Статья 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ




Федеративный Совет Союза журналистов России,

руководствуясь положениями Устава Союза журналистов России (далее – СЖР),

считая неприемлемыми любые формы прямой или косвенной цензуры,

напоминая положения Софийской декларации ЮНЕСКО о том, что достойные профессиональные методы журналистской работы являются наиболее эффективной гарантией от любых ограничений и давления со стороны заинтересованных групп, а также о том, что любые попытки установления норм и руководящих принципов профессии должны исходить от самих журналистов,

учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой журналисты должны выполнять свои профессиональные обязанности «на основе редакционной независимости и вырабатываемых журналистским сообществом норм саморегуляции, т.е. правил профессии и этических принципов»,

выражая приверженность Декларации принципов поведения журналистов, принятой Конгрессом Международной Федерации журналистов в 1954 г., и Кодексу профессиональной этики российского журналиста, принятому IV Съездом СЖР в 1994 г.,

принимая к сведению факт создания при участии СЖР и многих других неправительственных организаций Общественной коллегии по жалобам на прессу, ставшей независимой структурой гражданского общества, осуществляющей саморегулирование и сорегулирование в сфере массовой информации, опираясь на авторитет сформировавших его организаций и избранных в его состав лиц,

Утверждает настоящее Положение о Большом Жюри Союза журналистов России.

Статья 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Большое Жюри Союза журналистов России (далее – Большое Жюри) является подотчетным Съезду СЖР органом саморегулирования, действующим в соответствии с Уставом СЖР и настоящим Положением, утверждаемым Федеративным Советом СЖР.

1.2. Большое Жюри:

1.2.1. рассматривает конфликтные ситуации нравственно-этического характера, возникающие в журналистском сообществе в связи с исполнением членами СЖР своих профессиональных обязанностей;

1.2.2. дает от лица СЖР толкование норм, содержащихся в международной Декларации принципов поведения журналиста и Кодексе профессиональной этики российского журналиста. При этом Большое Жюри осуществляет кодификацию прецедентов и квалификацию казусов;

1.2.3. по поручению Федеративного Совета СЖР, Секретариата СЖР или Председателя СЖР, а также в связи с реализацией полномочий, предусмотренных пунктом 1.2.1. настоящего Положения, рассматривает вопросы, связанные с исключением из СЖР, вносит по этим вопросам представления в Федеративный Совет СЖР (в отношении членов СЖР, подотчетных Федеративному Совету СЖР) или в руководящие органы структурных подразделений СЖР;

1.2.4. в связи с реализацией полномочий, предусмотренных пунктом 1.2.1. настоящего Положения, рассматривает вопросы, связанные с приостановлением действия или аннулированием Международной профессиональной карточки журналиста.

 

1.3. Решения Большого Жюри, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми органами, структурными подразделениями и членами СЖР.

 

1.4. Помимо Большого Жюри и его коллегий никакие иные органы и организации СЖР не вправе выносит решения по вопросам, входящим в компетенцию Большого Жюри.

 

1.5. Признание профессионально-этической юрисдикции Большого Жюри является обязательным условием получения Международной профессиональной карточки журналиста. Лицо, признавшее профессионально-этическую юрисдикцию Большого Жюри, находится под его защитой.

 

1.6. Большое Жюри включает центральную, межрегиональные, региональные и местные коллегии, а также adhoc коллегии Большого Жюри.

 

1.7. Правом на обращение в Большое Жюри обладают:

1.7.1. члены СЖР;

1.7.2. структурные подразделения СЖР, включая региональные, местные и первичные журналистские организации;

1.7.3. уставные органы СЖР и его структурных подразделений.

 

1.8. Большое Жюри выносит решения:

опираясь на нормы законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, на статью 19 Всеобщей декларации прав человека, статью 19 и 20 Международного Пакта о гражданских и политических правах и статью 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, на резолюцию 45/76 А Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1990 г., касающуюся информации на службе человечества, Декларацию принципов терпимости, принятую Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 г., а также на другие декларации ЮНЕСКО об укреплении независимых и плюралистических средств информации, на документы совещаний Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ/ОБСЕ), касающиеся деятельности СМИ и журналистов, на Московскую декларацию журналистов в поддержку культуры мира от 14 ноября 1998 г.;

применяя к оценке конкретных конфликтных ситуаций Устав Союза журналистов России, Декларацию принципов поведения журналистов, Кодекс профессиональной этики российского журналиста, а также кодексы журналистской этики и правила профессионального поведения, принятые в отдельных организациях СЖР.

 

1.9. Рассмотрение конфликтных ситуаций в Большом Жюри проходит в обстановке гласности, если на основании мотивированного требования одной из сторон конфликта Большое Жюри не придет к выводу о целесообразности его проведения в обстановке конфиденциальности.

 

1.10. Рассматривая конфликтные ситуации, Большое Жюри стремится к:

1.10.1. установлению конструктивного диалога между участниками конфликта в обстановке состязательности и равноправия сторон;

1.10.2. осознанию участниками конфликта международно-признанных правил поведения журналистов и необходимости следования им в повседневной практике СМИ;

1.10.3. точной квалификации оспариваемых действий и формулированию решений, пригодных для последующей их систематизации в качестве прецедентов.

 

1.11. Большое Жюри в своей деятельности преследует следующие цели:

1.11.1.формирование культуры профессиональной и честной журналистики;

1.11.2. восстановление и укрепление доверия к средствам массовой информации;

1.11.3. укрепление свободы массовой информации в Российской Федерации;

1.11.4. защита профессиональной независимости и издательско-редакционной свободы в средствах массовой информации;

1.11.5. адаптация международно-признанных правил поведения журналистов к особенностям становления рыночной экономики, структурирования гражданского общества в России и появления новых информационных и коммуникационных технологий;

1.11.6. укоренение в журналистской среде идеалов толерантности в контексте предотвращения опасностей, связанных с предрассудками и дискриминацией, ксенофобией, агрессивным национализмом, этнической и религиозной разобщенностью;

1.11.7. противодействие политическому и другим формам экстремизма в СМИ;

1.11.8. содействие большей прозрачности отношений в сфере СМИ

 

1.12. Большое Жюри не рассматривает конфликтные ситуации, по существу которых имеется обращение в Общественную коллегию по жалобам на прессу или решение данной Общественной коллегии. Если поступившее в Большое Жюри обращение подано лицом, не упомянутым в пункте 1.7. настоящего Положения, или по своему характеру выходит за пределы внутренних проблем СЖР, либо затрагивает интересы аудитории средств массовой информации, то такое обращение передается на рассмотрение Общественной коллегии по жалобам на прессу.

 

1.13. Межрегиональные, региональные и местные коллегии Большого Жюри вправе рассматривать поступающие от аудитории средств массовой информации жалобы на нарушения правил профессиональной этики и поведения в данной сфере с целью разрешения конкретных информационных споров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: