Особенности психических состояний обучающихся
4.1. Понятие «психические состояния».
4.2. Классификация психических состояний.
4.3. Понимание особенностей протекания стресса в процессе организации деятельности обучающихся. Саморегуляция психических состояний.
Понятие «психические состояния»
Определение психического состояния как особой психологической категории формулируется так: это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Раскроем это определение.
Всякое психическое состояние есть нечто целостное, своего рода синдром. Например, состояние, называемое борьбой мотивов, хотя обычно и относится к воле, но содержит в себе значительные познавательные и эмоциональные элементы, причем все они не суммируются, а образуют целостную структуру.
Весьма существенно для психического состояния то, что оно, как сказано в определении, на некоторое время характеризует психическую деятельность, а характеристика всегда подчеркивает своеобразные и типические черты. Например, состояние утомления достаточно своеобразно и типично, чтобы отличить его от противоположного состояния бодрости и работоспособности. Своеобразие психического состояния прежде всего означает своеобразие протекания психических процессов. Например, состояние рассеянности часто характеризуется отклонениями в области ощущений и восприятия, памяти и мышления, ослаблением волевой активности, нередко своеобразными эмоциональными переживаниями.
Вне психических процессов нет и не может быть никаких психических состояний. Как и психические процессы, психические состояния имеют начало и конец, изменяются. Но психическое состояние отличается большей целостностью и устойчивостью. Психический процесс может перейти в психическое состояние, например, процесс восприятия художественной картины может перейти в довольно сложное психическое состояние под впечатлением этой картины.
Психические состояния тесно связаны с индивидуальными особенностями личности.
Классификация психических состояний
Основные состояния, отмеченные клиникой, таковы:
1. состояние активности с полюсами возбуждения или торможения, возбудимости и тупости;
2. различные градации состояния бодрствования вплоть до глубокого сна;
3. тесно связанные с предыдущим, но не тождественные им состояния ясности или помраченности сознания;
4. сосредоточенность или рассеянность;
5. состояние подъема или упадка «духа»;
6. апатии;
7. утомления;
8. настроения: а) удовольствия или неудовольствия, близкие этому состояния радости (эйфории) и горя (депрессии, меланхолии); б) раздражительности; в) тревоги и страха;
9. соматопсихические состояния: голод, жажда, половое возбуждение;
10. состояния конфликта;
11. состояния фрустрации;
12. неуверенность и нерешительность.
Таблица 4.1. Классификатор психических состояний человека
Волевые состояния («разрешение-напряжение») | |||
Праксические состояния | Мотивационные состояния | ||
Положительные | отрицательные | органические | ориентировочные |
Эмфалия (вдохновение) Воодкшивление Подъем Мобилизация Врабатывание Готовность (установка) Активизация | Прострация Переутомление Монотония Пресыщение Усталость | Гипоксия Жажда Голод Сексуальное напряжение | Сенсорная депривация Скука Заинтересованность Любопытство Удивление Сомнение Озадаченность Тревого Страх Ужас Паника |
Аффективные состояния («разрешение-напряжение») | |||
Гуманитарные состояния | Эмоциональные состояния | ||
Положительные | отрицательные | органические | ориентировочные |
Симпатия Синтония Дружба Любовь Восхищение | Антипатия Асинтония Вражда Ненависть Возмущение | Атараксия (полное спокойствие) Радость Наслаждение Счастье Эйфория Экстаз | Волнение Грусть Тоска Печаль Горе Страдание Негодование Гнев Ярость |
Состояние сознания (сон-активация) | |||
Состояние внимания | |||
Рассеянность Синойя (сосредоточенность) Гиперпрозексия(повышенное внимание) |
В неврологии существенное место занимает понятие тонуса, хотя оно относится ко всем сторонам нервно-психической деятельности, но в центре его здесь стоит понятие нервно-мышечного тонуса. Психическим эквивалентом тонуса является психическое состояние как общий фон всей психической деятельности.
Всякая психическая деятельность протекает с большей или меньшей степенью активности, или при более или менее активном состоянии. Активное состояние характеризует мобилизация или высокий уровень нервно-психической функциональной мобилизации, которой противоположны различные степени состояния пассивности. Понятие активность или пассивность не связано с определенным психическим содержанием, по отношению к предмету или факту всегда связано со степенью активности: увлеченность, захваченность, заинтересованность - разные оттенки и степени отношения, связанного с тем или иным объектом или процессом. Противоположное состояние - пассивность - связано с безразличным отношением. Отрицательное эмоциональное состояние - скука - характеризует некоторый фон активности при отсутствии заинтересованного отношения и вытекающего отсюда неприятно бездеятельного состояния. Биопсихологические состояния, определенные жизненным ритмом, представляют бодрствование и сон. Из этих бесспорных состояний первое является условием сознательной деятельности, переживаний, отношений, второе исключает их, но об их связи с психикой могут возникнуть существенные заблуждения. Так психоневролог У. Пенфилд, по существу, отождествил функционально динамическое понятие бодрствования с понятием сознания. Вторая ошибка принадлежит знаменитому психоаналитику 3. Фрейду, определившему сон как отсутствие желаний, иначе, безразличие. Однако можно даже страдать от безразличия, т. е. универсально-равнодушного отношения к окружающему, и вместе с тем бодрствовать. Психофизиологический план сна - бодрствования близок, но не тождествен ни с понятием психической активности - пассивности, ни с понятием активного отношения как активно-избирательной связи и безразличия, или равнодушного отношения.
Состояния сознания в плане изменения или нарушения сознания представляют области психопатологии, например, делириозное, аментивное, сумеречное, состояние спутанности, автоматизма. Эти состояния таковы, что нормальная психическая активность, которая в основном соответствует сознательному состоянию, при них исключается точно так же. Исключаются при этом сознательные психические отношения. Если эти состояния вызываются, главным образом, травмой, инфекцией, интоксикацией, то тяжелое психическое переживание того, к чему человек относится как к важнейшему и ценнейшему в жизни, может быть источником возникновения расстройств сознания, хотя и не сходных с перечисленными, но болезненных.
В известной степени с состоянием активности находится состояние сосредоточенности и противоположное ему состояние рассеянности. Сосредоточенность В. М. Бехтерев характеризовал в соответствии с учением А. А. Ухтомского о доминанте. Сосредоточение, или концентрация психической деятельности, или непроизвольно и связано с активно положительным отношением с привлекательностью объекта, тяготением, интересом к нему или с отрицательным отношением, вызывающим отвращение, раздражение или опасение. Своеобразным является состояние произвольного сосредоточения, в котором сочетается отсутствие непосредственного интереса к выполняемому с ответственным отношением к своим обязанностям или опасливым отношением к последствиям невыполнения задачи. Рассеянность соответствует не столько безразличному отношению, сколько такому состоянию церебральной слабости, атонии или астении, при которой недостает необходимого напряжения.