Определили задачи исследования.




1. Изучить состояние проблемы, связанной с подготовкой школьников к современным условиям жизнедеятельности.

2. Рассмотреть процесс преподавания ОБЖ и его связь с другими предметами и эффективность этих связей для более полной подготовки учащихся к современным условиям жизнедеятельности.

В процессе выполнения и написания квалификационной работы были использованы следующие методы исследования:

- анализ методической литературы;

- наблюдение за учебным процессом;

- анкетирование учащихся и выпускников школы.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней предложено обобщение методического опыта эффективного преподавания ОБЖ с использованием современных технологий, благо школа располагает соответствующей базой.

В первой главе, мы рассмотрели концепцию развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности» и общие предпосылки введения ОБЖ в школьную программу. Пришли к выводу, что новое образование населения в области безопасности жизнедеятельности необходимо на всех этапах жизненного цикла людей (от дошкольного до школьного). Оно должно проводиться в различных формах, заранее предписать или ограничить ряд которых невозможно. Очевидно лишь, что общее поле этих форм должно иметь взаимосвязанный, непрерывный, многоуровневый, многомодульный характер.

Особое место в сфере образования занимает обучение молодёжи в учебных заведениях, поскольку его структура и содержание предписываются-таки официальными образовательными стандартами.

Начало становления Образовательной области БЖД относится к 1989-1991 г., когда в отечественную систему образования были введены ВУЗовская общепрофессиональная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) и школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). В их постоянно совершенствуемых стандартах и учебно-методических комплектах до настоящего времени эмпирически отражаются известные вопросы защиты, поднятые с самого начала государственными ведомствами.

Школьное образование в области БЖД реализуется специальным учебным предметом «Основы безопасность жизнедеятельности» (ОБЖ), обобщающим подготовку и формирующим компетентность в области безопасности, и фрагментами безопасности в других школьных предметах. Например, содержание начального общего образования в области БЖД целесообразно включить в материалы предмета «Окружающий мир»; линии здорового образа жизни и оказания первой помощи уместны как фрагменты безопасности в учебных предметах «Физическая культура» и «Биология», а ряд материалов линии безопасного поведения - как фрагменты безопасности в предметах «Физика», «Химия», «Биология». В целом, предмет ОБЖ и фрагменты безопасности в других предметах образуют общеобразовательную область «Основы безопасность жизнедеятельности» (входящую составной частью в БЖД), все компоненты которой тесно взаимосвязаны как тематически, так и хронологически. Основное содержание общеобразовательной области ОБЖ утверждается стандартами федерального компонента общего образования. В дополнение к нему в региональном компоненте целесообразно представить вопросы безопасности жизнедеятельности, характерные для местных условий, то есть для Орловской области.

В своей работе мы отразили несколько примерных программ для старших классов, где указан региональный компонент и раздел Основы военной службы в количестве 68 часов, 35 часов из них военные сборы на базе воинских частей

Во второй главе, мы особо остановились на обучении школьников вопросам безопаснисти жизнедеяятельности. В Конституции РФ (ст. 72) записано, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидации их последствий отнесено к предмету совместного ведения федеральных властей и органов государственной власти субъектов РФ. Федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О гражданской обороне" создают основу для продуктивной и полноценной деятельности в области защиты населения от ЧС, десятки подзаконных актов, стандартов и положений дополняют правовую основу управления.

Постановлением Правительства РФ конкретизированы положения Закона РФ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" по вопросам обучения молодежи в области защиты от ЧС.

Так, в ст. 2 определено, что "подготовке в области защиты от ЧС подлежат «учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования», а ст. 4 установлено, что "Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования осуществляется в учебное время по образовательным программам в области защиты от ЧС.

Программы утверждаются Минобразования России по согласованию с МЧС России".

Наиболее результативное решение возникших задач в области БЖД достигается через общее образование: детям и подросткам легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем в обществе и на производстве. В содержании общеобразовательных программ многих стран мира имеются разделы по здоровью и безопасности. Они предназначаются для подготовки молодежи к жизни в условиях возросшего в последнее время количества опасностей различного вида.

В России с 1991 г. эту роль выполняет курс "Основы безопасности жизнедеятельности" (курс ОБЖ), в который позднее были включены вопросы основы военной службы

Важным звеном системы массовых мероприятий учащихся является проведение мероприятий (соревнований) по программе "Школа безопасности". В целях организации подготовки учащихся во внеурочное время по вопросам БЖД создано Всероссийское детско-юношеское движение общественное "Школа безопасности". Движение "Школа безопасности" позволяет воспитывать у учащейся молодежи наряду с другими морально-волевыми качествами и такие важные качества личности, как коллективизм и взаимовыручка.

Таким образом, после прохожения курса обучения компетентность выпускников школы в области БЖД будет служить фундаментом дальнейшей подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях всех профилей и, в особенности, профилей, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства.

На основании изученного материала, мы решили проверить свою гипотезу т.е., понимая, что школьный курс информатики предоставляет большие возможности для интеграции с ОБЖ, которая становится всё более актуальной, так как количество профессий в которых предусмотрено использование компьютерных технологий растёт. Вместе с тем растёт и количество учащихся, имеющих компьютер дома и проводящих за ним большую часть своего времени и это ямы решили использовать.

Вопросов по безопасности школьников много, но в связи с нехваткой времени мне на двух уроках в 9 классе удалось поговорить по технике безопасности в компьютерном кабинете, а их нужно проводить, проводить четыре раза в год (раз в четверть).

Этого требуют и нормативные документы образовательных программ, и здравый смысл: компьютерный класс, в котором к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение, действительно является местом повышенной опасности.

Ниже приводим конспект урока по теме "Персональный компьютер и охрана здоровья пользователя".

Класс: 9 (может быть 10 и 11). Урок может быть адаптирован под возраст учащихся.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проекционный комплекс или интерактивная доска, пульты для интерактивного голосования.

Как я уже сказала, у меня не было времени для анализа тестирования, но я воспользовалась данными преподавателя ОБЖ школы.

Результативность работы МО ОБЖ СОШ №1 в плане подготовки учащихся к современным условиям жизнедеятельности

(Из опыта работы преподавателя-организатора ОБЖ школы). В рамках проводимого экспериментального исследования роли курса ОБЖ в подготовке учащихся к современным условиям жизнедеятельности на базе МОУ СОШ №1 конце 2015-2016 учебного года было проведено анкетирование учащихся 9-11 классов с целью выявить, самооценку учащихся по приобретению обще предметных навыков в курсе ОБЖ.

Результаты анкетирования

1 - Понимаю, какая информация нужна к уроку, где и как её искать. (100%) подтвердили, что способны ее найти.

2 -Умею отсекать недостоверную, устаревшую, бесполезную информацию. (97%)

3 -На основе имеющихся знаний и полученной информации научился создавать новые ясные и чёткие представления и знания в области ОБЖ.(83%)

4 -Могу поделиться своими знаниями с окружающими, в том числе создавая свои источники информации. (71%)

5 -Научился заниматься более эффективно, используя для этого информационные технологии. (100%)

6 - Научился работать как самостоятельно, так и в команде с использованием приёмов индивидуальной или коллективной деятельности. (85%)

Таким образом, компьютер в школе входит в постоянный учебный процесс по приобретению и закреплению знаний в области ОБЖ и других предметов. Из опыта работы педагога, в школе наблюдается устойчивый рост качества знаний по ОБЖ.

Важным показателем того, что учащиеся осознают роль курса ОБЖ, как важного для их дальнейшей деятельности предмета является рост количества учащихся, полюбивших этот предмет.

 

 

Спасибо за внимание!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: