.Зязюна. Киев., 1987.

9. Педагогический поиск. Сост. И.Н.Баженова. М.,1990.

Список дополнительной литературы:

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.М.,1985.

2. Айзенк Г. Проверьте свои способности. М., 1992.

3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.,1990.

4. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

5. Белозерцев Е.П.Подготовка учителя в условиях перестройки М. 1989.

6. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

7. Борисова Л.Г. Молодой учитель: труд, быт, творчество. М., 1984.

8. В.О.Пунский. Азбука учебного труда. М., 1988.

9. Введение в педагогическую культуру: Учеб. пособие /Под ред. Е.В.Бондаревской. Ростов – на – Дону., 1995.

10. Введение в специальность: Учебное пособие для студ. пед. инс. /Под ред. Л.И.Рувинского. М., 1990.

11. Водейко Р.И., Мазо Т.Я. Как управлять собой: Психолого-физиологическая саморегуляция. Минск, 1983.

12. Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность. Педагогика, №2 – 1995.

13. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М., 1965.

14. Грибов Ю.А. Психолого-педагогические условия творческого самовыражения ученика и учителя. // Вопросы психологии., №2 – 1989.

15. Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М., 1986.

16. Ерастов Н. П. Методика самостоятельной работы. М., 1985.

17. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. М., 1987.

18. Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителя. М., 1986.

19. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1980.

20. Кан – Калик В.А. Педагогическое творчество.М.,1990.

21. Кан –Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

22. Караковский В.А. Любимые мои ученики. М., 1987.

23. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать на людей влияние. М., 1990.

24. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990.

25. Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. М., 1985.

26. Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. М., 1988.

27. Кочетов А.И, Как заниматься самовоспитанием. Минск, 1991.

28. Кузьмина Н.В. Способность, одаренность, талант учителя. Л., 1985.

29. Куриленко Т.М. Задачи и упражнения по педагогике. Минск, 1970.

30. Л.Г.Квиткина. Научное творчество студентов. М., 1982.

31. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М., 1994.

32. Левитан Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1985.

33. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

34. Личность в педагогической деятельности./под ред.Рогова Е.И. М.,1994.

35. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1992.

36. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя.// Педагогика, №6 – 1995.

37. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

38. Маркуша А.А. Если Вы учитель. М., 1989.

39. Методы системного педагогического исследования / под ред. Н.В.Кузьминой Л., ЛГПУ, 1980.

40. Мишина Л.К. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

41. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986.

42. Новое педагогическое мышление/ под ред. А.В.Петровского М., 1988.

43. Орлов А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность. Педагогика, № 6 – 1995.

44. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

45. Основы педагогического мастерства /под ред. И.А.Зязюна Киев, 1987.

46. Осухова Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога.// Педагогика, №3 –4, 1992.

47. Пискунов А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание. //Педагогика, №4 – 1995.

48. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.

49. Профессиональная культура учителя. / под ред. Сластенина В.А. М., 1993.

50. Профессия – учитель: Беседы с молодыми учителями /под ред. Онушкина В.Г. М., 1988.

51. Раченко И.П. НОТ учителя.М.,1989.

52. А.Резник. Картотека вместо конспекта. // Нар. обр., №3 - 1991.

53. Ризз Г. И. Размышления о педагогической деятельности, культуре, мастерстве. //Педагогика, № 4 – 1995.

54. Рубакин Н.А. Как заниматься самообразованием. М., 1962.

55. Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. М., 1983.

56. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности //Психологические исследования, №4, 1983.

57. Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М., 1986.

58. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессионально – педагогическая подготовка современного учителя.// Сов. Педагогика, №10 – 1991.

59. Соловейчик С.Л. Час ученичества. М., 1989.А

60. Учителю о педагической технике /Под ред. Л.И.Рувинского. М., 1987.

61. Учитель, которого ждут: Из опыта работы Полтавского пединститута. /Под ред. И.А.Зязюна М., 1988.

62. Учись читать, размышлять, выступать. М., 1980.

63. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

64. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация, теория и методика. М., 1992.

65. Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя. М., 1988.

66. Храпов В.Е. Твой лучший учитель, школа! М., 1989.

67. Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. Киев, 1990.

68. Якобсон С.Г. Становление этической регуляции поведения. М., 1981.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: