Право и мораль их соотношения Соотношение права и морали




Вопрос 1,2.

Теории возникновения государства

 

Первые государства на нашей планете появились около пятидесяти столетий тому назад. В настоящее время в юридической науке существует достаточно широкий круг теорий, объясняющих происхождение государства. К числу основных из них относятся следующие:

1. Теологическая. Первопричиной появления государства называется "слово божье", божественная воля со всеми вытекающими отсюда последствиями безусловного, безоговорочного, покорного принятия данного людям свыше.

2. Патриархальная. Сторонники этой теории проводят параллель между естественно необходимой властью отца в семье (патриарха) и полномочиями верховного властителя в стране, подчеркивая, что государство есть продукт исторического развития семьи.

3. Договорная. Предпосылкой появления государства считается "война всех против всех" т. е. "естественное состояние" людей, конец которому положило учреждение государства, как результата договора между людьми, проявления их воли и разума.

4. Психологическая. Эта теория выводит государство из человеческой психики, которой свойственна потребность подражать и подчиняться лидеру, выдающейся личности, способной руководить обществом. Государство есть организация для осуществления такого руководства.

5. Теория насилия. Появление государства связывается с войнами, свойственными истории развития человечества как проявление закона природы, предполагающего подчинение сильными слабых, для закрепления порабощения которых и создается государство как особый аппарат принуждения.

6. Органическая теория. Государство рассматривается как результат социальной (органической) эволюции, когда происходит естественный отбор в ходе внешних войн и завоеваний, приводящий к появлению правительств, управляющих социальным организмом, уподобляемым организму человеческому.

7. Историко-материалистическая. В отечественной юридической науке эта теория приобрела доминирующее значение и получила наиболее подробное освещение в учебной литературе. Согласно данной теории, государство - это продукт естественно-исторического развития общества. Первобытное общество характеризуется отсутствием государства.

Историко-материалистическая теория различает возникновение государств: а) европейских, б) восточных (азиатских). (2 вопр).

Логика процесса возникновения европейских государств отражена в следующих моментах развития общества. Вначале произошло крупное общественное разделение труда (от земледелия отделилось скотоводство, затем ремесло и появилось купечество). Общественное разделение труда вызвало рост его производительности и появление так называемого избыточного продукта, т. е. одна семья или даже один человек производили больше, чем потребляли. В прежних экономических условиях этого не было. Следствием появления избыточного продукта- главного момента в разложении первобытного общества- стало возникновение частной собственности, имущих и неимущих, эксплуататоров и эксплуатируемых. Последние представляли собой два класса, интересы которых были непримиримы. В обществе, расколотом на два таких класса, возникает классовая борьба. Интерес экономически господствующего класса заключается в сохранении и упрочении своего положения, а угнетенного класса- в избавлении от угнетения, изменении своего положения в лучшую сторону. Классовая борьба приводит в конечном счете к появлению государства как органа, способного на основе организованного принуждения и насилия обеспечить существование общества, раздираемого внутренними противоречиями, как единого целого. При этом экономически господствующий и самый могущественный класс одновременно становится и классом господствующим политически, т. е. государство изначально появляется как орган, который действует в интересах именно этого класса. Постепенно класс, захвативший публичную власть, формирует и выгодные ему органы власти.

В данной теории различают три основные формы возникновения государства:

1) афинскую,

2) римскую,

3) древнегерманскую.

Первая из них изложена выше и представляет собой классическую форму возникновения государства. В отличие от нее в Древнем Риме процесс образования государства был ускорен длительной борьбой плебеев против патрициев, которая стимулировала разложение родоплеменного строя. У древних германцев образование государства ускорилось завоеванием чужих территорий и покорением живших там народов, господство над которыми было невозможно без создания соответствующего аппарата управления и принуждения

Если возникновение европейских государств главным образом обусловлено классовым разделением общества, то процесс возникновения восточных государств характеризуется плавным изменением первобытного общества в государственно-организованное, постепенным перерастанием первобытного родоплеменного общества в государство.

Главные причины появления восточных государств:

необходимость проведения крупномасштабных работ для развития поливного земледелия как основы экономического благополучия общества;

необходимость объединения больших групп людей и обширных территорий для достижения этой цели;

необходимость в централизованном управлении объединенной массой людей.

На фоне действия этих причин из аппарата управления родоплеменными объединениями возникает собственно государственный аппарат. Будучи продуктом естественно-исторического развития общества, государственный аппарат постепенно обособляется от общества, его функционеры становятся господствующим классом, эксплуатирующим труд общинников

Вопрос 3.

 

Вопрос 5.

Государство- универсальная политическая организация обшества, обладающая суверенитетом и особой публичной властью, распространяющаяся на всю территорию страны.

Признаки:

К числу таких признаков относятся следующие:

публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;

определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;

суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;

монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;

право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;

обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;

претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

Вопрос 6.

Итак, власть и подчинение - явления общественные, социальные, в них выражается человеческая кооперация, ими строится общество. Власть в социальном смысле - это способность подчинять кого-либо или что-либо своей воле.

Любая власть как атрибут общества - это волевое общественное отношение. В отношениях власти есть субъекты и объекты власти (те, кто осуществляет власть, и те, на кого направлена власть).

В зависимости от способа выражения воли различается не­посредственно общественная власть и публичная власть, осуществляемая государством. Таким образом, публичная (государственная) власть является разновидностью общественной власти.

Государственная власть - это система властеотношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения.

Государственной власти присущи следующие признаки; отличающие ее от иных видов общественной власти (например, власти политических партий):

- во-первых, государственная власть уже не осуществляется обществом, а реализуется особым аппаратом, выделившимся из общества, т. е. государственным аппаратом;

- во-вторых, государство как учреждение власти реализует свой собственный, обособленный от общества, "организм". В результате государственная власть становится политической и этим отличается от других видов общественной власти;

- в-третьих, это власть, поддерживаемая законом и потому способная при помощи аппарата и юридических норм делать свои веления обязательными для населения всей страны;

- в-четвертых, это власть суверенная, она самостоятельна и независима ни от какой иной власти;

- в-пятых, это власть легитимная, т. е. получившая юридическое, обоснование и общественное признание.

Вопрос 7.

Суверенитет- верховенство осуществления власти внутри страны и независимо за её пределами.

Основным признаком суверенитета, является верховенство государственной власти, которое можно охарактеризовать как:
а)безусловное распространение власти на всех граждан и все со­циальные структуры общества;
б) монопольная возможность применения таких средств воз­действия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;
в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);
г) прерогатива государства отменять, признавать ничтожны­ми акты других субъектов политики, если они не соответству­ют установлениям государства.

Суверенитет государства основан на совокупности его основных объективных компонентов (территории, населения, институтов власти), в которых пространственно, по кругу лиц и во времени (по срокам) объективируется властная воля правителя.

В соответствии с этим, отражая состояния суверенитета у государства, разделяют:

 

территориальный суверенитет,

суверенитет по отношению к населению,

властно-институциональный суверенитет (по отношению к власти).

Территориальный суверенитет характеризуется в нормативно-правовом и фактическом (политическом) плане. Фактический суверенитет означает не только то, что отражено на политической карте, в нормах законов. Он включает такую реальную характеристику как эффективный контроль государства над своей территорией (сушей, воздушным пространством, континентальным шельфом, территориальным морем, особой экономической зоной) в пределах государственных границ. Другой важной характеристикой является устойчивая правовая связь большинства населения с территорией и властью (гражданство и оседлость).

К принципам государственного суверенитета относятся единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ, верховенство власти правителя по отношению к внутренним субъектам публичного права, независимость и самостоятельность государства в отношениях с другими государствами, невмешательство во внутренние дела данного государства. Если иностранное государство или террористы нарушают границы данного го­сударства, терроризируют население, принуждают власти к территориальным уступкам, или принятию требований, не отвечающим национальным интересам, то говорят о нарушении суверенитета.

Вопрос 8.

Сущность – это главная, определяющее, что обуславливает его объективную необходимость в обществе.

Существует 2 аспекта:

1 формальная сторона – любое государство – есть организация.

2 то, чьим интересам будет служить данная организация (содержательная сторона).

Главное в сущности гос-ва его содержательнаяя сторона, другими словами, то чьи интерсы прежде всего данная организация полит. власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить следующие подходы: 1 классовый, 2 национальный, общечеловеческии

Социальное назначение государства определяется его сущностью. Социальное назначение государства это роль государства в обществе, это роль государства при решении социальных вопросов, это роль государства при решении проблем общества.

 

Вопрос 9. Механизм гос-ва.

Мех. Гос-ва – это целостная иерархическая система гос органов и учереждений, практически осуществляющих гос власть, задачи и функции государства.

Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки механизма государства.

1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

 

2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

 

3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

 

4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Вопрос 10.

Типология — это теория о типах тех или иных явлений. Когда мы говорим о типологии государств, то это значит, что речь идет о «разделении» всех государств, существующих в прошлом и настоящем, на группы, классы — типы. Разделение государств на типы призвано помочь выяснить, чьи интересы выражали и обслуживали государства, объединенные в данный тип.

Тип государства — совокупность государств, которые имеют сходные общие черты, проявляющиеся в единстве закономерностей и тенденций развития, базировании на одинаковых экономических (производственных) отношениях, на одинаковом сочетании общесоциального и узкогруппового (классового) аспектов их сущности, аналогичном уровне культурно-духовного развития.

Тип государства характеризуется:

• элитой (классом, социальной группой), которая находится у власти;

• системой производственных отношений и форм собственности, на которых эта власть базируется;

• системой методов и способов, которые применяет эта власть при защите производственных отношений и форм собственности;

• реальным (а не декларируемым) общесоциальным содержанием политики государства, его истинной ролью в обществе;

• уровнем культурно-духовного развития населения государства в целом и личности в частности.

Вопрос 11.

Формационный подход основан на марксистском учении о смене общественно-экономических формации (их базис — тип производственных отношений), каждой из которых соответствует свой исторический тип государств. Рабовладельческой общественно-экономической формации соответствует рабовладельческий тип государства, феодальной — феодальный, буржуазной — буржуазный. Формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших типов производственных отношений и замены их новым экономическим строем.

Понятие исторического типа государства связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства от экономических отношений, которые господствуют в обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип, согласно марксистско-ленинской теории, отражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства.

При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса. Называя три основных типа эксплуататорских государств (рабовладельческое, феодальное, буржуазное), К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин выделяли и последний (неэксплуататорский) исторический тип — социалистическое государство, которое в ближайшей исторической перспективе должно перерасти в общественное коммунистическое самоуправление. Социалистическое государство фактически рассматривалось как антикапиталистическое, что служило ложной теоретической основой для отождествления прогрессивных (цивилизованных) и регрессивных (примитивных) моделей социализма, а также некорректных трактовок сущности коммунистической формации.

Вопрос 12.

. Цивилизационный подход.

Цивилизация – замкнутое состояние общества, обладающее специфическими признаками, отражающими тип культуры, язык, историю, традиции, систему ценностей.

Цивилизационный подход выделяет следующие государства:

- древневосточные государства (Египет, Месопотамия)

- древнеафинское государство (как демократическое)

- древнеарийское

- современные государства.

Теория выделяет цивилизации:

- Древние;

- Средневековые;

- Новые;

- Новейшие.

Им соответствуют типы государств:

- ранние;

- классовые;

- политические;

- правовые.

Выделяются также доиндустриальные государства, характерные для древних и средневековых цивилизаций, индустриальные – характерные для новой цивилизации и постиндустриальные – для новейшей.

ВОПРОС 13.

Функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и назначением.

Функции государства и их содержание обусловлены следующими факторами:

· 1. Сущностью государства;

· 2. Целями и задачами государства;

· 3. Потребностью обеспечения самых необходимых условий сохранения общества.

Классификация функций:

1) В зависимости от сферы осуществления:

· - внутренние (направлены на решение внутренних задач): культурная, функция социальной защиты, экологическая, функция налогообложения, экономическая, функция правопорядка, охрана прав и свобод человека;

· - внешние: функция обороны страны, функция поддержания мира, обеспечения делового сотрудничества с другими государствами, интеграции в мировую экономику.

2) В зависимости от продолжительности действий:

· - постоянные (присущи на всех этапах развития общества);

· - временные.

3) В зависимости от значимости:

· - основные (выполняются всеми государственными органами во взаимосвязи);

· - второстепенные (свойственны одному государственному органу).

4) В зависимости от правовых форм осуществления функций государства:

· - законодательные;

· - управленческие;

· - судебные.

5) По содержанию государственной деятельности:

· - экономические;

· - экологические;

· - социальные;

· - культурные;

· - политические.

6. охранительная и регулитивная.

Вопрос 14.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

Форма правления — это структура высших органов гос власти, порядок их образования и распределение компетенции.

Монархия — форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству

Республика — это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок

Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами. Различаются:

Унитарное государство — это единое целое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти.

Федера́ция— форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народарства.

Тоталитаризм (от лат. totalitas – цельность, полнота) характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологи

Демокра́тия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3]. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью.

Вопрос 15.

Форма правления определение и виды.

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

 

За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.

 

Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.

 

Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

Вопрос 16.

Форма Гос устройства, понятие и виды

Гос.устройство – это организация территории гос-ва, его территориальное отделение, система отношений между центральной и региональной властями в государстве.По форме устройства все государства деляться на Унитарные, федеративные и конфедерации.

 

УНИТАРНОЕ гос-во- это единое, целое гос-во, не имеющее внутри себя каких либо государственных образовани, обладающих элементами суверенности, самостоятельности.

Черты:

1.Единый центр гос власти

2.Одна система законодательства

3.единое гражданство

4.единая судебная система

5.Однакональная система налогов(все налоги собираються по стране и акомулируются в центре)

Унитаргос могут быть: централизованными и децентрализованными

Федера́ция— форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью

Конфедера́ция — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Исторический опыт показывает, что конфедерация весьма неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Вопрос 17.

 

Государственный режим — совокупность средств, способов и методов осуществления государственной власти

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народарства.

Тоталитаризм (от лат. totalitas – цельность, полнота) характеризуется стремлением государства к абсолютному контролю над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологи

Демокра́тия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3]. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью.

Вопрос 18.

Понятие и признаки права

Право рассматривается с 2-х сторон

1 Субъективное (мера возможного поведения)

2 Объективнаярасматривается с точки зрения различных подходов

- Нормативный. Право это система правовых норм установленных или санкционируемых государством и обеспеченных его принудительной силой.(отражение в законе, системе норм)

-Социологический. Правоотношения переходящие в правопорядок, не всегда находится в законе, но возникает в обществе.

-Естественно-правовой. Право – совокупность принципов, правил, норм, ценностей продиктованных самой природой человека.(не зависят от заканадательства)

-Интегративный право это система нормативных установок опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения.

ПРИЗНАКИ ПРАВА

1 Нормативность (состоит из норм права)

2 Системность(взаимосвязь)

3 Связь с государством(обязательно для выполнения, гос обеспечение)

4 Формальная определенность(точное закрепление требований к поведению людей)

5 Волевой характер (право выражает волю государства)

 

ВОПРОС 19

 

Принципы права

Принцип права – это основополагающие идеи, закрепленные в официальных источниках права и отрожающие закономерности развития общественных отношений.

Значение принципов права:

1) обеспечивает существенную, устойчивую, необходимую связь между разнообразными нормами права.

2) Служит ориентиром и критерием оценки для любой юридической деятельености

3) Выступает важным средством установлением пробелов противоречий и других недостатков в праве.

4) Служит важным средством восполнения пробелов

Виды принципов:

1) Общеправовые (выражают общее содержание всех отрослей права: законность, гуманизм. Справидливость, юр. Равенство, Демократизм)

2) Межотрослевые(охватывает несколько сходных отрослей права) Процессуальные отрасли: гласность судебного разбирательства, состязательность, презумция невиновности.

3) отрослевые (отражают содержание одной отрасли) Принципы гражданского права:

Принцип юридического равенства участников гражданско-правовых отношений.

Неприкосновенность собственности, принцип свободного договора, Принцип диспозитивности, Принцип недопустимости произвольного вмешательства в кого-либо в частные дела.

21) Функции права и их классификация.

Функции права- основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочного урегулирования и придания им необходимой стабильности единства и динамизма.

Классификация:

1) специально юридические:

-Регулятивная

-Охранительная

-Компенсационная

-Ограничительная

- Восстановительная

2) Общесоцеальные:

-Культурно – историческая

-Воспитательная

-Социального контроля

- Информационная

Право и мораль их соотношения Соотношение права и морали

Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п.

Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.

Единство права и морали заключается в следующем:

1. право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

2. право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

3. право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

4. право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

5. право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

1. право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

2. правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

3. право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

4. взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

5. право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

6. правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

7. мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.

 

ВОПРОС 29

Норма права – это формально-определенное общеобязательное установленное или санкционированное государством правило поведения, охряняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения.

 

ПРИЗНАКИ

Нормативность- норма правила поведения который имеет общий характер распрастраняется на определенный круг лиц и на их отношения.

Предоставительно-обязывающий характер – нормы права предоставляются права и указываются на обязаности субъектов

 

Формальная определенность: точное обозначение обстоятельств порождающие правовые последствия

 

Связь с государством: устанавливаются или санкционируются государством и соответствующими органами

Общеобязательность-общеобязательных характер норм права

Многократное применение

 

ВОПРОС 30

Структура нормы права - это ее внутреннее строение. Полная структура нормы права носит трехзвенный характер: «Если... - то... - иначе... » и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза - перечень обстоятельств, при возникновении которых в реальной жизни норма начинает действовать. Гипотеза устанавливает условия действия нормы. Юридические запреты, дозволения и обязанности на практике реализуются не произвольно, а лишь в связи с наступлением тех или иных жизненных обстоятельств, обусловливающих начало действия нормы права. Гипотеза закрепляет юридические факты (действия, события, состояния), при наличии которых на практике приводится в действие и реализуется диспозиция нормы.

 

Гипотезы в зависимости от структуры бывают:

 

· простыми, т.е. в которых содержится только одно условие;

 

· сложными, т.е. в которых содержится два и более условий, при которых будет реализовываться данная норма права;

 

· альтернативными, т.е. гипотеза, имеющая в наличии два и более условий, каждое из которых будет действовать при определенных обстоятельствах.

 

В зависимости от формы изложения гипотезы бывают:

 

· Абстрактными - гипотеза указывает на общие родовые признаки условий;

 

· Казуистическими - гипотеза указывает на частные условия.

 

Диспозиция - это часть нормы права, предписывающая вариант поведения при условиях определенных в гипотезе. Диспозиция - это юридическая обязанность, дозволение или запрет, составляющие непосредственное содержание нормы. Диспозиция обязывающих норм императивно требует от субъектов совершения определенных активных действий, запрещающих - отказа от их совершения, а диспозиция дозволяющих норм дозволяет лицу совершить те или иные действия.

 

Диспозиции бывают:

 

Простыми - диспозиция, описывающая вариант поведения и не раскрывающая его (ст. 53 ГК РФ);

 

Описательными - в диспозиции называется и описывается вариант поведения (ст. 68 ГК РФ);

 

Ссылочными - диспозиция, при которой для ознакомления с вариантом поведения данная норма права отсылает к другой норме права (ст. 133 ГК РФ);

 

Бланкетными - диспозиция отсылает для уяснения варианта поведения к различным инструкциям и правилам (ст. 264 УК РФ).

 

Санкция - это часть нормы права, определяющая негативные последствия, наступающие для нарушителя диспозиции нормы. Такое нарушение может выразиться в неисполнении юридической обязанности или несоблюдении запрета. Таким образом, санкция предусматривает правовые



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: