Классификация психических состояний




Особенности психических состояний обучающихся

 

4.1. Понятие «психические состояния».

4.2. Классификация психических состояний.

4.3. Понимание особенностей протекания стресса в процессе организации деятельности обучающихся. Саморегуляция психических состояний.

 

Понятие «психические состояния»

 

Определение психического состояния как особой психологической категории формулируется так: это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Раскроем это определение.

Всякое психическое состояние есть нечто целостное, своего рода синдром. Например, состояние, называемое борьбой мотивов, хотя обычно и относится к воле, но содержит в себе значительные познавательные и эмоциональные элементы, причем все они не суммируются, а образуют целостную структуру.

Весьма существенно для психического состояния то, что оно, как сказано в определении, на некоторое время характеризует психическую деятельность, а характеристика всегда подчеркивает своеобразные и типические черты. Например, состояние утомления достаточно своеобразно и типично, чтобы отличить его от противоположного состояния бодрости и работоспособности. Своеобразие психического состояния прежде всего означает своеобразие протекания психических процессов. Например, состояние рассеянности часто характеризуется отклонениями в области ощущений и восприятия, памяти и мышления, ослаблением волевой активности, нередко своеобразными эмоциональными переживаниями.

Вне психических процессов нет и не может быть никаких психических состояний. Как и психические процессы, психические состояния имеют начало и конец, изменяются. Но психическое состояние отличается большей целостностью и устойчивостью. Психический процесс может перейти в психическое состояние, например, процесс восприятия художественной картины может перейти в довольно сложное психическое состояние под впечатлением этой картины.

Психические состояния тесно связаны с индивидуальными особенностями личности.

 

Классификация психических состояний

 

Основные состояния, отмеченные клиникой, таковы:

1. состояние активности с полюсами возбуждения или торможения, возбудимости и тупости;

2. различные градации состояния бодрствования вплоть до глубокого сна;

3. тесно связанные с предыдущим, но не тождественные им состояния ясности или помраченности сознания;

4. сосредоточенность или рассеянность;

5. состояние подъема или упадка «духа»;

6. апатии;

7. утомления;

8. настроения: а) удовольствия или неудовольствия, близкие этому состояния радости (эйфории) и горя (депрессии, меланхолии); б) раздражительности; в) тревоги и страха;

9. соматопсихические состояния: голод, жажда, половое возбуждение;

10. состояния конфликта;

11. состояния фрустрации;

12. неуверенность и нерешительность.

 

Таблица 4.1. Классификатор психических состояний человека

Волевые состояния («разрешение-напряжение»)
Праксические состояния Мотивационные состояния
Положительные отрицательные органические ориентировочные
Эмфалия (вдохновение) Воодкшивление Подъем Мобилизация Врабатывание Готовность (установка) Активизация Прострация Переутомление Монотония Пресыщение Усталость Гипоксия Жажда Голод Сексуальное напряжение Сенсорная депривация Скука Заинтересованность Любопытство Удивление Сомнение Озадаченность Тревого Страх Ужас Паника
Аффективные состояния («разрешение-напряжение»)
Гуманитарные состояния Эмоциональные состояния
Положительные отрицательные органические ориентировочные
Симпатия Синтония Дружба Любовь Восхищение Антипатия Асинтония Вражда Ненависть Возмущение Атараксия (полное спокойствие) Радость Наслаждение Счастье Эйфория Экстаз Волнение Грусть Тоска Печаль Горе Страдание Негодование Гнев Ярость
Состояние сознания (сон-активация)
Состояние внимания
Рассеянность Синойя (сосредоточенность) Гиперпрозексия(повышенное внимание)

 

В неврологии существенное место занимает понятие тонуса, хотя оно относится ко всем сторонам нервно-психической деятельности, но в центре его здесь стоит понятие нервно-мышечного тонуса. Психическим эквивалентом тонуса является психическое состояние как общий фон всей психической деятельности.

Всякая психическая деятельность протекает с большей или меньшей степенью активности, или при более или менее активном состоянии. Активное состояние характеризует мобилизация или высокий уровень нервно-психической функциональной мобилизации, которой противоположны различные степени состояния пассивности. Понятие активность или пассивность не связано с определенным психическим содержанием, по отношению к предмету или факту всегда связано со степенью активности: увлеченность, захваченность, заинтересованность - разные оттенки и степени отношения, связанного с тем или иным объектом или процессом. Противоположное состояние - пассивность - связано с безразличным отношением. Отрицательное эмоциональное состояние - скука - характеризует некоторый фон активности при отсутствии заинтересованного отношения и вытекающего отсюда неприятно бездеятельного состояния. Биопсихологические состояния, определенные жизненным ритмом, представляют бодрствование и сон. Из этих бесспорных состояний первое является условием сознательной деятельности, переживаний, отношений, второе исключает их, но об их связи с психикой могут возникнуть существенные заблуждения. Так психоневролог У. Пенфилд, по существу, отождествил функционально динамическое понятие бодрствования с понятием сознания. Вторая ошибка принадлежит знаменитому психоаналитику 3. Фрейду, определившему сон как отсутствие желаний, иначе, безразличие. Однако можно даже страдать от безразличия, т. е. универсально-равнодушного отношения к окружающему, и вместе с тем бодрствовать. Психофизиологический план сна - бодрствования близок, но не тождествен ни с понятием психической активности - пассивности, ни с понятием активного отношения как активно-избирательной связи и безразличия, или равнодушного отношения.

Состояния сознания в плане изменения или нарушения сознания представляют области психопатологии, например, делириозное, аментивное, сумеречное, состояние спутанности, автоматизма. Эти состояния таковы, что нормальная психическая активность, которая в основном соответствует сознательному состоянию, при них исключается точно так же. Исключаются при этом сознательные психические отношения. Если эти состояния вызываются, главным образом, травмой, инфекцией, интоксикацией, то тяжелое психическое переживание того, к чему человек относится как к важнейшему и ценнейшему в жизни, может быть источником возникновения расстройств сознания, хотя и не сходных с перечисленными, но болезненных.

В известной степени с состоянием активности находится состояние сосредоточенности и противоположное ему состояние рассеянности. Сосредоточенность В. М. Бехтерев характеризовал в соответствии с учением А. А. Ухтомского о доминанте. Сосредоточение, или концентрация психической деятельности, или непроизвольно и связано с активно положительным отношением с привлекательностью объекта, тяготением, интересом к нему или с отрицательным отношением, вызывающим отвращение, раздражение или опасение. Своеобразным является состояние произвольного сосредоточения, в котором сочетается отсутствие непосредственного интереса к выполняемому с ответственным отношением к своим обязанностям или опасливым отношением к последствиям невыполнения задачи. Рассеянность соответствует не столько безразличному отношению, сколько такому состоянию церебральной слабости, атонии или астении, при которой недостает необходимого напряжения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: